В четверг вечером, после участия в целом ряде деловых встреч, Жан Тодт уделил порядка 20 минут для группового интервью с российскими журналистами. Одним из пяти изданий, задававших вопросы президенту Международной автомобильной федерации, был «Чемпионат.com»…
— В первую очередь я прибыл в Россию для того, чтобы принять участие в праздновании 75-летнего юбилея Госавтоинспекции, — начал беседу Тодт. — РАФ — член FIA, а её президент господин Кирьянов — член Всемирного совета по автоспорту. В вашей автофедерации очень динамичный президент. В 2009 году стартовала декада действий, нацеленная на сокращение смертности на дорогах. И в России очень активно в ней участвуют. Для меня это главная составляющая визита.
Приход «четвёрок» поддержала бы только часть людей, а моторы V6 поддержали все, так что я доволен этим решением.
Россия — очень динамичная страна, тут повышается энтузиазм по отношению к автогонкам. У вас уже есть люди, вовлечённые в Формулу-1. Я говорю о пилоте Петрове как участнике и компании «Маруся» как владельце одной из команд. Кроме того, у вас есть очень талантливый раллийный пилот Новиков. Также у вас есть некоторый интерес к GT, к внедорожным соревнованиям. А только что мне показали проекты девяти трасс на вашей огромной территории. Также у России очень большой потенциал как у технического партнёра — есть нефтяные и газовые компании.
Ну и, конечно, мы знаем о проекте по проведению Гран-при России в Сочи с 2014 года. Зимой там будут проходить Олимпийские игры, так что мы обсудим, как совместить эти события. Но сначала обсуждения должны пройти между Россией и владельцем коммерческих прав на Ф-1 Берни Экклстоуном. Затем в переговоры вступит в FIA, чтобы включить трассу в календарь и омологировать автодром. Мы очень рады видеть развитие автоспорта в России в разных сферах — например, успехи грузовой компании «КАМАЗ» в ралли-рейдах. Приятно видеть у вас людей со свежими взглядами.
— На днях был согласован новый моторный регламент Формулы-1. Вы довольны достигнутым компромиссом или разочарованы?
— Если бы я был разочарован, то этого решения не было бы (улыбается). Самое главное для меня, что мир меняется. Мы активно говорим насчёт энергии — электрокаров, систем рекуперации энергии. Важно, что самые важные автоспортивные категории, начиная с Формулы-1, отражали интересы общества. Мы должны подавать хороший пример. А у нас сейчас большие моторы, потребляющие много топлива.
Я очень рад, что все стороны, участвующие в Формуле-1, были нацелены на движение в нужном направлении. Все были согласны с объёмом 1.6 литра, прямым впрыском топлива и использованием систем восстановления энергии. И важно, что вариант с V6 получил поддержку всех участников. Приход «четвёрок» поддержала бы только часть людей, а моторы V6 поддержали все, так что я доволен этим решением.
— Нужно ли было менять технический регламент Формулы-1 прямо по ходу чемпионата? Не повредит ли это соревновательному духу чемпионата?
— Вы знаете, что FIA регулирует спортивные и технические правила. Если у вас умные инженеры, способные интерпретировать правила так, что машины становятся нелегальными, то у нас нет другого выбора, как действительно признать эти болиды нелегальными. В этом сезоне системы развивались таким образом, что болиды стали нелегальными. И мы решили, что лучше пересмотреть правила, чем дисквалифицировать машины. Это единственная причина.
Если у вас умные инженеры, способные интерпретировать правила так, что машины становятся нелегальными, то у нас нет другого выбора, как действительно признать эти болиды нелегальными.
— Но вы ведь знаете о разговорах, что правила изменены против «Ред Булл».
— Я не собираюсь обсуждать это, потому что это абсолютная неправда. Моя задача как президента FIA — обеспечить, чтобы правила уважали. Чтобы их уважали все — «Феррари», «Ред Булл», «Мерседес», «Вёрджин»… А интерпретация правил по ходу последних гонок привела к тому, что машины больше не были легальными.
— Вы не беспокоитесь насчёт будущего спорта? Ведь в конце 2012 года истекает нынешний Договор согласия… Как вы контролируете ситуацию?
— Ваша работа – писать тексты, изучать информацию в Интернете, и понятно, что вы не можете не обращать внимания на различные спекуляции. Что касается меня, то я уверен насчёт будущего, ведь все поддерживают вариант с моторами V6. Тем самым они показывают, что и в будущем хотят остаться в чемпионате мира Формулы-1, проводимом FIA.
Что касается Договора согласия, то, как известно, он заключён между несколькими сторонами – командами, владельцем коммерческих прав и FIA. Ясно, что при продлении договора детали обсуждаются. Но если стороны не договорятся, то от этого потеряют все. Формула-1 продолжает развиваться: впереди нас ждёт Гран-при России, в этом году дебютирует этап в Индии. Так что я уверен, что в следующие 10 лет чемпионат станет ещё сильнее.
– Что вы думаете о выступлениях Виталия Петрова в нынешнем сезоне?
– Вы видите то же, что и я! Определённо, он хорошо выполняет свою работу. Он добился серьёзного прогресса в квалификациях. После аварии Кубицы на его плечи легла большая ответственность, и он выступает очень хорошо. К слову, появление в Формуле-1 сильного российского пилота – это хорошо ещё и потому, что, надеюсь, он будет поддерживать программы FIA по повышению безопасности на дорогах.
– Как считаете, какое будущее ждёт Петрова? Он сможет добиться дальнейшего прогресса?
– Да, ведь это молодой мотивированный парень. Все мы, просыпаясь с утра, должны нацеливаться на то, чтобы к вечеру стать лучше. Это мотивация. Если такой мотивации не будет, то жизнь станет очень грустной.
Определённо, Петров хорошо выполняет свою работу. Он добился серьёзного прогресса в квалификациях. После аварии Кубицы на его плечи легла большая ответственность, и он выступает очень хорошо.
– После этапа Формулы-1 в Валенсии Льюис Хэмилтон заявил, что борьба за титул завершена...
– Кто это сказал? Хэмилтон? Тогда вам лучше обсудить это с ним. Я считаю, что чемпионат не закончен, пока у соперников есть математические шансы. Всякое может произойти, мы уже видели это в прошлом. Например, кто-то лидирует в гонке, но за 50 метров до финиша его машина ломается. Впереди ещё много гонок, а позади всего восемь. Всё ещё может измениться.
– Вы не скучаете по работе в качестве руководителя команды?
– Я люблю машины и всё, что с ними связано. Мне повезло: я успешно работал в ралли, в гонках спорткаров, в Формуле-1. А теперь я был выбран президентом FIA. У меня есть возможность обсуждать различные вопросы с людьми по всему миру. Думаю, быть президентом FIA – это очень почётная обязанность. Это позволяет вносить свой вклад в развитие спорта и своей организации.
– Можем ли мы ожидать в скором будущем появления российского этапа в чемпионате мира по ралли?
– Я ожидаю, что ралли в России будет серьёзно развиваться в ближайшие годы. Но FIA для начала интересуется, какие трассы могут принимать этапы. Нужно начинать с проведения региональных ралли. Но я уверен, что у вас отличный потенциал.
– Какую роль играет FIA в вопросе обеспечения безопасности на дорогах?
– Решающую. Дорожная безопасность – один из приоритетов федерации. Я с удовольствием поддерживаю инициативы по работе в данной области. В прошлом году из-за инцидентов на дорогах умерло много людей, многие получили травмы. Если ничего не делать, то к 2020 году ситуация станет ещё хуже, число пострадавших возрастёт.
В четверг я много часов слушал выступления различных российских руководителей по данной проблеме. Они серьёзно настроены на то, чтобы работать над обучением водителей, над улучшением инфраструктуры, внедрением новых технологий. Я очень доволен, что вижу такой энтузиазм. В прошлом году в России на дорогах погибло 30 тысяч человек, а 200 тысяч получили травмы. Это неприемлемо. И я рад, что все в вашей стране настроены на то, чтобы изменить ситуацию.