10. 1976 год: успех с чистого листа
Новая модель Porsche 936 Spyder дебютировала в Ле-Мане с максимально возможным результатом – в первом же марафоне для новинки Жаки Икс и Гейс ван Леннеп принесли «Порше» победу. Но путь к успеху не был простым, поскольку серьёзную конкуренцию штутгартскому концерну составила команда «Рено-Альпина», лидировавшая в начале гонки.
Но вскоре Икс и ван Леннеп вышли в лидеры и создали себе такой отрыв, что даже после пит-стопа для замены сломанной выхлопной системы, отнявшего немало времени, экипаж Martini Racing Porsche System сохранил своё преимущество над гонщиками французской команды – пилоты Renault Sport к тому моменту всё равно отставали от «Порше» на восемь кругов.
Даже проблемы немецкого спорткара не помогли «Рено-Альпина». В воскресенье трио Жан-Пьер Жабуй/Патрик Тамбэ/Жозэ Долэн выбыло из гонки из-за сломанного поршня. Ну а для Гейса ван Леннепа победа в «24 часах Ле-Мана» стала лебединой песней, поскольку после марафона 1976 года голландец завершил карьеру в гонках.
9. 1970 год: начало легенды
В 1969 году «Порше» был близок к своей первой победе в Ле-Мане, но всё же уступил первое место «Форду», став, однако, автором самого плотного в истории финиша в суточном марафоне. Но год спустя немецкий концерн сполна реабилитировался за досадное поражение, одержав свою первую победу в «24 часах Ле-Мана», а та гонка стала самой сложной за всё время проведения суточного марафона.
Под дождём в сложных погодных условиях до финиша смогли добраться лишь семь машин. После нескольких лет неуспешных стартов «Порше» не намерен был уступать победу – на старте марафона лидерство захватили четыре экипажа на Porsche 917, а возглавлял заезд дуэт Йо Зифферта и Брайана Редмана.
Вскоре Ferrari 512S Жаки Икса и Питера Шетти смогла разбить стройные ряды немецких спорткаров, но когда Икс шёл уже на второй позиции, он предпринял неудачную атаку на лидера и разбил свою машину, смертельно ранив маршала на трассе. Но некоторое время спустя выбыли из гонки и Зифферт с Редманом – их подвёл двигатель.
На первое место вышел дуэт Ричард Этвуд/Ханс Херрманн, который и удержал лидерство до финиша гонки. Ни технические неполадки, ни тяжёлые погодные условия не помешали «Порше» добыть долгожданную первую победу в Ле-Мане – из семи финишировавших машин пять были марки «Порше» и две несли шильдик «Феррари».
8. 1984 год: без конкурентов
В сезоне-1984 лучшим из не-«Порше» в «24 часах Ле-Мана» стал экипаж Боба Уоллека и Алессандро Наннини, которые привели свою Lancia LC2-84 на восьмое место. Первые семь позиций на финише марафона заняли машины из Штутгарта.
Справедливости ради стоит отметить, что поул-позиция, быстрейший круг и наибольшее время лидирования (137 из 360 кругов) остались именно за командой Martini Racing, но в борьбе за победу из-за проблем с коробкой передач они ничего не смогли противопоставить армаде немецких спорткаров.
Но и дуэт победителей стал неожиданным даже для «Порше». Анри Пескароло и Клаус Людвиг на Porsche 956B после первого часа гонки шли только на 30-й позиции – Пескароло, завершив первый круг, заехал в боксы, где механики New-Man Joest Racing долгое время устраняли проблемы с подачей топлива.
Лишь на 17-м часу дистанции Пескароло и Людвиг вышли в лидеры, на финише опередив ближайших соперников из Henn's T-Bird Swap Shop Жана Рондо и Джона Пола (Porsche 956) на два круга. Впрочем, победить в марафоне 1984 года мог почти любой экипаж «Порше».
Верн Шуппан/Жан-Пьер Жарье/Алан Джонс лидировали на протяжении 55 кругов в первой четверти гонки, но после столкновения с WM-Peugeot Роджера Дорчи гонщики «Порше» потеряли два круга относительно лидеров. Дэвид Хоббс/Филипп Страйфф/ Зарел ванн дер Мерве на Porsche 956B тоже возглавляли гонку, но в итоге финишировали третьими.
7. 1977 год: четвёртая победа Жаки Икса и «Порше»
Результаты гонки, в которой Жаки Икс/Юрген Барт/Харли Хейвуд на Porsche 936 финишировали впереди Mirage-Renault Верна Шуппана и Жан-Пьера Жарье с преимуществом в 13 кругов, вовсе не означают, что победа «Порше» досталась легко.
Сначала будущие победители потеряли полчаса в боксах из-за отказавшего топливного насоса и оказались на 41-й позиции. К первой половине гонки, когда у второй машины команды Martini Racing Porsche System отказал двигатель, Икс смог войти в группу лидеров, отыграв немало позиций на мокрой трассе, когда соперники непростительно часто ошибались.
1971 год: самая длинная гонка века
В лидеры Икс/Барт/Хейвуд вышли в воскресенье, но за 50 минут до финиша гонки Хейвуд долго простоял на пит-лейне из-за проблем с мотором. После за руль сел Барт, который и увидел клетчатый флаг – даже более чем получасовая задержка не помогла американо-французской команде выиграть гонку, и «Порше» одержал победу, опередив соперников на 13 кругов.
Для Жаки Икса и «Порше» триумф в Ле-Мане 1977 года стал четвёртым успехом – для бельгийца в карьере, а для немецкой марки за всё время участия во французском марафоне.
6. 1979 год: звёздый час Kremer Racing
Победа команды Kremer Racing в марафоне 1979 года не была победой скорости – машины Essex Motorsport были быстрее, но всё решила надёжность. А по показателю средней скорости «24 часа Ле-Мана» сезона-1979 стали самой медленной гонкой за двадцать лет.
Клаус Людвиг и братья Дон и Билл Уиттингтоны из Флориды перед стартом марафона не выглядели претендентами на победу. Немец был самым опытным гонщиком в экипаже, а их Porsche 935 K3 предстояло начинать гонку позади Porsche 936 класса Group 6, так что неудивительно было наблюдать, как обладатели двух первых рядов на старте просто улетели от машины Porsche Kremer Racing после начала отсчёта гоночной дистанции.
Но вскоре Essex Motorsport начала подводить надёжность. Сначала машина Жаки Икса/Брайана Редмана/Юргена Барта простояла в боксах 80 минут, пока механики ремонтировали повреждённый пробитой шиной кузов, а потом дуэт Боб Уоллек/Харли Хейвуд стал жертвой поломки двигателя. Экипажу удалось вернуться в гонку, но проблемы с мотором, возникшие вновь, окончательно вывели Essex Motorsport из борьбы даже за финиш в гонке.
Лидерство захватили машин Mirage M10, но вскоре и два этих прототипа сошли с дистанции из-за отказавших коробок передач и первое место в заезде перешло к Людвигу и Уиттингтонам. Kremer Racing возглавлял пелетон большую часть дистанции и выиграл марафон, опередив другой экипаж Porsche 935 Рольфа Штоммелена/Дика Барбура/Джеймса Дина на восемь кругов.
5. 1996 год: «частники» победили «заводчан»
В 1996 году все были уверенны, что никому не удастся составить конкуренцию двум новейшим Porsche 911 GT1, подготовленным заводской командой. С приходом закрытых заводских прототипов «Порше» частные команды успели похоронить, но в квалификации поул-позицию неожиданно завоевал Пьерлуиджи Мартини на Joest Porsche WSC95 класса LMP1. Построенный на базе старого Jaguar XJR14, открытый прототип под управлением Дэви Джонса/Алекса Вурца/Мануэля Рёйтера (увы, экипаж, выигравший квалификацию, до финиша не добрался) смог опередить «Порше» и остальных соперников за счёт двух факторов.
Во-первых, Joest Porsche WSC95 мог проехать на одном 80-литровом баке 12 кругов, что примерно на три круга больше, чем у прототипов с мотором Riley & Scott, и на круг, чем у машин с двигателями Courage и Ferrari. По топливной экономичности машина «Йост» уступала технике класса GT1, в том числе и команде «Порше», лишь круг.
Во-вторых, на стороне Joest Porsche WSC95 была надёжность. Всю гонку машина работала как часы и команда не теряла времени на ремонтах и не допускала ошибок на пит-стопах, а пилоты были осмотрительны на трассе.
Но надёжность заводских Porsche 911 GT1 не уберегла от проблем на трассе. Ликвидируя последствия баталий на трассе, Боб Уоллек/Ханс-Йоахим Штук/Тьерри Бутсен стали вторыми, проиграв победителю круг, а Карл Вендлингер/Янник Дальма/Скотт Гудьир уступили экипаж Joest Racing 12 кругов и заняли третье место.
Впрочем, хоть машина-триумфатор и называлась TWR Porsche WSC-95, победа по праву записана в пользу «Порше». Кстати, и в 1997 году команда «Йост» вновь выиграла марафон и вновь принесла победу «Порше», спася той репутацию после неудачных выступлений Porsche 911 GT1.
4. 1983 год: драматический финал
За час до финиша марафона Верн Шуппан опережал на два круга второй Porsche 956 команды Rothmans Porsche под управлением Жаки Икса. На лидирующей машине отвалилась дверь, и это негативно сказалось на охлаждении мотора – Шуппан постарался минимизировать проблемы, но двигатель уже начал работать со сбоями. На пит-стопе Верна сменил Эл Холберт, которому и предстояло финишировать в гонке.
Во время своей смены Холберт заметил, что температура мотора приближается к критической, и ему пришлось искать такой темп, который бы позволил ему добраться до финиша гонки. На прямой «Мюльсанн» Эл вынужден был всеми силами держать дверь, которая была сломана, и одновременно следил за двигателем, стараясь не дать ему перегреться.
1998 год: крайняя, но не последняя победа?
Холберту предстояло ещё раз заезжать на пит-стоп для дозаправки, поскольку во время смены пилотов бензобак не пополнили топливом. Потеря времени в боксах ставила под угрозу победу, пусть даже Белл, несмотря на проблемы на торможениях, ехал медленнее лидера.
В итоге Элу удалось остаться впереди, но за круг до финиша он понял, что в системе охлаждения его Porsche 956 уже не осталось жидкости — а ему в таком состоянии мотора предстояло проехать ещё один круг до финиша. Холберт сумел стабилизировать двигатель, начавший работать с перебоями, и на первой передаче с полностью выжатым газом сумел доползти до клетчатого флага в 17 секундах впереди Белла! Сразу после пересечения финишной линии Эл остановился, и пилоту пришлось в буквальном смысле спасаться бегством от зрителей, которых в тот момент уже выпустили на трассу.
3. 1987 год: доехать и победить
В 1987 году «Порше» не были фаворитами марафона в Ле-Мане. В том году четыре первых гонки сезона World Sportscar Championship, этапом которого были и «24 часа Ле-Мана», выиграл «Ягуар», а у немецкой марки за неделю до гонки на «Сартэ» началась череда неудач.
Изначально планировалось выставить во Франции четыре Porsche 962C, но одну из машин серьёзно разбил на тестах Ханс Штук. В среду перед гонкой в Ле-Мане в аварии Прайса Кобба сгорел ещё один «Порше», и на старт «24 часов Ле-Мана» вышло две заводских автомобиля.
После квалификации выяснилось, что у организаторов гонки в наличии есть топливо, октановое число которого ниже, чем ожидалось командой «Порше». Результат не заставил себя долго ждать – у трёх частных Porsche 962C прогорели поршни, и то же случилось с машиной команды Rothmans Porsche AG экипажа Боба Уоллека/Йохена Масса/Верна Шуппана. Гонку предстояло проводить одному «Порше» против трёх Jaguar XJR-8LM…
Но, видимо, перед стартом гонки немецкая марка исчерпала весь своё запас неудач. Уже после четверти дистанции выбыли все «Ягуары», а Ханс-Йоахим Штук/Дерек Белл/Эл Холберт уверенно выиграли гонку, а следом финишировали три спорткара частных команд с моторами «Порше». Единственный Jaguar XJR-8LM, который удалось починить, Ян Ламмерс/Эдди Чивер/Рауль Босел привели к финишу на пятой позиции.
2. 1971 год: самая длинная гонка века
Вторая победа «Порше» в Ле-Мане выделяется из общего числа первых мест тем, что именно в 1971 году был установлен рекорд, продержавшийся почти 40 лет. В 1971 Porsche 917K Гельмута Марко и Гейса ван Леннепа за 24 часа преодолел 5335,313 километров дистанции, и лишь в 2010 году их превзошло трио «Ауди»: Тимо Бернхард/Ромэн Дюма/Майк Рокенфеллер на Audi R15 TDI plus проехали за сутки 5410,713 километра.
В целом триумф в гонке 1971 года не так ярок, как первая победа «Порше» или последующие. Всё дело в том, что из 49 стартовавших в том Ле-Мане машин 33 были марки «Порше» — победа Porsche 917 была практически неизбежна. Впрочем, борьба за победу была острой и между командами, да и «Феррари» не собиралась уступать без боя.
Машина Марко/ван Леннепа не была самой быстрой, уступая в скорости трём Porsche 917 с «длинным хвостом», но отличалась завидной надёжностью. Если не считать порванного ремня генератора, то победителя проехали всю дистанцию без единой поломки. Вторыми финишировали Ричард Этвуд и Герберт Мюллер на машине команды John Wyer Automotive Engineering Ltd. На ремонте коробки передач они потеряли два круга и с этим же отставанием от лидера финишировали.
Однако занять весь подиум представителям «Порше» не удалось. Шквал поломок у немецких спорткаров позволил трём «Феррари» занять места с третьего по пятое – лишь три итальянских машины добрались до финиша, а у «Порше» их оказалось десять.
1. 1998 год: крайняя, но не последняя победа?
Победа в гонке 1998 года стала одной из самых значимых для «Порше». Немецкая марка не только выиграла свой 16-й марафон, но и смогла оказаться сильнее Toyota, Nissan, Mercedes и BMW.
В гонке долгое время лидировал экипаж «Тойоты», и последние пять часов на представителей японской марки постоянно оказывали давление гонщики «Порше» — на трассе прототипы Toyota GT-One и Porsche 911 GT1-98 никогда не разделяло больше круга.
Но за 80 минут до финиша на машине Toyota Motorsport, возглавлявшей гонку, отказала коробка передач. Алан Макниш/Стефан Ортелли/Лоран Айелло выиграли марафон, а Уве Альцен/ Йорг Мюллер/Боб Уоллек обеспечили «Порше» победный дубль и 16-ю победу в «24 часах Ле-Мана». Победу, на этот момент, последнюю, хотя после заявления о возвращении заводской команды «Порше» в класс LMP1 можно сказать, что в 1998 году был выигран крайний марафон – богатая история немецкой марки не даёт повода для сомнений, в том, что машинам с шильдиком Porsche удастся обновить рекорд по числу выигранных заездов на кольце «Сартэ».