Все ожидали, что Кими Райкконен вернётся в Формулу-1 вместе с командой «Уильямс”. На какое-то мгновение показалось: этот слух из разряда „надёжных” – вроде информации о грядущем переходе Фернандо Алонсо в “Феррари”, о котором, стараниями маститого итальянского журналиста Пино Альеви, заранее знали все. Финский чемпион действительно вновь будет выступать в Ф-1 – но не у Фрэнка Уильямса. Уже во время Гран-при Бразилии журналисты были уверены: переговоры с командой из Гроува прекращены, а вскоре последовала неожиданная новость – в следующем году работодателем Райкконена окажется „Лотус” (здесь и далее: говорим “Лотус», подразумеваем – ”Рено". Говорим ”Катэрхэм" – подразумеваем ”Лотус").
Никто не знает, в какой форме вернётся Кими.
Хаотичная карьера Кими в результате стала ещё более непредсказуемой. Покинув «Феррари” в 2009-м (команда так хотела избавиться от финна, что предложила ему гигантские отступные – почему-то в случае Массы такой решимости не наблюдается), чемпион 2007 года решил не подписывать контракт с конкурентами.
С одной стороны, по условиям расставания с „Феррари” финн получил больше денег, держась подальше от других формульных команд. С другой – никто не мешал Райкконену перейти в “Рено” не в 2012-м, а в 2010-м и стать, например, напарником Кубицы. Прыжки Кими из Ф-1 в ралли и обратно в Формулу-1 (с небольшой остановкой в NASCAR) – это даже круче, чем карьера Джеймса Ханта, которого Райкконен всегда уважал. В 1984 году Берни Экклстоун предложил Джеймсу сенсационные по тем временам 2,5 млн фунтов (в сегодняшних американских долларах – $ 9 млн) за возвращение – а Хант отказался.
На каких условиях Кими вернулся в Формулу-1? Джо Савард утверждал, что Райкконен ещё в ходе переговоров с „Уильямс” захотел купить долю команды – превышающую тот пакет, который можно приобрести на франкфуртской бирже. Отдельные СМИ сообщили: Лопес в этом вопросе оказался более податливым. Разумеется, проверить информацию не представляется возможным. Стоит заметить: подобное партнёрство с чемпионом мира не станет абсолютно неожиданным. Эдди Джордан (если верить его мемуарам) собирался предложить в начале 90-х значительную долю в собственной команде Айртону Сенне, и бразилец вроде бы даже серьёзно рассматривал такой вариант.
Появление в Энстоуне Райкконена – плохие новости для Виталия Петрова. Ещё до подписания контракта с чемпионом, судя по противоречивым высказываниям в прессе Оксаны Косаченко, сложилось впечатление, что место Петрова в “Лотусе” на 2012 год отнюдь не гарантировано. Приход Кими лишь усилил это ощущение.
Ещё в конце октября в интервью Евгению Кустову Оксана Косаченко обвинила журналистов, писавших о возможных проблемах с контрактом россиянина, в „изобретении велосипеда”, “повышении собственной значимости в глазах работодателей” и создании имиджа приближенных к команде, ”которые из каких-то непонятных источников что-то там знают». Госпожа Косаченко тогда подтвердила: ”Был подписан контракт на два года – кто следил, тот прекрасно это знал". Через месяц грозного тона как не бывало. Оказалось, положение Виталия в ”Рено" неустойчивое: менеджер Петрова работает сразу над несколькими вариантами для своего подопечного. Более того, у Оксаны вообще нет гарантий того, что Виталий точно будет выступать хоть в какой-нибудь команде Ф-1. Разворот на 180 градусов.
«Уильямс” и „Катэрхэм” – реалистичные варианты для Виталия.
Конкуренция за место в ”Рено“ – сенсационная. Помимо старых знакомых – Романа Грожана и Бруно Сенны – в пелотоне появился ещё один перспективный кандидат — Сутиль. Немец, по слухам, останется без работы – его в ”Форс Индия» может заменить Нико Хюлькенберг. Адриан всем хорош: великолепно завершил сезон, обладает нужным опытом (за его плечами – 90 Гран-при, на пять больше, чем у Педро де ла Росы) и может принести в команду спонсорские миллионы. Логично было бы предположить, что менеджер Адриана Манфред Циммерманн ориентируется на две команды – ”Уильямс" и ”Лотус". Даже на фоне неудачного сезона золотисто-чёрные болиды выглядят значительно быстрее и, значит, предпочтительнее. Конфронтация с Эриком Люксом в Китае не выглядит непреодолимым препятствием, тем более что о судебном процессе давно ничего не слышно.
Все претенденты в напарники Райкконену получают невероятную мотивацию: форма Кими непредсказуема, каждый хочет оказаться на месте Росберга – победить чемпиона. Этого достаточно, чтобы импрессарио пилотов яростно обзванивали новых потенциальных партнёров для увеличения спонсорского пакета.
Поскольку ваш автор, разумеется, не прочь повысить собственную значимость в глазах работодателя, попробуем порассуждать: а где кроме ”Лотуса" может оказаться Виталий и какие дополнительные варианты есть у словоохотливой Оксаны Косаченко?
На единственное место в «Лотусе-Рено” претендуют четыре человека.
Накануне – под покровом ночи – команда ”Уильямс» подтвердила контракт с Пастором Мальдонадо. Но место рядом с ним – свободно. Помимо упомянутого Сутиля вакансию до вчерашнего вечера почему-то связывали с молодым финским пилотом Валттери Боттасом. Если бы с последним подписали контракт, руководству ”Уильямса" было бы трудно внятно объяснить общественности, почему в 2010 году они спешно избавились от Нико Хюлькенберга. Справедливости ради стоит отметить, что команда из Гроува вполне может сохранить Рубенса Баррикелло – бразилец вроде бы смирился с необходимостью поиска личных спонсоров и, возможно, преуспеет в этом. Со всеми ребятами может – и должен – побороться Виталий.
Судя по последним событиям, Ярно Трулли собирается уступить своё место в ”Катэрхэме" австралийцу Дани Риккардо. Вполне вероятно, Оксане Косаченко стоит попытаться рассмотреть и эту возможность – есть ощущение, что спонсоры Виталия смогут заплатить больше, чем Гельмут Марко.
В любом случае пора шевелиться. Оксана Косаченко подтвердила свой высочайший профессионализм и добилась невероятного достижения (мы не иронизируем): привела в Формулу-1 российского гонщика. Теперь предстоит решить не менее сложную проблему: сохранить Виталию место в пелотоне.