Мама, назови сына Себастьяном!
Алексей Андронов
Комментарии
Такой совет впору дать женщинам, мечтающим о серьёзной карьере своего отпрыска в автоспорте. Причём вариант имени не так уж и важен.

В чемпионате мира по ралли давно уже наблюдается тотальное доминирование Себастьена Лёба (а основную конкуренцию ему сейчас составляет тезка и земляк Ожье), а в Формуле-1 издевается над соперниками Себастьян Феттель. «Я» или «Е» — имя-то одно. Какая, в сущности, разница?

Лёб в паддоке обычно угрюм. Разумеется, семикратный чемпион, не умеющий улыбаться – проблема для самого вида спорта, так что улыбаться на пресс-конференциях и прочих обязательных мероприятиях он научился.

Введение в Ф-1 множества новых правил и нюансов вроде бы должно было настроить болельщиков на оптимизм – тут вам и KERS (система рекуперации кинетической энергии), и открывающееся заднее крыло, и новые покрышки – мол, обгонов будет много, и гонки будут интересными. Обгонов много. Гонки неинтересны. Феттель выглядит настолько сильнее всех, что, кажется, и не напрягается на 100%. А ещё играет с соперниками в кошки-мышки. Только кто-то приблизится к его времени на круге – бах, и снова 0,5 секунды отрыва…

Ожье пока можно оставить за скобками – кроме вызывающей уважение чистой скорости в его активе нет значимых козырей. Уже второй раз в этом сезоне скорость побеждает Ожье – и вместо победы он попадает в аварии. А вот у уже «коронованных особ» много как общего, так и разного.

Лёб в паддоке обычно угрюм. Разумеется, семикратный чемпион, не умеющий улыбаться, – проблема для самого вида спорта, так что улыбаться на пресс-конференциях и прочих обязательных мероприятиях он научился. Не научился говорить по-английски без своего чудовищного эльзасского акцента и речевого оборота «фошю» с ударением на последний слог (английское for sure).
Феттель говорит по-английски великолепно. Почти всегда улыбается (жаль, что в Ф-1 пока нет возможности видеть лицо гонщика во время заезда – не исключено, что и там у него рот до ушей). Вообще, они оба явно получают удовольствие от процесса, но – каждый своё.

На счету Лёба 99 подиумов и 65 побед, он уже давно стал роботом по достижению наивысшего результата. Все его чемпионства были заслуженными – и даже то, которого он добился, сидя на диване у себя в Эльзасе (в 2006-м после падения с велосипеда и полученных травм Лёб пропустил четыре последние гонки).

Феттель выиграл пока только один чемпионат. Во многом – случайно, он наделал в прошлом году очень много ошибок, и не всё на финише зависело от него. Несмотря на две победы на заключительных этапах, он не стал бы чемпионом, если бы не наш Виталий Петров.

Выводы молодой немец сделал серьёзные. Сегодня на его счету 5 побед в 6 гонках и 143 очка из 150 возможных. Ближайший конкурент — Льюис Хэмилтон – отстаёт более чем на 50, а значит, даже двумя победами и двумя сходами Феттеля ему не отыграться. Если говорить начистоту, похоже, что чемпионат-2011 уже закончен. Если даже у Феттеля начнётся неудачная полоса – в сегодняшнем пелотоне не видно человека, готового мёртвой хваткой вцепиться в его осечки. Два подиума подряд (у самого Себа их 6!) в этом сезоне удавались только Марку Уэбберу и Дженсону Баттону. Австралиец после обидной концовки прошлого сезона, похоже, уже сам не верит в свои силы. Характерный показатель – Уэббер 4 раза в 6 гонках показывал лучшее время круга, но ни разу не сумел выиграть. Баттон же, уже бывший чемпионом, по всей видимости, понимает: нынешний «Макларен» совсем не та команда, которая может победить. Вообще у Дженсона есть некий момент «почивания на лаврах» — на фоне порой излишне мотивированного напарника он иногда выглядит «чемпионом на отдыхе».

Говорить о чемпионских амбициях Алонсо, Росберга или тем более Массы и Шумахера не приходится. А значит, Феттель будет и дальше ковать свою золотую медаль – даже если станет вдвое менее продуктивным.

Феттель будет и дальше ковать свою золотую медаль – даже если станет вдвое менее продуктивным.

Интересно, что всерьёз мир автоспорта заговорил о Феттеле не после его невероятной победы в Монце-2008 на болиде «Торо Россо» — тогда Себ стал самым молодым победителем этапа Формулы-1 в истории (побив, кстати, рекорд Фернандо Алонсо). Ту победу сочли не то чтобы случайной – скажем так, незначимой. А вот выступление Феттеля в выставочной вроде бы «Гонке чемпионов» годом ранее получило самые высокие оценки. После того как Шумахер, казалось бы, собственноручно приговорил сборную Германии, проиграв в финале, Феттель вытащил немцев из «дальнего угла чулана», выиграв два заезда подряд – в том числе у Маркуса Гронхольма на его собственном оружии – раллийном «Форде Фокус».

Уже много позже ролик из Youtube, где Феттель, ещё будучи ребенком, стартует в присутствии уже всемирно известного Михаэля, стал популярен во всем мире. Потом появилось и прозвище «Baby Schumi», теперь используемое по отношению к Феттелю не реже, чем прозвища боксёров-профессионалов.

Совершенно невозможно представить себе иной итог сезона, нежели победа Феттеля. А заодно и его великолепной команды «Ред Булл». Похоже, сейчас в Ф-1 будет «возня у трона».

Раллийный мир в этом году изменился очень сильно. Все свои семь титулов Себастьен Леб выиграл, по сути, на одном и том же автомобиле – «Ситроен С4» был ни чем иным, чем накрытой более современными и нужными для раскрутки формами «Ксарой». Более того, Лёб, скорее всего, был бы и 8-кратным чемпионом, если бы команда не запретила ему в 2003-м сражаться с Петтером Сольбергом, требуя командный титул в ущерб личному.

Теперь в его руках совершенно новая машина – «Ситроен DS3 WRC». В прошлом году изменение технического регламента чемпионата многими анонсировалось как борьба против Леба, утомившего всех своими победами «всегда и везде». Тщетно. Первый этап чемпионата на шведском снегу получился для него и вправду провальным, но затем Себ взял себя в руки и выдал пять подиумов подряд. Сегодня он лидер. А мир считает не его отрыв от второго места (которое занимает сейчас Микко Хирвонен), а отрыв от третьей строчки, на которой теперь одноклубник, земляк и тёзка, Себастьен Ожье.

Ожье – очередной продукт выстроенной французской автошколы. В этой стране сразу несколько автопроизводителей, развивающих раллийную программу, а Ожье ещё и повезло попасть в «Ситроен» — настоящую команду топ-уровня. Ещё два года назад он стартовал чуть ли не в одном статусе с Евгением Новиковым, а теперь уже бросает перчатку Лёбу и выигрывает два этапа чемпионата мира.

Ожье – очередной продукт выстроенной французской автошколы. В этой стране сразу несколько автопроизводителей, развивающих раллийную программу, а Ожье ещё и повезло попасть в «Ситроен» — настоящую команду топ-уровня.

Новиков тоже в чемпионате. Участвует. Если Ожье не хватает выдержки ближе к финишу гонки, то у Евгения никуда не ушли проблемы отсутствия стабильности во время одного конкретного этапа.

Что же до Хирвонена, то после прошлогоднего «roll of the year» – невероятно зрелищно и результативно уложенного на крышу «Фокуса» на его домашней гонке – разговоров о возможном чемпионстве изрядно поубавилось. Микко стабилен, но стабилен ещё и в том, что он всё время медленнее Лёба. Растущая скорость Петтера Сольберга, стартующего на «Ситроене DS3» в амплуа частника, но всегда готового повоевать за производителя, тоже не в пользу финна.

Выигрыш Лёбом чемпионата – не столь явно прогнозируемое явление, как виктория в Ф-1 Феттеля. Всё же впереди «Несте ралли», на котором он первенствовал лишь однажды, да и отрыв в очках не столь велик. Француз не имеет права на ошибку, в отличие от немца. Но, судя по всему, чемпионом в ралли будет Себастьен – не Первый, так Второй. А в Формуле – Себастьян. Неподражаемый пока что и неукротимый.

Комментарии