Как рассказывал недавно в интервью Питеру Уиндзору Росс Браун, решение о переходе в его команду Шумахер принял почти спонтанно. Михаэль и Росс, как старые друзья по «Скудерии”, встретились в рамках одного из последних Гран-при 2009 года. Светская беседа привела Брауна к необычному наблюдению: Шумахер открыт к интересным предложениям. Чуть позже Росс позвонил семикратному чемпиону, и вопрос о его выступлениях в „Мерседесе” оказался неожиданно решён. То, что Шумахер желал вернуться в Ф-1, было видно невооруженным глазом: в сезоне 2009 года немец всерьёз намеревался замещать травмированного Фелипе Массу. Но Шуми с невероятной лёгкостью покинул “Скудерию” — команду, которую часто сравнивал с „семьёй”. Это было удивительно. Сложилось впечатление, что Шумахер ждал буквально первого предложения и если бы к нему обратился любой топ-коллектив, он бы с удовольствием вернулся (за соответствующую зарплату).
Семикратный чемпион мира по-прежнему не может одолеть Росберга.
Но стоило ли? Второй год подряд Михаэль выступает слабее своего соперника по команде – Росберга. Нико обладает подавляющим квалификационным преимуществом — 10:1. Это худшее соотношение в пелотоне — с таким же провальным счётом Фелипе Масса проигрывает Фернандо Алонсо. Расстояние между двумя партнёрами значительное: средняя стартовая позиция Нико – 6,5, у Шумахера – 9,7. В гонке положение несколько уравнивается, но всё равно Росберг лидирует с 48 очками, у Шумахера – 32. В прошлом году молодой немец завоевал почти в два раза больше призовых баллов, чем более опытный партнёр. К большому несчастью, великая карьера Михаэля разделилась на весьма неравнозначные отрезки. За последние 30 Гран-при перед временной отставкой в 2006-м Михаэль одержал восемь побед, а за 30 гонок в составе “Мерседеса” не смог ни разу подняться на подиум — значительный контраст, особенно учитывая шумиху, которая разразилась после его решения вернуться в гонки за настоящие ”серебряные стрелы».
Хуан-Мануэль Фанхио говорил, что чемпионы, актёры и диктаторы должны уходить в отставку на пике популярности. Аргентинец покинул Ф-1 после своего пятого чемпионского титула в 1957-м, хотя провёл ещё две гонки в 1958-м (два четвертых места) за «частников”. В том весёлом году (в феврале его умудрились похитить пламенные кубинские революционеры) Хуан-Мануэль планировал участие в „Инди-500” и даже показал относительно конкурентоспособную скорость в тренировке – но незадолго до квалификации выступать отказался. Его представитель выступил со специальным заявлением: “Форма автомобиля не позволяет Фанхио поддержать репутацию гонщика-чемпиона”. Аргентинец оказался верен своему принципу.
В состоянии ли Шуми сам понять, когда ему уходить?
Нынешний босс Михаэля Шумахера тоже однажды решил уйти вовремя – после сезона 2006 года Росс Браун объявил о годичном отпуске. Как признался англичанин, ему хотелось покинуть позицию техдиректора „команды мечты” спокойно, с гордо поднятой головой, а не в суете проблем. Грустная и неожиданная отставка его преемника Альдо Косты, уволенного из “Феррари” ещё до завершения сезона, доказывает: решение Росса было мудрым. Браун смог остаться одним из самых удачных технических директоров и стратегов в истории, а чуть позже укрепил свою репутацию босса команды, завоевав Кубок конструкторов с собственным коллективом.
И это возвращает нас к Михаэлю Шумахеру. Главный вопрос: когда он уйдет? По мере развития не слишком удачной „второй карьеры” немца всё больше наблюдателей задают его громче и увереннее. Не остался в стороне, конечно, и Ники Лауда. Австриец, в отличие от многих, в этом вопросе имеет право на высокомерие: после своего возвращения он выиграл чемпионат 1984 года, опередив Алена Проста всего на пол-очка. Если бы Жаки Икс не остановил тот памятный дождевой Гран-при Монако и при условии, что Прост добрался бы до финиша, чемпионом был бы именно Ален. Год спустя результаты австрийца оказались хуже, чем у француза (в основном из-за отвратительной надёжности болида), и Ники после сезона-1985 и последней победы в Голландии перестал быть гонщиком Гран-при. Мир Формулы-1 он не покинул – что вряд ли находит понимание у многих пилотов и деятелей автогонок, с которыми Лауда успел хорошенько поскандалить за годы работы в качестве консультанта “Феррари”, босса „Ягуара” и бессменной “говорящей головы” прямого эфира канала RTL.
Скорее всего, Михаэль останется в Ф-1 до конца 2012-го.
Какое будущее ждёт Михаэля? Скорее всего, немец не покинет Ф-1 вплоть до конца 2012 года – его трёхлетний контракт с „Мерседесом” будет выполнен. Для “трёхлучевой звезды» его присутствие, прямо скажем, необременительно – более того, определённый маркетинговый эффект от семикратного присутствует. На трибунах «Нюрбургринга” в этом году, несмотря на нового немца-чемпиона, фанатов Шуми – в том числе в тех самых старых красных кепках — было немало. А дальше, после отставки, Норберту Хаугу, вполне вероятно, удастся заманить Михаэля в DTM. Учитывая, что в той серии даже Ральф добрался-таки до подиума, это будет не самым худшим продолжением.
Но правильной, судя по всему, является несколько другая формулировка главного вопроса: когда Михаэль сам поймёт, что ему пора? Многие биографы чемпиона (и среди них Джеймс Аллен) отмечали невероятное самомнение Шумахера, его неспособность признать собственную неправоту даже, казалось бы, в однозначных ситуациях. Это качество трудно критиковать, оно является побочным эффектом таланта. Без временами удивительного спортивного эгоизма Шуми вряд ли побил бы почти все формульные рекорды и не завоевал бы семь титулов. Но может ли спортсмен, который просто не в состоянии найти в себе слабые стороны, понять, когда ему нужно уходить?