Показать ещё Все новости
Разрушители тестовых легенд
Александр Стельмах
Комментарии
Субъективным образом мы выбрали три команды, чьи результаты на первых этапах сильнее всего отличались от предсезонной формы и, соответственно, нас удивили – неприятным или приятным образом.

Успех «Макларена”

Команда из Уокинга начала удивлять ещё в межсезонье – но совсем не высокой скоростью. Очередной революционный автомобиль снова оказался не очень-то быстрым. Критики заговорили о глубоком кризисе, связанном с системой организации разработки. В „Макларене” используется так называемый матричный принцип, его приход в автоспорт приписывается Мартину Уитмаршу, выходцу из авиастроения. Такая структура позволяет одному сотруднику одновременно работать над несколькими проектами.

“Макларен” смог выиграть Гран-при, несмотря на неразбериху на тестах.

Если предположить, что в „Макларене” ключевые работники являются чудесными специалистами, в теории они вполне могут выдавать прекрасные результаты на всех направлениях. В матричной системе у одного сотрудника может быть сразу несколько начальников – руководителей направлений. Но вот роль верховного главнокомандующего — такого, как, например, Ньюи в в “Ред Булл”, – избыточна. Поэтому „Макларен” последнее время обходился усилиями двух ведущих инженеров болидов, один из которых курировал разработку автомобиля текущего сезона, второй – машину будущего.

Надо отметить, матричная система в других, более приземлённых отраслях бизнеса – не самый оптимальный вариант. Её главный недостаток — большие сроки и негибкость разработки, высокий риск оторванности финального результата от пожеланий клиента и, не в последнюю очередь, трудности во взаимодействии элементов матрицы. В условиях Формулы-1 возник ещё один необычный симптом: в ситуации, когда каждый ключевой сотрудник сам за себя и нет единой руководящей и направляющей руки, матричная система почти гарантированно будет создавать революции там, где подошли бы спокойные эволюции.

Такой прорывной технологией стала инновационная “макаронная” система выпуска болида MP4-26. Трубы выводили выхлопные газы в разные точки днища автомобиля, и, таким образом, аэродинамики могли рассчитывать на струю воздуха нужной плотности и скорости, создающей значительное преимущество. На практике всё было печальнее: система оказалась ненадёжной, тяжёлой и доставляла немало проблем с компоновкой. В результате в Австралии дебютировал „консервативный” вариант: фактически скопированный у Эдриана Ньюи. Параллельно в “Макларене” началась реорганизация – матричная система, судя по всему, уступает место проектной: когда сотрудник прикрепляется к группе разработки и действует исключительно в её рамках вплоть до завершения проекта. Схема более уместна для компаний с высокой скоростью разработки.

В результате всех этих реформ оказалось: без „макарон” автомобиль MP4-26 не только быстр при разной температуре и уровне износа шин, но и представляет собой неплохую платформу для дальнейшего совершенствования. К радости всех заинтересованных лиц.

“Мерседес”: могло быть и хуже

Если бы не Гран-при Китая, форма команды „Мерседес” стала бы главным разочарованием первых этапов сезона. Но в Шанхае, под чутким руководством председателя совета директоров “Даймлера” Дитера Цетще, „серебряные стрелы” Нико Росберга и Михаэля Шумахера наглядно продемонстрировали: проблески скорости в Барселоне были неслучайны.

Проблемы “трёхлучевой звезды” связаны с двумя ключевыми недостатками конструкции. Первое: W02 в том варианте, в котором он начал выступление в Австралии, весьма склонен к перегреву. Вполне возможно, эта особенность является следствием весьма экстремальной компоновки болида. Во времена Росса Брауна машины „Феррари” служили примером того, как ладно в них были “упакованы” все агрегаты — вероятно, англичанин пытается создать подобное и в новой для себя команде.

Если „Мерседес” сможет исправить свои недостатки, в битве за подиуум прибавится претендентов.

Так или иначе, в жаркой Малайзии и в относительно тёплой Австралии на “Мерседесах” пришлось делать дополнительные отверстия для вентиляции. Такие выемки традиционно очень плохо отражаются на аэродинамической эффективности болида. А вот в Китае, где было прохладнее, машины Нико Росберга и Михаэля Шумахера выглядели сильнее. Если бы не проблема с топливом, молодой немец – он даже лидировал определённый отрезок гонки – мог бы претендовать на подиум.

Второе: заднее антикрыло и система DRS спроектирована у „Мерседеса” весьма экстремально – на грани срыва аэродинамического потока. Элемент в таком пограничном аэродинамическом состоянии позволяет использовать одну из самых эффективных систем управления подвижным закрылком (признают даже конкуренты, включая Хэмилтона), но и создаёт массу проблем в ситуации, когда после закрытия DRS прижимная сила возвращается к задней части болида не сразу. С таким эффектом не раз в этом сезоне столкнулись Шумахер и Росберг.

В ближайшее время W02 ждут два крупных обновления: один направлен на более эффективное охлаждение, второй разберётся с вопросами аэродинамики. Росс Браун полагает: исправление двух этих недостатков позволит команде вернуться к многообещающему темпу Барселоны.

“Уильямс”: по дороге „Тиррелла”

Проходят сезоны, а команда “Уильямс” продолжает пугающе напоминать долго угасавший „Тиррелл”. Звучит немного кощунственно, но, похоже, старый шкипер Фрэнк Уильямс, безраздельно правивший Формулой-1 в 90-е, пока не может совладать с новыми временами. Умеренные тестовые скорости превратились на первых гонках в катастрофические результаты. В зачете Кубка Конструкторов, который учитывает не только очки (их у “Уильямса” нет), но и позиции, коллектив Рубенса Баррикелло и Пастора Мальдонадо пропустил вперёд „Лотус/Фернандеса”.

Межсезонье команда Фрэнка начинала с амбициозной крохотной коробкой передач, чьи размеры больше подходят для мотоцикла, а не болида. Столь компактный дизайн сулил определённые аэродинамические преимущества, но создавал и проблемы с жёсткостью болида, включая дополнительную вибрацию заднего антикрыла.

Форма “Уильямса” удручает.

Надо отметить, на заднюю часть болида представители команды особенно не жалуются. Впрочем, сложилось ощущение: инженеры „Уильямса” и сами не знают, какие элементы вызвали падение результатов. После того как Рубенс Баррикелло и Пастор Мальдонадо в Шанхае провели относительно беcпроблемную гонку, оказалось, что скорость болида нельзя связать с внешними факторами. Тото Вольф, один из акционеров, на прошлой неделе косвенно подтвердил предположение о растерянности в коллективе: “Наши ингредиенты, вроде, кажутся подходящими но, по какой-то причине, не трансформируются в скорость на трассе”.

Дружина Фрэнка готовит к Турции, Испании и Монако обновления (впрочем, как любая команда), и всем было бы легче, если бы они заработали. К слову, инвесторы довольно негативно оценивают перспективы компании: с момента размещения акций „Уильямса” на фондовой бирже Франкфурта их курс снизился на внушительные 30 %.

Комментарии