Сказано и почти сделано
Максим Вершинин
Форс Индия
Комментарии
Сезон-2011 "Форс Индия" провела лучше других команд середины пелотона. Национальная индийская команда имеет всё для дальнейшего прогресса, но будущее её не лишено проблем.

Цели. В 2010 году подопечные Виджая Малльи заняли седьмое место в Кубке Конструкторов, уступив «Уильямсу» одно очко, и потому перед стартом сезона-2011 руководство «Форс Индия» не без оснований заявляло о своих намерениях привести коллектив как минимум на пятое место в командном зачёте.

Желание Малльи и его подчинённых не выглядело пустой бравадой, если учитывать достаточно серьёзный по меркам частной команды прогресс — «Форс Индия» смогла по ходу прошлых сезонов завоевать поул, приехать на подиум и научилась стабильно финишировать в очковой зоне,

Как и год назад, в 2011 «Форс Индия» остановилась даже не в шаге, а в шажке от выполнения намеченной задачи. Команда в борьбе за пятое место проиграла четыре очка «Лотусу-Рено», но смогла стать лучшим коллективом из так называемой «средней» группы пелотона современной Формулы-1.

а их болид, благодаря техническому партнёрству с «Маклареном», из автомобиля для дрэг-рейсинга на скоростных трассах превратился в машину, более-менее уверенно чувствующую себя на любых типах автодромов.

«Мы думаем, что пятое место в Кубке Конструкторов — это достижимая цель. Если всё пойдёт хорошо, то мы ещё и заработаем несколько подиумов», — заявил на презентации VJM04 исполнительный директор «Форс Индия» Отмар Сафнауэр.

Помешать в реализации амбициозных планов могли разве что реструктуризация команды да изменившийся состав пилотов. В ходе внутренних перестановок «Форс Индия» покинул технический директор Джеймс Ки, перешедший на работу в «Заубер», непосредственного соперника индийской команды, а пост британца занял Марк Смит. Вторым фактором нестабильности могли стать гонщики, поскольку к опытному Адриану Сутилю присоединился новичок Пол ди Реста.

Немец всю свою карьеру в Формуле-1 провёл в одной команде – начав с «Мидланда» и погонявшись за «Спайкер», Сутиль был бессменным пилотом «Форс Индия» с момента её дебюта в чемпионате, а вот молодой шотландец не сразу пробился в Королевские гонки, зато имел серьёзную протекцию со стороны «Мерседеса». Выиграв титул в DTM, ди Реста оказался в числе тест-пилотов «Форс Индия», а после года работы на свободных тренировках Пола посадили в кокпит болида на правах основного гонщика. Хотя у Витантонио Лиуцци и был на руках контракт с индийской командой, результаты итальянца позволили «Форс Индия» с чистой совестью отправить итальянца на вольные хлеба, заменив его перспективным юношей с серьёзной поддержкой крупного концерна.

Резюме. Как и год назад «Форс Индия» остановилась даже не в шаге, а в шажке от выполнения намеченной задачи. Команда в борьбе за пятое место проиграла четыре очка «Лотусу-Рено», но смогла стать лучшим коллективом из так называемой «средней» группы пелотона современной Формулы-1.

В отличие от многих других команд, «Форс Индия» в меньшей степени пострадала от непонятных игр ФИА с регламентом. Запрет на изменение картографии мотора и последовавшее за ним распоряжение об ограничениях на работу выдувного диффузора, благополучно отменённое по ходу буквально того же уик-энда, серьёзно ударило по «Зауберу» и «Лотусу-Рено», а индийская команда словно была вне этих реформ – там, где соперники начали сбавлять обороты, коллектив Малльи, напротив, стал выступать лишь лучше. После Гран-при Германии «Форс Индия» лишь единожды не набирала очков, поднявшись с восьмой позиции в Кубке Конструкторов сразу на шестую – 12 очков превратились в 69.

Индийская команда в межсезонье неплохо поработала над повышением общей эффективности болида, сумев сохранить имевшееся преимущество машины на скоростных трассах и добиться лучших характеристик на среднескоростных и медленных автодромах. Работа с новой резиной «Пирелли» так же не представила для «Форс Индия» серьёзных проблем, а пилоты команды – что опытный Сутиль, что «зелёный» ди Реста – не допускали ошибок, и лишь пять Гран-при 2011 года коллектив Малльи закончил безрезультатно. Если бы не чёрная полоса Пола с гонки в Китае до этапа в Германии и не неудачи Адриана, то «Форс Индия» уверенно бы закончила год на пятой позиции, а так — лишь шестое место в Кубке конструкторов. То, что было сказано перед стартом чемпионата, оказалось почти сделано.

Но год складывался для индийского коллектива отнюдь не безоблачно. В межсезонье команде начали намекать на то, что в платежах поставщикам и партнёрам можно было бы быть и пунктуальнее, а по ходе чемпионата у «Форс Индия» появились и другие проблемы. Представители немецкой полиции посетили боксы команды «Форс Индия» в дни Гран-при Германии на «Нюрбургринге» – органы правопорядка разбирали вопрос с неоплаченным счётом в 50 тысяч евро за один из грузовиков команды, который был приобретён ещё в те годы, когда команда называлась Jordan, Midland и Spyker.

Впрочем, неисполнительность «Форс Индия» в финансовых вопросах оказалась сущим пустяком по сравнению с тем переплётом, в который попал гонщик команды Адриан Сутиль по ходу чемпионата. Скромный с виду сын музыканта после Гран-при Китая в одном из ночных клубов Шанхая повздорил с совладельцем компании Genii Capital (одним из владельцев «Лотуса-Рено») Эриком Люксом. Отмечая победу своего товарища Льюиса Хэмилтона, Сутиль то ли не поделил с Люксом место в VIP-апартаментах клуба M1NT, то ли слишком активно уделял внимание подруге Эрика, но закончилось всё тем, что гонщик ударил визави бокалом из-под шампанского и серьёзно поранил тому горло, а

«Форс Индия» продолжает год от года демонстрировать прогресс (пусть не в абсолютных единицах, без поулов и подиумов, но с улучшением позиций в Кубке Конструкторов), и, кажется, причин для ухудшения ситуации нет.

бизнесмен подал иск к немцу в суды сразу нескольких стран.

Ситуация между Сутилем и Люксом не разрешилась до сих пор, но после случившегося Адриан рисковал получить штраф в десять миллионов евро, а то и лишиться места основного гонщика «Форс Индия» или же вообще потерять суперлицензию ФИА. Как бы то ни было, но немец благополучно завершил сезон, правда, лишившись в итоге места в «Форс Индия». Конфликт с рукоприкладством стал серьёзным пятном на репутации примерного до того Сутиля, и Адриан существенно осложнил себе продолжение карьеры в Формуле-1.

Лучшая гонка сезона. Гран-при Сингапура. По ходу 2011 года оба пилота «Форс Индия» четырежды вдвоём финишировали в очковой зоне, причём в Сингапуре и Бразилии занимали восьмое и шестое места, но ночной этап примечателен тем, что именно там дебютант Формулы-1 Пол ди Реста смог опередить своего напарника. Шотландец и немец пробились в финал квалификации, сэкономив там резину, а в гонке благополучно преодолели всю дистанцию – избежав собственных ошибок и воспользовавшись проблемами других, пилоты «Форс Индия» набрали очки. Причём Адриан Сутиль не просто проиграл своему партнёру по команде, но оказался в круге от победителя, когда ди Реста смог сохранить за собой место в одном круге с лидером.

Худшая гонка сезона. Гран-при Канады. Самым неудачным этапом для «Форс Индия» стоит признать самый продолжительный Гран-при года – этап в Канаде. На скоростной трассе шотландец и немец провалились уже в квалификации, оставшись во втором сегменте, а в дождевой гонке не смогли воспользоваться ситуацией. При том погодном апокалипсисе, что творился в Монреале, залогом успеха был просто финиш в гонке. Вариант «тихо-мирно доехать до клетчатого флага» принёс дивиденды даже записным аутсайдерам, но Сутиль сошёл на 50-м круге, а ди Реста хоть и был классифицирован 18-м, но также оказался вне игры на 68-м круге дистанции. В итоге «Форс Индия» уступила на канадском этапе единственному выжившему «Лотусу», а также «Марусе-Вёрджину» и «ХРТ» в полном составе.

Пилоты

Адриан Сутиль. Немец, уже не первый год выступающий в Формуле-1, провёл сезон-2011 не идеально, но довольно уверенно. Если сам не допускал ошибок и не подводила команда или техника, то Адриан стабильно приезжал в очки. Впрочем, тому могут быть причиной и проблемы у соперников, поскольку снизившиеся результаты пилотов «Лотуса-Рено» и «Заубера» сыграли на руку «Форс Индия». Но победителей не судят – по итогам года Сутиль стал девятым, уступив лишь пилотам «Ред Булл», «Макларена», «Феррари» и «Мерседеса»! Проиграть многоопытным пилотам топ-команд абсолютно незазорно, так что год можно занести Адриану в актив. Жаль только теперь мы не узнаем, смог бы он продолжить прогрессировать вместе с «Форс Индия».

Пол ди Реста. Чемпионский титул в DTM для дебютанта Формулы-1 не более чем приятный бонус, поскольку и техника в сериях кардинально различается, и трассы практически не пересекаются, а потому даже с победой в немецком первенстве ди Ресте в Королевских гонках пришлось начинать практически с нуля. Но в молодёжных сериях Пол выступал на равных, а зачастую и лучше, чем действующий двукратный чемпион Формулы-1 Себастьян Феттель и победитель 2008 года Льюис Хэмилтон. Свой класс шотландец подтвердил – на первой же гонке пилот «Форс Индия» набрал очки, и лишь череда неудач, свалившаяся на дебютанта начиная с третьего Гран-при, не позволила ди Ресте занять в итоговых протоколах место выше 13-го. Но и восьми результативных финишей достаточно для того, чтобы считать дебют Пола удачным.

Статистика

«Форс Индия»: 19 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 69 очков, 6-е место в Кубке Конструкторов. Лучший финиш: 6-е место (Адриан Сутиль, Гран-при Германии, и Пол ди Реста, Гран-при Сингапура).

Адриан Сутиль: 19 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 42 очка, 9-е место в личном зачёте. Лучший финиш: 6-е место (Гран-при Германии).

Пол ди Реста: 19 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 27 очков, 13-е место в личном зачёте. Лучший финиш: 6-е место (Гран-при Сингапура).

Перспективы. «Форс Индия» продолжает год от года демонстрировать прогресс (пусть не в абсолютных единицах, без новых поулов и подиумов, но с улучшением позиций в Кубке конструкторов), и кажется, что причин для ухудшения ситуации нет. Сейчас команда сохранила ключевые фигуры в инженерно-конструкторском штабе, а определённая преемственность в составе пилотов всё же сохраняется.

Впрочем, именно в гонщиках и может быть проблема в сезоне-2012. Виджай Маллья отказался от услуг фактически выросшего вместе с командой опытного, но оскандалившегося Адриана Сутиля, предпочтя тому его соотечественника Нико Хюлькенберга. Молодой немец дебютировал в Формуле-1 в 2010 году в составе «Уильямса», блеснув на фоне ветерана Рубенса Баррикелло. Но ни поул в Бразилии, ставший первым для британской команды за много лет, ни успехи в молодёжных сериях не помогли Хюлькенбергу в отсутствие спонсорской поддержки. Нико приютила «Форс Индия» — год в резервных гонщиках с работой в пятничных тренировках уже было натолкнул немца на мысль попробовать себя в других сериях, но громкая история вокруг Сутиля дала Хюлькенбергу шанс. Традиционно затянув с объявлением пилотов, Маллья подтвердил ди Ресту и Хюлькенберга в качестве основных гонщиков.

В следующем году у «Форс Индия»

Сменив буяна на тихоню и поправив имидж команды, разменяв финансовую нестабильность на инвестиционный покой и сохранив сотрудников на своих постах, Маллья имеет на руках всё, чтобы продолжить совершенствовать «Форс Индия». Пилоты будут мотивировать друг друга, а сама команда давно не нуждается в мотивации.

будут пилоты с годовым опытом участия в Формуле-1, а один к тому же целый сезон провёл вне борьбы. Удастся ли молодым немцу и шотландцу помочь команде в работе над болидом? Сумеют ли они быстро войти в нужные кондиции, чтобы если не побеждать, то хотя бы стабильно набирать очки? Потянут ли самостоятельную работу в отсутствие рядом опытного напарника? Ответы на эти вопросы узнаем по завершении сезона-2012, но, очевидно, Виджай Маллья верит в своих подопечных.

Финансовая составляющая команды не вызывает опасений. Да, у Малльи возникли проблемы с его бизнесом – авиакомпания Kingfisher переживает не лучшие времена и лишь успех на алкогольном рынке позволяет Виджаю довольно успешно поддерживать на плаву свои многочисленные дорогие «игрушки». Ситуация поправилась в конце года, когда 42,5% акций «Форс Индия» выкупил бизнес-конгломерат Sahara India Pariwar и Субрата Рой. Маллья сохранил свой пакет ценных бумаг, продав соотечественнику те акции, которые в бытность существования «Спайкера» принадлежали Михалу Молу, тогдашнему компаньону индуса. «Форс Индия» гарантировала себе определённую финансовую стабильность и обзавелась новым названием — Sahara Force India – под которым и будет выступать в обозримом будущем.

Небольшой проблемой стал конфликт Малльи и с представителями индийского гоночного сообщества и Индии в целом. Виджай получил немалую порцию критики за то, что в дебютном Гран-при Индии Формулы-1 национальная команда осталась без индийского пилота – пусть Нараин Картикеян пилотировал «ХРТ», а Карун Чандхок покрасовался на тренировках в «Лотусе», боевого гонщика-индуса ждали от «Форс Индия». Руководство команды не осталось в долгу и отметило, что на сегодняшний день не видит достойных пилотов среди выходцев из Индии. Негодование Картикеяна и Чандхока было понятным, но всё же успех «Форс Индия» заставил критиков замолчать – стало очевидно, что пусть уж лучше славу индийской команды куют иностранцы, чем чисто индийский коллектив будет прозябать в аутсайдерах Формулы-1.

Сменив буяна на тихоню и поправив имидж команды, разменяв финансовую нестабильность на инвестиционный покой и сохранив сотрудников на своих постах, Маллья имеет на руках всё, чтобы продолжить совершенствовать «Форс Индия». Пилоты будут мотивировать друг друга, а сама команда давно не нуждается в мотивации – остановиться в шаге от «Уильямса», чтобы на следующий год оставить его позади и приблизиться к «Лотусу-Рено». Индийская команда дышит в спину лидерам, и, будем надеяться, восхождение «Форс Индия» на Олимп Формулы-1 продолжится и в сезоне-2012.

Комментарии