Турецкие заметки
Евгений Кустов
Комментарии
Расшифровав все интервью и вернувшись к повседневной работе, автор "Чемпионат.ру" вспоминает о поездке на Гран-при Турции. Вашему вниманию — самые интересные моменты, связанные с этапом.

…Будет жаль, если часть информации, приведённой в этом материале, не пригодится ровно по той причине, что Гран-при Турции и в правду стремительно уйдёт в историю – не дождавшись хотя бы 2014 года, когда нестройные ряды «истанбульских» болельщиков ещё более поредеют из-за появления Гран-при России. Правда, кто знает, какие цены ждут нас в Сочи и не выгоднее ли будет и дальше караулить привлекательные туры в Турцию. Как бы то ни было, ниже постараюсь поделиться некоторыми наблюдениями, связанными с проведением этапа Ф-1.

Стамбул и транспорт

Как принято говорить, проведение по соседству этапа Ф-1 в городе почти не ощущалось. Да, иногда попадались растяжки, а турки любезно предлагали дороговатые туры на трассу (за 30 евро на человека утром — туда и к вечеру — обратно), но в целом далеко не все даже знали, что что-то там происходит. Как признался мне случайный попутчик, с которым я ехал в воскресенье на трассу, за автоспортом в Турции особо не следят, а он сам едет смотреть гонку только потому, что друзья без спроса купили ему билет.

В то же время о доставке болельщиков на трассу позаботились неплохо. А позаботиться надо было: пусть формально автодром и находится в Стамбуле, на деле его от исторического центра отделяют мосты через Босфор и полтора-два часа по пробкам. Никаких электричек или чего-то такого в районе «Истанбул-парка» нет. В такой ситуации безостановочные автобусы до трассы из разных точек (билет — примерно 100 рублей в одну сторону) выглядели вполне экономичным и оправданным вариантом. Те, кто не хотел стоять или желал взамен «однопалубного» зелёного «Мерседеса» получить двухэтажный «бас», спокойно мог дождаться следующего автобуса и исполнить свою мечту. Ну а едущих стоя — особенно в обратную сторону — ваш автор понять не мог: пробки перед мостами прямо-таки кричали, что наличие собственного сидячего места крайне необходимо.

Рубенс Баррикелло

Рубенс Баррикелло

Если для болельщиков с точки зрения транспортировки сделано было более-менее всё, то «безлошадным» журналистам пришлось хуже: никаких специальных вечерних автобусов предусмотрено не было, так что оставалось лишь поглядывать на часы и вспоминать, когда по расписанию будет последний заветный шаттл. В пятницу и субботу задача вовремя добежать до стоянки автобусов была успешно решена, а вот в воскресенье план провалился: Виталий Петров задержался на брифинге с инженерами и ваш автор, взглянув на как раз растворявшийся вдали последний автобус, начал подсчитывать, хватит ли сбережений в бумажнике на такси.

Тут, однако же, пришли на подмогу ангелы-хранители в кепках Петрова: на стоянку подтянулись припозднившиеся российские болельщики, до этого вдоволь погулявшие по паддоку — вечером в воскресенье, в отсутствие охраны, возможно всё. Общими усилиями мы уговорили испуганного молодого таксиста на какую-то относительно небольшую сумму (пассажиров-то было пятеро) и добрались-таки до Стамбула. К слову, по ходу поездки последовал хрестоматийный вопрос «А дорогу покажешь?», но это уже другая история.

Болельщики и атрибутика

Вообще, складывалось полное ощущение, что на трибуне чуть ли не половина зрителей представляет Россию. Русская речь отчётливо слышалась в каждом автобусе, чёрно-жёлтые кепки с 12-м номером мелькали постоянно, российские флаги на трибунах — такое ощущение, с запасом перебивали стяги в поддержку «Феррари» и немецких пилотов. За последнее, впрочем, не поручусь, ибо видел далеко не все трибуны.

К слову, о кепках. Около главной трибуны вытянулось огромное количество стендов с официальной атрибутикой команд, и цена кепок пилотов могла наглядно показать, кого и как ценят болельщики и продавцы. Стандартная цена бейсболки — 60 лир, но для лидеров стоимость была задрана до 75. И можем вам сказать, что наряду с Шумахером, Алонсо и ещё парой пилотов в топовую цену была оценена и кепка Петрова. Немудрено — по ощущению автора, это был самый ходовой товар в дни Гран-при. Все болельщики из России считали своим долгом самоидентифицироваться с помощью такой кепки.

Конкурс «Пирелли»

Конкурс «Пирелли»

Правда, не можем не пожурить «Лотус-Рено»: на дворе был уже четвёртый этап сезона-2011, а на стендах продолжала раскупаться прошлогодняя коллекция команды — новой продукции с примесью «Лотуса» пока не обнаружено. А ведь можно предположить, что в Турции команда могла сорвать солидный куш с помощью продажи уже новой атрибутики Петрова… Ну а ваш покорный слуга не может не пожаловаться на полное отсутствие продукции, связанной с Ником Хайдфельдом. Да и вещей «Маруси» обнаружено не было, хотя скажу честно, что её искал не очень внимательно.

Помимо продажи атрибутики на том же «болельщицком» бульваре было расположено несколько едален (цены, конечно, завышены, но в случае необходимости можно было перекусить, не потратив все сбережения) и несколько зон для болельщиков, представленных Vodafone, «Пирелли» и ещё кем-то. На стенде «Пирелли», например, можно было поучаствовать в конкурсе на замену колеса. В общем, в перерывах между заездами было чем развлечься.

Напомним, что помимо Ф-1 в рамках гоночного уик-энда проходили заезды GP2, GP3 и Суперкубка «Порше» — неплохое дополнение, помогающее переждать паузу между сессиями Формулы-1. Очень жаль, что травму из-за отказа техники получил Михаил Алёшин — в Турции он мог бы рассчитывать на серьёзную поддержку болельщиков.

Если в целом говорить о посещаемости, то в этом году дела сложились чуть лучше — болельщиков пришло побольше (во многом благодаря успехам Петрова), ваш автор не видел трибун, затянутых тентами. Хотя даже в день гонки стартовая прямая около первого поворота не была забита до отказа, что говорит о многом. Стоимость билетов, к слову, следующая: на хорошие трибуны — 270 лир (5400 рублей), на трибуны похуже — 170 (3400). Плюс можно было купить более дешёвые с местами на траве и разместиться, например, на выходе из первого поворота.

Паддок

Ну и поговорим о священном для болельщиков месте, в которое наши россияне пытаются прорваться всеми правдами и неправдами. В закрытой зоне порядок практически идеальный: с одной стороны в строгом соответствии с рангом конюшен расположены моторхоумы, с другой — командные грузовики, где размещено оборудование, отдельные запчасти, комплекты шин и так далее. В этих же грузовиках проходят брифинги пилотов и инженеров, в их тени гонщики иногда прячутся от всех, концентрируясь на будущих сессиях.

Паддок на Гран-при Турции

Паддок на Гран-при Турции

К слову, внешний вид моторхоумов вполне позволяет анализировать состояние и перспективы команд. Скажем, у трёх команд-новичков их походные дома меньше, чем у соперников, что как бы демонстрирует нынешний уровень. А чем выше статус команды, тем больше её моторхоум.

В моторхоумах обычно есть две части: в одну доступ умеют только работники команды и лица, обладающие специальными разрешениями, в другую — все аккредитованные журналисты. В результате ваш автор сумел изучить гастрономические изыски «Ред Булл» и «Феррари», в воскресенье согреться кофе в «Мерседесе» и, естественно, попасть на медиа-коллы в «Лотусе-Рено».

Вообще, общение гонщиков и руководителей команд с журналистами выстроено очень чётко: в огромном пресс-центре есть специальный стенд, на котором вывешиваются медиа-расписания команд на весь уик-энд. Естественно, в этих расписаниях есть пересечения, так что всегда приходится составлять собственный распорядок, пытаясь объять необъятное.

Единственное исключение во всей этой чёткости — воскресенье. Вечер после гонки — практически кошмар для журналистов. В расписаниях присутствует замечательная аббревиатура ASAP (As soon as possible, «как только — так сразу»), и в результате тебе приходится постоянно барражировать от моторхоума к моторхоуму, пытаясь отследить пилотов. Всё это накладывается на сборы команд — убираются стулья, сворачивается оборудование, пилоты мечтают побыстрее покинуть трассу… Ужас, одним словом.

Остатки болида GP2

Остатки болида GP2

В то же время, как уже было сказано выше, воскресенье — рай для терпеливого болельщика. Погуляв по трассе и понаблюдав за церемонией подиума, фанаты могут дождаться момента, когда будут сняты все охранные посты, и спокойно пройти в паддок (Или даже… Въехать на машине, почувствовав себя Экклстоуном и Тодтом!). Да, кого-то они уже не обнаружат, но добрый десяток автографов и фотографий собрать, в принципе, реально.

GP2

Представители GP2 и других младших классов, наверное, невольно чувствуют себя слегка чужими на этом празднике жизни. Понятно, что в основном паддоке им не поместиться, так что для GP2, GP3 и Суперкубка «Порше» разбит собственный лагерь — через автостоянку от основного паддока. Там всё проще и демократичнее: никаких моторхоумов, только простые боксы, мало чем отличающиеся, скажем, от палаток RTCC.

Моносерийный статус чемпионата диктует максимальную открытость: любой желающий может сфотографировать болиды целиком, либо же попрактиковать себя в макросъёмке антикрыльев или чего-то ещё. Впрочем, и тут болельщикам так просто не пройти — нужно дождаться конца воскресной гонки, когда начнёт сворачиваться охрана, а вход в паддок просто будет разобран.

Впечатления

Ну а напоследок хочу сказать, что, с точки зрения просмотра гонки, журналисты не имеют особых привилегий по сравнении с болельщиками у телевизора: по сути, в распоряжении репортёров та же телекартинка, разве что дополненная мониторами с технической информацией. Единственное, можно подобрать себе место рядом с окном, позволяющее увидеть последнюю связку поворотов. Ну а за волшебным звуком моторов (ох, как же он чарует, особенно при первом прослушивании!) нужно идти за пределы пресс-центра.

Пресс-центр

Пресс-центр

К слову, громче всего двигатели шумят, такое ощущение, не в конце длинных прямых, а в боксах, когда команды начинают заводить моторы. Теперь я понимаю, почему во время тестов журналисты на трассе всякий раз сообщают, что кто-то там начал прогревать движок — проигнорировать этот звук невозможно. Но вот тех, кто берёт беруши, я так и не понял — ну это же песня!

Комментарии