С момента первого сезона Формулы-1 и до текущего момента гоночная техника сделала гигантский шаг вперёд. Машины сами по себе стали надёжнее и совершеннее, а работа FIA по улучшению безопасности позволила сделать автоспорт менее опасным как для участников, так и для зрителей. В 2010 году были отменены дозаправки по ходу Гран-при, и таким образом была сведена к минимуму вероятность возникновения, пожалуй, самой неприятной ситуации в гонках – пожара.
На заре автоспорта машины были далеки от совершенства даже в плане качества сборки, не говоря уже о безопасности. В топливных и масляных магистралях могли возникать течи, а при попадании горючих жидкостей на горячие элементы автомобиля, коих в болиде Формулы-1 немало, почти всегда возникал пожар.
О безопасности машин в те годы особенно не думали, и зачастую вылет с трассы превращал автомобиль и гонщика в пылающий шар.
Заканчивались они по-разному: где-то их замечали и вовремя тушили, где-то гонщики не обращали внимания на огонь, что приводило к серьёзным травмам и зачастую к смерти. Ну а в случае аварии пожар почти всегда становился причиной гибели пилота: о безопасности машин в те годы особенно не думали, и зачастую вылет с трассы превращал автомобиль и гонщика в пылающий шар.
Свою лепту вносило и отсутствие квалифицированных сотрудников трассы, которые могли бы спасти многих гонщиков, ставших жертвами огня. Сейчас же стараниями FIA пожары не приносят практически никакого вреда пилотам и остаются разве что зрелищной и крайне захватывающей причиной схода. Но всё же полностью побороть огненную стихию пока не удалось и вряд ли это будет возможно до тех пор, пока болиды Формулы-1 не научатся обходиться без любых горючих жидкостей. Рассказать обо всех возгораниях машин в истории чемпионата по понятным причинам не представляется возможным (горели автомобили очень и очень часто), но мы всё же вспомним некоторые огненные страницы Формулы-1.
Первым серьёзным пожаром в Формуле-1 можно назвать инцидент на старте Гран-при Бельгии 1954 года, когда в «Спа» на старте загорелась Maserati A6GCM/250F Роберто Миереса. Аргентинцу удалось выбраться из вспыхнувшей машины, но без ожогов для пилота не обошлось. Гораздо более трагичные последствия имела аварии Стюарта Льюиса-Эванса на Гран-при Марокко 1958 года – после проблем на его Vanwall, гонщик не смог избежать столкновения с отбойником, после которого машина загорелась. Льюиса-Эванса извлекли из автомобиля и отправили для лечения в Великобританию, но шесть дней спустя он всё же скончался от ожогов.
На Гран-при Бельгии 1962 года столкнулись Тревор Тэйлор (Lotus 24) и Вилли Мэресс (Ferrari 156). Со старта гонки они боролись за лидерство, но когда их прошёл Джим Кларк, то дуэль велась за вторую позицию и на 26-м круге в пылу сражения Тэйлор и Мэресс столкнулись – «Лотус» вылетел с трассы и врезался в телеграфный столб, а «Феррари» перевернулась и загорелась. По счастью, обоим гонщикам удалось выжить и даже не получить серьёзных травм. В 1964 году Филл Хилл едва не погиб при взрыве своего Cooper T66 – попав в аварию, американец не сразу покинул место своего схода и лишь в последний момент ушёл от своей машины, которая взорвалась. Но если на заре Формулы-1 пожары с гибелью гонщиков были относительной редкостью, то 60-70-е стали едва ли не самой чёрной страницей в чемпионате.
Гибель Джон Тейлора на Гран-при Германии, 1966 год
На первом круге Гран-при Германии на «Нюрбургринге» в повороте «Флюгплатц» столкнулись Matra MS5 F2 Жаки Икса и Brabham BT11 Джона Тэйлора, оба автомобиля вылетели с трассы и машина Тэйлора загорелась. Англичанина удалось извлечь из автомобиля и отправить в госпиталь, но спустя несколько недель он
Перед гонкой на трассе в Руане представители команды просили Шлессера не спешить и не перегреть двигатель. Однако уже на третьем круге гонки машина в правом повороте буквально соскользнула с трассы.
скончался от ожогов в больнице Кобленца.
Гибель Лоренцо Бандини на Гран-при Монако, 1967 год
На Гран-при Монако итальянский пилот со старта вывел свою Ferrari 312/67 на лидирующую позицию. Проехав почти две трети гонки, Бандини не удержал свою машину на масляном пятне, которое образовалось в шикане на набережной после схода Brabham BT19 Джека Брэбэма. Бандини не вписался в шикану в порту и на полной скорости врезался в обложенную тюками с соломой причальную тумбу – это спасло пилота от падения в море, но от удара на его «Феррари» оторвались левые колеса, лопнул бензобак, машина перевернулась и загорелась.
Четыре минуты судьи и пожарные тушили автомобиль. Бандини был ещё жив, но оказался зажат между асфальтом и перевёрнутой машиной и не мог самостоятельно выбраться из огня. Потом ещё более четверти часа он пролежал на краю трассы, прежде чем на набережную добралась машина «скорой помощи», доставившая обгоревшего на 70 % гонщика в больницу Княгини Грейс, где через три дня итальянец скончался.
http://www.youtube.com/watch?v=kzVs5DcOU98
http://www.youtube.com/watch?v=XVMbyApMeqU
http://www.youtube.com/watch?v=x7zsGfJBI64
Гибель Жо Шлессера на Гран-при Франции, 1968
На шестой этап чемпионата-1968 «Хонда» привезла свой новый автомобиль RA302 с кузовом из магниевого сплава и двигателем с воздушным охлаждением. Британец Джон Сёртис, протестировавший машину, отказался стартовать на этой модели, сочтя её недоработанной и опасной в случае аварии, и RA302 была предоставлена местному пилоту Жо Шлессеру. Для него этот старт был первым за рулём автомобиля Формулы-1 (Шлессер уже участвовал в двух этапах чемпионата мира в Германии, но на машине Формулы-2) – француз не стал отказываться от дебюта в Формуле-1, да ещё на своём домашнем этапе, и согласился пилотировать новинку.
Перед гонкой на трассе в Руане представители команды просили Шлессера не спешить и не перегреть двигатель. Однако уже на третьем круге гонки машина в правом повороте буквально соскользнула с трассы и врезалась в ограждение, в результате чего автомобиль перевернулся и загорелся. Бензин и магниевые детали машины горели столь сильно, что спасти француза не удалось – Шлессер погиб на месте.
http://www.youtube.com/watch?v=4yI8XFFP3Yg
Возгорание «Феррари» Жаки Икса на Гран-при Испании, 1970 год
В начале Гран-при Испании в «Хараме» у BRM P153 Джеки Оливера сломалась подвеска, и пилот Yardley Team BRM врезался в Ferrari 312B Жаки Икса. Автомобиль бельгийца загорелся, но сам гонщик сумел выбраться из машины и отделался лишь незначительными ожогами, а вот болид Икса сгорел полностью, поскольку пожарная служба трассы пыталась тушить вспыхнувшее топливо водой, а это далеко не самый эффективный метод.
http://www.youtube.com/watch?v=aaj1qDkVnA0
Гибель Пирса Кариджа на Гран-при Нидерландов, 1970 год
На старт гонки в «Зандвоорте» британский гонщик Пирс Каридж вывел болид De Tomaso 505, заявленный командой Frank Williams Racing Cars. Стартовав девятым, Каридж неплохо начал гонку, пока на 23-м круге не вылетел с трассы. От столкновения его машина перевернулась и загорелась – Пирс погиб на месте. После гонки стало известно, что Каридж был мёртв ещё до пожара. На шлеме гонщика обнаружили след от удара колесом, который и повлёк гибель британца.
http://www.youtube.com/watch?v=YK16URa7X10
Гибель Йо Зифферта на гонке в Брэндс-Хэтч, 1971 год
Швейцарский пилот BRM в 1971 году проводил свой самый успешный сезон в Формуле-1. Кто знает, как развивалась бы его карьера, откажись Зифферт от старта в гонке Brands Hatch Victory Race. Заезд не входил в календарь чемпионата, но Йо решил принять участие в гонке и вывел на старт свой BRM P160. Выиграв квалификацию, швейцарец лидировал первые 15 кругов, пока не вылетел с трассы. В результате аварии машина Зифферта загорелась, а сам гонщик погиб от асфиксии.
http://www.youtube.com/watch?v=bK9QlnpEG3w
http://www.youtube.com/watch?v=cngOmvtgKqE
Гибель Роджера Уильямсона на Гран-при Нидерландов, 1973 год
Спустя три года после гибели Куража, на трассе «Зандвоорт» жертвой стал ещё один британец.
Только благодаря отваге Хэйлвуда, который вытащил Рагаццони из пылающей машины, швейцарец выжил, отделавшись незначительными ожогами.
На восьмом круге Гран-при Нидерландов Роджер Уильямсон не удержал свой March 731 на трассе и врезался в ограждение. Автомобиль перевернулся и вспыхнул. Проезжавший мимо Дэвид Перли немедленно остановил свою машину и бросился на помощь пилоту, который не мог выбраться из машины, но, несмотря на все усилия, Уильямсон заживо сгорел в своём автомобиле.
Особый резонанс этой трагедии предало бездействие маршалов: работники трассы просто смотрели как Перли пытается спасти своего товарища, но сами ничего не делали. Пока огонь был минимальным, Дэвид своими силами пытался перевернуть машину, а маршалы не помогали гонщику, сдерживая вместо того зрителей, которые хотели выйти на трассу, чтобы помочь вытащить из-под машины Уильямсона – он кричал и умолял о помощи, но кроме Перли никто не пытался его вытащить. Пожарный автомобиль подъехал слишком поздно, ну а Перли, отняв всё же у одного из судей огнетушитель, не смог спасти своего друга – было слишком поздно, и пилот «Марча» заживо сгорел под своим болидом.
http://www.youtube.com/watch?v=eedXKxk_erI
http://www.youtube.com/watch?v=3mz3ZzSXyWM
Авария Клея Рагаццони на Гран-при Южной Африки, 1973 год
На трассе «Кьялами» в 1973 году едва не погиб в огне пилот Marlboro BRM Клей Рагаццони, который был спасён своим товарищем по Формуле-1 Майком Хэйлвудом. На третьем круге гонки британец Дейв Чарлтон не справился с управлением своего Lotus 72D и протаранил Surtees TS14A Хэйлвуда. В развернувшийся болид Майка поочередно врезались BRM P160E Рагаццони и Ferrari 312B2 Жаки Икса. От удара Клей потерял сознание, а его машина загорелась – только благодаря отваге Хэйлвуда, который вытащил Рагаццони из пылающей машины, швейцарец выжил, отделавшись незначительными ожогами. Маршалы на трассе оказались бессильны помочь Рагаццони, а Майк за свой поступок был награждён медалью Святого Георга.
http://www.youtube.com/watch?v=S1r0Kwt5s_Y
Продолжение следует…
Администрация проекта «Чемпионат.com» не несёт ответственности за содержание видео, взятого из сервисов обмена, показа и трансляции видео. Указанные файлы не размещаются на сайте «Чемпионат.com» и могут быть найдены в свободном доступе на других интернет-сайтах. Мы не гарантируем качества трансляции и не несём ответственности за действия пользователей на предлагаемых сайтах. Использование данных файлов производится на собственный риск посетителей. Авторские права на использование данного видео в Интернете принадлежат пользователям или владельцам сайтов сервисов обмена, показа и трансляций видео в соответствии с пользовательским соглашением.