Индийская таможня даёт добро
Александр Стельмах
Комментарии
Ещё одна страна третьего мира, активно улучшающая имидж; ещё один унылый трек Тильке, ещё один неудобный часовой пояс (эффект усилен отменой зимнего времени) – Формула-1 приезжает в Индию.

Экклстоун давно обнаружил прекрасный способ заработать на ущемлённом национальном величии и предлагает новым индустриальным гигантам и постколониальным державам возможность шире расставить пальцы и заявить о себе в глобальном масштабе –

Индия нашла дополнительные способы получения прибыли от Ф-1.

построить сверкающую трассу и провести на ней Гран-при. Берни дерёт втридорога, навязывает услуги Германа Тильке (из последних трасс только Сильверстоун едва ли не демонстративно использовал возможности альтернативного архитектурного бюро «Попьюлос”) и без малейшего сожаления выбрасывает из календаря исторические трассы.

При этом лишь в считаных странах (Сингапур) гонки хотя бы косвенно окупаются или находится местный промоутер, который в состоянии финансировать строительство трека – обычно за все щедро платит правительство. Иными словами – налогоплательщики. А затем, как в Южной Корее, эйфория проходит. Оказывается, что трасса находится между провинциальным борделем и портовой зоной, а местным работягам даже по невероятно низким ценам Формула-1 неинтересна.

Индия, впрочем, переплюнула всех. Наверху так и не решили, как относиться к Формуле-1 – как к рекламной кампании динамичной страны или как к возможности запустить руку в карман богатому белому человеку, который приедет в окрестности Нью-Дели. Ещё до начала гонки индийская бюрократия проявила себя во всей красе: сначала потрепала нервы зубодробительным визовым процессом (нам тут подсказывают слово „бакшиш”, но не будем делать скоропалительных выводов), а затем начала мелочно торговаться из-за таможенных платежей. В календаре Ф-1 20 стран разного уровня развития – но только Индия решила заняться подобным крохоборством.

Государство потребовало от команд заплатить $ 30 млн страхового депозита – в качестве гарантии того, что временно импортированное узкоспециализированное оборудование не будет продано на базаре в Дели, а вернётся обратно в Европу. Сама постановка вопроса абсурдна, однако дальше – больше: правительство намерено вернуть многомиллионный депозит после завершения Гран-при и отбытия груза восвояси,

Трасса в Индии напоминает все творения Тильке вместе взятые.

но за вычетом 2% разнообразных пошлин и таможенных платежей. Иными словами, вся эта возня развернулась вокруг $ 600 тыс., получить которые возжелала индийская таможня. “Это событие совсем не национального масштаба, никаких исключений”, – заявил главный сборщик податей господин Маджумдер.

Таможенной преданности Маджумдера можно было бы только позавидовать, если бы не недавние Игры Содружества в Индии, превратившиеся в грандиозный чемпионат по распилам, откатам и заносам – коррупция оказалась настолько уродливой, что даже вызвала многотысячные протесты простых индийцев и голодовку почтенного дядюшки Анны Хазаре. К счастью, все временные платежи внёс промуотер гонки, и алчный Маджумдер может получить свои $ 600 тыс. Правда, осталось решить вопрос с несчастными фермерами. По их мнению, их административным давлением вынудили недорого продать землю для строительства трассы, и теперь многие их них в буквальном смысле остались без средств к существованию. Но на бедных фермерах (коих в стране миллиард – чего их жалеть) не заработаешь $ 600 тыс., а значит, можно не сомневаться: людей успокоят.

Трек неподалёку от Нью-Дели представляет собой типичный пример зрелого Тильке – ярко выраженная секция с прямыми и относительно острыми поворотами, сменяющаяся плавными размашистыми виражами. Мы такое видели недавно в Йонаме и ещё вспомним в Абу-Даби. Уютная старая трасса в Интерлагосе, завершающая чемпионат, покажется глотком свежего воздуха. Говорят, впрочем, что средняя скорость прохождения круга окажется значительной.

Специально к Гран-при Индии в пелотон возвращается Нараин Картикеян. Злые языки утверждают: пилот заплатил не только команде „ХРТ”, но и Тони Фернандесу – чтобы не допустить выступления соотечественника Чандхока. Так Нараин официально останется самым быстрейшим индийцем на планете.

Поскольку оба чемпионата к Гран-при Индии счастливо (для “Ред булл”) закончились, интриг осталось совсем немного. Сможет ли Фелипе Масса завершить сезон достойно? Выиграет ли Уэббер Гран-при или

Продолжит ли успешные выступления Хэмилтон?

мы и дальше будем слушать, какими классными были шины „Бриджстоун” и как плохи “Пирелли”? Не выстрелит ли на родном Гран-при команда Виджая Малльи, у которой ещё есть математические шансы в борьбе с Эриком Булье?

Внимание окажется приковано и к Льюису Хэмилтону. Англичанин уверенно стал на путь исправления, проведя отличную гонку в Корее, но, как мы отмечали ранее, для подтверждения формы пилота нам нужно как минимум три хороших результата подряд. Перед Гран-при стало окончательно ясно: Николь Прасковья Шерзингер рассталась со своим возлюбленным (а пара одно время хотела пожениться). Это означает, что мы больше не увидим красного платья и эмоциональной поддержки с заламыванием рук в паддоке. Будем надеяться, потрясения на личном фронте не вызовут падения результатов – Льюису-то унывать нечего: он молод (чего нельзя сказать про Шерзингер), знаменит и богат.

К тому же, если пилоту ещё не надоели видные женщины шоу-бизнеса, шанс может представиться прямо в Нью-Дели: на церемонии закрытия Гран-при Индии выступит Леди Гага собственной персоной.

Комментарии