Стоит признать, что складывающаяся конъюнктура рынка пилотов – не в пользу рекордсмена-долгожителя Формулы-1 Рубенса Баррикелло. Стареющие ветераны последние два года чувствовали парадоксальную уверенность в своих кадровых перспективах из-за отмены тестов по ходу сезона и фактической невозможности их работодателей быстро подготовить новичков на замену. Но ситуация стремительно меняется: из «Рено” уволили Хайдфельда; спортивные достижения Шумахера для „Мерседеса” – величина третьего порядка после маркетинговых причин и опыта немца; Ярно Трулли не очень-то блещет в “Лотусе” и даже даёт поездить за рулём своего болида Каруну Чанхоку.
Команды научились обходиться без ещё вчера незаменимых ветеранов.
Если оставшиеся в пелотоне „дедули” не встрепенутся, через пару сезонов самым опытным действующим пилотом Ф-1 окажется Дженсон Баттон. Гонщики, которые начинали выступления в 90-х, из в Формулы-1 уйдут окончательно, и по этому поводу можно начинать отчаянно ностальгировать.
Команды уже научились эффективно обучать талантливую молодёжь – для этого используются пятничные тренировки, аэродинамические тесты на прямых, гоночные тренажёры и даже практика сдачи перспективных юниоров в аренду чужим командам, как случилось с Дани Риккардо. Кроме того, FIA не прочь смягчить жёсткий регламент тестовых испытаний. Похоже, ветеранам вроде Баррикелло места в Формуле-1 не останется.
Сезон 2011 года потихоньку выходит на финишную прямую, но до сих пор неизвестно, кто будет выступать рядом с Пастором Мальдонадо в “Уильямсе” в следующем году. Рубенс вроде и готов продолжить и даже во всеуслышание заявил: он с удовольствием подпишет новый двухлетний контракт – но команда пока медлит.
Препятствий два. Во-первых, бразилец пока не может убедительно доказать своё превосходство над Мальдонадо (Пастор как назло выступил лучше партнёра в Спа), во-вторых, на счета Рубенса приходится перечислять полноценную зарплату, а в наши меркантильные времена такую честь нужно заслужить. Учитывая, что в прошлом году „Уильямс” без зазрения совести уволил подающего значительные надежды Нико Хюлкенберга ради нефтедолларов Венесуэлы, если в поле зрения насквозь капиталистического Адама Парра появится платежеспособный гонщик, многолетняя и непрерывная карьера Баррикелло может завершиться.
Рубенс получает зарплату и на старости лет становиться рента-драйвером не намерен.
Что делать Рубенсу? Похоже, вариантов немного. За пределами “Уильямса” бразильца почти никто не ждёт. У Баррикелло существует теоретическая возможность оказаться в „Вёрджине” в партнёрстве с Глоком, но команда явно предпочтёт подписать соглашение с платежеспособным пилотом. С большой долей вероятности Бут и компания продлят отношения с Жеромом д’Амброзио. В “Лотусе” Рубенс мог бы занять место Трулли, но менять одного ветерана на другого нет никакого практического смысла. В „Торо Россо” теснота – молодые пилоты и Дани Риккиардо, которого тоже куда-то нужно пристроить. В “Заубере” оба гонщика продолжат выступления в неизменном составе.
Остается только „Форс Индия”. Если Шумахер продолжит выступать в 2012-м (это почти гарантировано), ди Реста сохранит своё место в команде Малльи. Единственная реальная возможность для Рубенса в таком случае – поменяться местами с Адрианом Сутилем. Такой вариант действительно обсуждается в прессе. Немец не только неплохо выступает, но и обеспечен деньгами немецкой компании “Медион” (а у Адама Парра давняя страсть к спонсорским пакетам). Бюджет Сутиля не такой большой, как у Пастора Мальдонадо, но позиция первого пилота всё равно превращается для „Уильямса” в центр прибыли.
Здесь, на наш взгляд, возникает сразу два опасения. Во-первых, Виджаю Маллье совсем незачем терять такого хорошего и платежеспособного пилота ради сомнительных талантов увядающего Рубенса Баррикелло. Во-вторых, Адриану нужно несколько раз подумать, прежде чем менять крепкого середняка “Форс Индия” на депрессивный „Уильямс”.
Проблем там действительно хватает: напасти, которые преследовали команду Фрэнка в начале сезона, никуда не исчезли – машина по-прежнему не едет (точнее, аэродинамическая часть отказывается работать), уходящий технический директор Сэм Майкл так и не смог организовать достойный дембельский аккорд, финансовое положение “конюшни” не вызывает энтузиазма у инвесторов (с момента размещения акции команды на бирже во Франкфурте подешевели на 40%). Партнёры, поверившие рассказам Парра и купившие крупные пакеты ценных бумаг „Уильямса” в начале 2011-го, теперь кусают локти и прощаются с капиталом.
Быть может, пора уйти добровольно – пока Рубенса не уволили?
В топ-командах Баррикелло точно никто не ждет – состав “Ред Булл”, „Макларена” и “Феррари” меняться не будет, а „Рено” наряду с Петровым может использовать услуги Кубицы или, на выбор, Грожана или Сенны – но никак не бразильца.
Если только в Ф-1 не произойдёт каких-либо неожиданных тектонических кадровых сдвигов, Баррикелло без “Уильямса” имеет реальную возможность продолжить карьеру разве что в „Хиспании”. Так, может быть, Рубенсу пора собраться с мыслями, трезво оценить перспективы и принять решение об уходе уже в конце 2011-го? В этом нет ничего зазорного: Герхард Бергер, гонщик уровня Баррикелло (он тоже был вторым номером при ярком чемпионе), спокойно и достойно завершил карьеру в 1997-м, после того как не смог найти работу в команде нормального уровня.
Почему бы Рубенсу не последовать примеру австрийца?