Полнометражная документальная лента об Айртоне Сенне вызывала значительное оживление среди болельщиков Ф-1. Разумеется, важен сам факт появления любимой Формулы в кинопрокате – автогонки индустрию фильмов интересуют нечасто.
Фильм не лишён кинематографических недостатков.
Дух захватывает, когда после традиционной заставки киностудии «Юниверсал” в кинотеатре вместо синих лиц инопланетян, мужчин, погружающихся в подсознание друг друга, и путешествий молодого человека внутри компьютера вдруг начинают реветь моторы, а на экране оживают призраки прошлого: молодой кучерявый Ален Прост, Ники Лауда без микрофона RTL, красно-белый „Макларен”, настоящий “Лотус” – и, конечно, Айртон Сенна.
Ажиотаж понятен: последний приличный фильм об автоспорте (»Гран-при”) снят еще в 1966 году. Премьеры последних десятилетий, вроде откровенно слабого «Гонщика” Сталлоне (серия CART) и созданным по голливудским канонам (то есть, с Томом Крузом) „Дням грома” (гонки NASCAR), вполне справедливо воспринимаются болельщиками с определенным пренебрежением.
Трёхкратный чемпион мира относительно недавно был официально признан самым лучшим гонщиком всех времён и народов: журнал “Автоспорт” опросил многих из ныне живущих пилотов Формулы-1, и бразилец ожидаемо возглавил рейтинг. По этой причине просмотр фильма „Сенна” является обязательным мероприятием для каждого болельщика Ф-1. Архивные кадры картинговых гонок Айртона, записи отдыха Сенны в кругу семьи, видео-свидетельства всенародной любви в Бразилии и моменты трансляций самых напряженных гонок пилота – все это создаёт невероятный эмоциональный и драматичный фон. Редкий фанат может сохранить хладнокровие. Рон Деннис после просмотра “Сенны” на протяжение 10 минут не мог сдержать слёзы.
Фильм, к сожалению, не лишён недостатков. Существует две версии картины – подлиннее и покороче. Более длинная насыщена малосодержательными интервью с журналистами (телеканала „Глобо”, ESPN, газеты “Гардиан”), которые при всём желании не могли оценить события вокруг Айртона. Они выступали лишь наблюдателями.
Фанатам Проста просмотр «Сенны” не рекомендован.
Настоящих людей, принимавших деятельное участие в судьбе Сенны, в фильме немного – Рон Деннис и Ален Прост. Для картины столь высокого уровня это непростительно. После трагической смерти Айртона на экраны вышло немало документальных телефильмов с гораздо более скромными бюджетами, но многие из них подошли к подбору „говорящих голов” куда более серьёзно: о Сенне вспоминали и Фрэнк Уильямс, и Герхард Бергер, и даже члены команды медиков, сопровождавших Сенну в последний путь в Болонью.
Короткая версия более приятна для просмотра, поскольку сумбурных интервью там почти нет. Но настоящий болельщик Ф-1 (не лишённый доступа к youtube.com) вряд ли найдёт в ней новые для себя кадры, за исключением, пожалуй, записей из архива фонда Сенны и ранее не опубликованных съёмок аварии Роланда Ратценбергера с трибуны болельщиков.
Вызывают недоумение и постоянные попытки документалистов выставить Алена Проста главным злодеем Формулы-1. С самого начала фильма закадровый голос безапелляционно сообщает: в 1984-м на Гран-при Монако (это почти Франция) Международная автомобильная федерация (штаб-квартира – в Париже, президент – бравый герой Сопротивления Жан-Мари Балестр) помогла французу Алену Просту выиграть, преждевременно остановив этап из-за дождя.
Гран-при Монако 1984
Ален Прост, по его словам, с опаской относился к дождевым гонкам ещё с 1982 года, когда на Хоккенхайме в пелене дождя едва не лишился ног Дидье Пирони. В Монако в тот день он жестами просил остановить Гран-при. Директор гонки Жаки Икс – сам в прошлом искусный “дождевой” гонщик – принял решение вывесить красный флаг самостоятельно, без консультаций с федерацией. Бразильский автоспортивный клуб подал протест, FISA оштрафовала Жаки примерно на $ 7 тыс. за самоуправство и запретила ему в ближайшие пять лет находиться в должности директора.
Решение об отмене не стало неожиданностью. Гонка в Монако была довольно суровой: уже в первом повороте Патрик Тамбэ сломал ногу. Дождь лил сильнейший: не имеющий никакого отношения ни к Франции, ни к Просту комментатор „Би-Би-Си” Марри Уокер сам удивлялся – почему до сих пор не вывешен красный флаг? Журналист не смог припомнить более сложных условий для гонки. Кстати, как признался Прост, под конец этапа он ехал очень медленно из-за барахлящих тормозов: если бы Сенна нагнал его, француз не стал бы сопротивляться – он решил так заранее.
Верный акцент фильма: чрезмерная политизированность Формулы-1. Президент Жан-Мари Балестр представлен напыщенным бюрократом, которого распирает от собственной значимости. Его цитата “Лучшее решение – моё решение” прекрасно объясняет, почему FIA годами является хронически неэффективной структурой и пытается прикрыть собственную некомпетентность постоянной „заботой о безопасности”. Последователь Балестра, Макс Мосли, предпочёл ничего не менять в феодальной структуре FIA, до сих пор остающейся реликтом из прошлого.
Айртон Сенна, на фоне распрей с Простом и политической борьбой с авторитарным Балестром, представлен в виде непогрешимого героя, прорывающегося через препятствия, установленные коварными соперниками. При жизни, впрочем, бразилец был довольно противоречивой фигурой: вокруг него разгорались такие споры, которым бы позавидовал вечно попадающий в неприятности Льюис Хэмилтон. Агрессивная езда Айртона не нравилась соперникам и многим современникам – в документальной ленте можно увидеть, насколько острые вопросы задаёт
Сенна был противоречивой фигурой, но в памяти народной он – легенда.
Сенне Джеки Стюарт и как жёстко, без особого уважения Сенна ему отвечает.
До Айртона резкое перемещение вправо-влево во время старта, отсекающее сопротивление конкурентов, считалось неприемлемым – бразильца это не особенно волновало. Отдельные его манёвры на трассе походили на прошлогодний инцидент между Баррикелло и Шумахером и вызывали примерно такую же полемику. Сенна выдавил из “Лотуса” Элио де Анджелиса и не допустил, чтобы в команду Питера Уорра пришел Дерек Уорвик. Помимо Проста, выставленного в фильме главным критиком Сенны, в разное время с трёхкратным чемпионом довольно эмоционально спорили Ники Лауда, Найджел Мэнселл, Микеле Альборето, Михаэль Шумахер и многие другие. В случае с Эдди Ирвайном в 1993-м дело, как известно, дошло до драки.
Стоит ли вспоминать все эти эпизоды, окончательно и бесповоротно переданные в архив истории? Возможно, это излишне: рано ушедший из жизни и обожествлённый чемпион по праву останется настоящей легендой. Он никогда не промахнётся, не станет регулярно проигрывать своему более молодому напарнику. В карьере Айртона уже не возникнет неловкого момента увольнения из „конюшни”, которая вдруг присмотрела перспективного парня со стороны (или потому, что президенту команды так захотелось). Айртон Сенна останется навсегда останется золотым фондом современной Формулы-1, и даже не слишком хорошая документальная кинематография не способна поставить этот факт под сомнение.