Насквозь капиталистическая газета «Торонто Стар” в 1986-м иронизировала над трудовым подвигом венгерского народа в статье с говорящим названием „Карл Маркс уступает место ”Феррари“. Западный спорт неожиданно вызвал ажиотаж среди местных болельщиков,
Формула-1 пользовалась в Венгрии примерно таким же успехом, как первый „Макдоналдс” в Москве.
которые многими тысячами усыпали живописные холмы вокруг ”Хунгароринга“ – по оценкам очевидцев, за гонкой наблюдали около 200 тысяч человек. По словам ”Торонто стар», чтобы увидеть Гран-при, обычная венгерская семья должна была потратить примерно половину средней зарплаты – 3-4 тысячи форинтов ($ 90-120 по тогдашнему курсу, и это крепкие доллары, не то что сегодня). Как нетрудно заметить, гонка в Венгрии оказалась совсем не по-социалистически прибыльной – в том числе и для Берни Экклстоуна.
Для многих журналистов Гран-при Венгрии стал первой возможностью посмотреть на мир по ту сторону «железного занавеса». Разумеется, Будапешт находился гораздо южнее Москвы – где, как казалось акулам пера, по заснеженным улицам ходят медведи, а мужики в ушанках неизменно пьют водку и играют на гармошке. Но и в Венгерской народной республике хватало специфических социалистических прелестей. Репортёры из стран капитала с опаской втискивались в гремящие восточногерманские ”Вартбурги" и наши ”Лады", а в ресторане, как писал один удивлённый гость Будапешта, за соседним столиком вполне могли сидеть офицеры СА с автоматами Калашникова и почему-то местными блондинками. Хотя, зная этих англосаксонских журналистов, удивительно, что нигде поблизости они не заметили медведей.
Новизна ощущений скрывала откровенно неудачную конструкцию трека, построенного на бывшем картофельном поле. Не будем повторять историю о том, как слишком медленную трассу пришлось неоднократно исправлять, но и после последней на сегодняшний день трансформации трек далёк от идеала с точки зрения обгонов. В целом не очень понятно, почему в 2012-м Формула-1 приедет в Будапешт, но, судя по последним событиям, промахнётся мимо Стамбула.
Может ли «Ред Булл” вернуть преимущество на медленной трассе?
Хотя в этом году проблема со зрелищностью окончательно и бесповоротно решена – обгонять можно везде, было бы желание и возможности болида. Кстати, по данным ”Мерседеса», всего треть опережений в текущем сезоне произошло с использованием системы DRS – так что всё по-честному.
Как ни странно, несмотря на традиционную унылость трека, список обладателей большого приза пестрит разными именами. В этом году в Венгрии будут выступать семь триумфаторов прошлых лет (Алонсо, Баттон, Ковалайнен, Уэббер, Баррикелло, Хэмилтон и Шумахер) – рекорд среди Гран-при нынешнего сезона. До победы Феттеля в Монако гонялись шестеро выигравших. Ситуация становится ещё интереснее, если вспомнить, в каких обстоятельствах Хейкки Ковалайнен победил в 2008-м – это удалось только после отказа двигателя лидировавшего ”Феррари" Фелипе Массы. Иными словами, в пелотоне куча опытных пилотов, которые умеют бороться за победу на ”Хунгароринге". И среди них нет Феттеля.
В прошлом году в Венгрии победу одержал Марк Уэббер – после гонки он возглавил чемпионат и, казалось, имел отличные шансы на титул. Но триумф в Будапеште до сегодняшнего дня остаётся последним для австралийца, а на финише сезона Марк проиграл не только Себастьяну Феттелю, но и Фернандо Алонсо. Актуальные невзгоды Уэббера хорошо задокументированы, и для того, чтобы нейтрализовать некоторое пренебрежение к себе, Марку стоит начать побеждать. Пока с этим туго: в Германии главный правдоруб Формулы-1 в четвёртый раз подряд приехал на третьем месте.
Фернандо Алонсо, празднующий сегодня тридцатилетие, набрал неплохие обороты. Болельщиков ”Скудерии" должен безмерно радовать тот факт, что на последних трёх Гран-при испанец завоевал больше всех очков. Если ”Феррари" покажет себя с лучшей стороны в «Хунгароринге», болельщики ”красных" могут робко надеяться на борьбу за титул – в худшем для Феттеля случае. Гран-при Венгрии станет третьей по типу трассой после Валенсии с относительно длинными прямыми и Сильверстоуна с быстрыми поворотами. Добавьте сюда прохладную Германию, и окажется: ”Скудерия" будет в состоянии поддерживать высокую скорость во всех типах поворотов и при любой погоде.
Кабинка Льюиса Хэмилтона на его личных «американских горках» (именно это развлечение напоминает карьера британца) стремительно несётся вверх. После заочных пререканий со стюардами в Монако, столкновения с напарником, жалоб на слишком большое количество пиар-мероприятий перед Сильверстоуном и публичного недовольства любыми ошибками команды победа в Германии оказалась чрезвычайно своевременной. После гонки Хэмилтон был в особенно приподнятом настроении и даже посетовал – британский гимн на подиуме очень короткий, не то что какой-нибудь бразильский.
Разумеется, по инерции стоит ожидать от Льюиса великолепного
Себастьян Феттель не должен рисковать, если не хочет упустить титул.
выступления в «Хунгароринге», но стоит помнить – не единожды череда успехов Льюиса прерывались довольно невзрачными выступлениями. Пора бы уже Хэмилтону перестать действовать по принципу: шаг вперёд – два назад.
И наконец, Себастьян Феттель. В Германии немец напоминал хромую утку – все так увлеклись борьбой Хэмилтона, Алонсо и Уэббера, что забыли о действующем чемпионе. И зря: на фоне ренессанса ”Феррари" и светлой полосы Хэмилтона Феттель сохраняет стратегическое преимущество: его отрыв – 77 очков. С немцем сражается не один соперник, а целых три – и в процессе они борются друг с другом. Поэтому главная задача Феттеля – спокойно завоёвывать очки и пользоваться ошибками конкурентов. Себу легче, ведь другие пилоты, а не он, находятся под давлением.
Какие неожиданности могут поджидать нас? Медленные повороты создают повышенную нагрузку на задние колёса, и это может спровоцировать определённые сюрпризы в условиях использования мягких и сверхмягких шин. Ни одна команда не может похвастаться умением точно предсказывать поведение покрышек ”Пирелли", и перед Венгрией всё выглядит как пролог к драме.
Может быть, всё окажется не столь унылым.