Показать ещё Все новости
Шаг вперёд и два назад
Максим Вершинин
Шаг вперёд и два назад
Комментарии
Команда "Мерседес" провела чемпионат Формулы-1 2011 года хуже, чем сезон-2010. Немецкий коллектив рассчитывает отыграться в 2012 году, и это вполне может случиться.

Цель. В своей недолгой истории – современный «Мерседес» в Формуле-1 провёл только второй сезон – команда добилась, прямо скажем, немногого. Победоносный «Браун», получив заводскую поддержку и сильных пилотов, из победителя личного зачёта и обладателя Кубка Конструкторов скатился на четвёртое место в командной классификации, а на смену постоянным победам пришли финиши в очковой зоне да три подиума за два года.

В 2010 году невысокие результаты «Мерседеса» руководство команды объясняло процессом реструктуризации коллектива и необходимостью дать время Михаэлю Шумахеру вернуться в прежние победоносные кондиции. Семикратный чемпион, возвратившийся в Формулу-1 после долгого отсутствия, молодой и перспективный Нико Росберг, опытнейший Росс Браун у руля команды и поддержка концерна «Мерседес» и средства влиятельных спонсоров выглядели слагаемыми абсолютного успеха, но ожидаемые результаты так и не пришли.

Почти все зимние тесты «Мерседес» работал над надёжностью своего болида, оставив аэродинамику «на потом» и это стало одной из главных проблем команды. По сумме показателей MGP W02 уступала «Ред Булл», «Макларена» и «Феррари».

Озвученный «Мерседесом» план развития гласил, что в 2010 году команда налаживала свою работу, в 2011 должна была бороться за победы на этапах, а в 2012 году немцы намеревались претендовать на титулы. Увы, не вышло пока даже со вторым пунктом программы.

Почти все зимние тесты «Мерседес» работал над надёжностью своего болида, оставив аэродинамику «на потом», и это стало одной из главных проблем команды. Болид немцев отличался от машин соперников – наименьшая колёсная база повлияла на компоновку, обусловив достаточно серьёзные проблемы с аэродинамикой, а баланс машины напрямую зависел от количества топлива в баках. Зато поломки не досаждали команде, этого не отнять. Однако быстрый и ненадёжный болид всё же давал чуть больше шансов на успех, нежели медленная, но выносливая машина.

В итоге вышло так, что по аэродинамической эффективности машина «Мерседеса» уступала соперникам, а высокий уровень износа шин усугублял и без того непростую ситуацию – по сумме показателей MGP W02 уступала болидам «Ред Булл», «Макларена» и «Феррари». Без проблем у соперников Шумахеру и Росбергу о подиумах не приходилось даже и мечтать. А команда, отчаявшись довести болид до нужного уровня, едва ли не первой приступила к работе над машиной для сезона-2012.

Резюме. По ходу чемпионата, когда соперники совершенствовали болиды, «Мерседес» работал над ошибками, допущенными при подготовке к сезону. Время уходило, тройка топ-команд отрывалась всё дальше, а средняя группа пелотона приближалась к немецкому коллективу всё ближе, а тут ещё очень некстати ФИА вынесла запрет на изменение картографии мотора и изрядно запутала команды ограничениями на работу выдувного диффузора. Машина немцев отличалась отменной скоростью на прямых, но в остальном была далеко не так хороша, чтобы позволить своим пилотам уверенную борьбу на подступах к первой тройке, а конструктивные просчёты вынуждали «Мерседес» выбирать далеко не оптимальную стратегию на дистанции Гран-при. Всё это и стало причиной поражения (по меркам «Мерседеса») – 165 очков против 214 в 2010 году и ни одного подиума против трёх третьих мест в прошлом сезоне.

В итоге подопечным Брауна всё же удалось отстоять за собой звание лучшего из остальных, второй год подряд заняв четвёртое место в Кубке Конструкторов – от «Мерседеса», учитывая его ресурсы, ждали большего, да и планы команды на презентации звучали куда грандиознее.
«В сезоне-2011 „Мерседес“ планирует регулярно бороться за победы и за победу в обоих зачётах», — заявлял глава автоспортивного подразделения «Мерседес» Норберт Хауг. Росс Браун был скромнее в своих обещаниях, однако руководители были едины в одном мнении – Шумахер сможет выступать как в былые годы. Этого не случилось, но в целом команда отметилась несколькими яркими моментами.

На отдельных этапах пилоты «Мерседеса» даже некоторое время лидировали, а порой Шумахер и Росберг отличались великолепными стартовыми прорывами и зрелищной борьбой в середине пелотона. Да и празднование 20-летия участия Михаэля в Формуле-1 тоже стало одним из символов прошедшего сезона. Не обошлось у немцев и без ложки дёгтя, которой стали ошибки «Мерседеса», его пилотов и командные приказы в той же Бельгии и на других Гран-при. Честная борьба между напарниками была бы интересна зрителям, но «Мерседес» решал свои задачи, чем слегка подпортил впечатление от прошедшего года Формулы-1.

Лучшая гонка сезона. Гран-при Канады. Этап, который войдёт в историю Формулы-1, стал самым ярким и для «Мерседеса» сезона-2011. Затянутая гонка, щедро сдобренная всевозможными инцидентами и капризами погоды, позволила Шумахеру проявить себя. Михаэль блестяще провёл непростой этап и остановился в шаге от подиума, хотя и принёс команде лучший результат в году – опыт дал о себе знать и немец превратил ненастную гонку в Монреале в свой звёздный час. Нико Росберг закончил Гран-при Канады на бесславном 11-м месте, и финиш стал для пилота «Мерседеса» небольшим, но утешением.

Худшая гонка сезона. Гран-при Австралии. Худшим этапом 2011 года в исполнении «Мерседеса» однозначно стала первая гонка сезона в Мельбурне. От немцев, на фоне предсезонных тестов, никто и не ждал победы на Зелёном континенте, но и двойной сход не предсказывал никто. На старте Михаэль не поделил трассу с «Торо Россо» Хайме Альгерсуари и вынужден был заезжать на пит-стоп для замены проколотого колеса, а на 19-м круге и вовсе сошёл по просьбе команды, которая сочла повреждения от аварии слишком серьёзными и предпочла снять машину с гонки во избежание более серьёзных последствий. Вскоре, на 22-м круге, в боксах оказался и Нико, который столкнулся с «Уильямсом» Рубенса Баррикелло, повредив свой MGP W02. Оба «Мерседеса» выбыли из гонки ещё до середины первого этапа сезона-2011.

Пилоты.
Михаэль Шумахер
. Семикратный чемпион, как и его команда, перед стартом сезона тоже был преисполнен оптимизма, но реальность оказалась более суровой. MGP W02, в отличие от MGP W01, делавшейся с прицелом на Дженсона Баттона, создавался с учётом пожеланий Шумахера и специфики его стиля пилотажа, а сам немец к тому моменту уже год как ездил в Формуле-1 после своего ухода из серии. Была надежда, что семикратный чемпион вернётся в прежнюю форму, но не случилось. В личном зачёте Михаэль уступил Нико Росбергу, да и в целом по ходу сезона смотрелся если не слабее, то на уровне своего напарника. От автора многочисленных рекордов Формулы-1 ждали большего. Небольшим утешением для Шумахера стало лишь четвёртое место на Гран-при Канады – лучший результат «Мерседеса» в 2011 году.

Критики в адрес Михаэля не стало меньше. Эксперты сходятся во мнении, что Шумахер уже не тот и ему стоит подумать о завершении карьеры, да и многочисленные инциденты с участием немца (особенно часто он пересекался на трассе с «Лотусом-Рено» россиянина Виталия Петрова) свидетельствуют о многом. В квалификациях семикратный чемпион с разгромным счётом уступил своему напарнику, но в гонках смог реабилитироваться, пусть и уступив по итогам сезона.

Нико Росберг. Молодой немец сбавил по сравнению с самим собой образца 2010 года – три подиума превратились лишь в два пятых места. Очевидно, что недостатка в скорости и мастерстве у сына чемпиона нет, но машина не позволяет рассчитывать на что-то большее, чем финиш в очковой зоне. Нельзя не отметить и моральное давление на Росберга – он может сколько угодно говорить о том, что рад отдать свой законный «первый» номер в команде напарнику, но очевидно, что в нынешней ситуации ставка делается на Шумахера, а Нико может рассчитывать лишь на статус его преемника в «Мерседесе». Хотя результаты говорят об обратном – второй год подряд Росберг опережает Михаэля в личном зачёте по итогам года, да и другие команды (в частности «Феррари») заявляют о своём интересе к Нико.

Статистика.
«Мерседес»
: 19 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 165 очков, 4-е место в Кубке Конструкторов. Лучший финиш: 4-е место (Михаэль Шумахер, Гран-при Канады).
Нико Росберг: 19 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 89 очков, 7-е место в личном зачёте. Лучший финиш: 5-е место (Гран-при Китая и Турции).
Михаэль Шумахер: 19 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 76 очков, 8-е место в личном зачёте. Лучший финиш: 4-е место (Гран-при Канады).

Перспективы.
В 2011 году Росс Браун проявил себя рачительным хозяином, «подбирая» за командами-соперниками оставшихся не у дел технических специалистов. Конструкторский штаб «Мерседеса» оказался существенно усилен и прежними коллегами британцами, и новыми для него специалистами. Тенденция позитивная, но только вот не уйдёт ли ещё один год на налаживание эффективной работы команды с учётом новых сотрудников? Тем не менее немецкая команда одной из первых начала работу над болидом для 2012 года, и это может сыграть на руку подопечным Брауна – серьёзных изменений в регламенте не предполагается, а просчёты в имеющемся болиде известны и ликвидированы.

2012 год станет для «Мерседеса» решающим. Истекает срок означенной ранее трёхлетней программы и, согласно установкам, в следующем сезоне Шумахер и Росберг должны вести сражение за титулы для Mercedes AMG Petronas Formula 1 Team, а команде жизненно необходимо продемонстрировать существенный прогресс, чтобы оправдать ожидания инвесторов, акционеров и многочисленных спонсоров.

Состав пилотов «Мерседеса» остаётся прежним – Росберг в ноябре продлил контракт минимум до 2013 года, а у Шумахера соглашение рассчитано пока до конца сезона-2012. Команда заявляла, что не прочь сохранить Михаэля, а сам немец так же не исключил продолжения карьеры в Формуле-1. Вместе с тем семикратный чемпион оговорился, что о продлении контракта будет говорить не раньше середины следующего года – пилоту нужно оценить и собственные силы, и работу «Мерседеса» в деле достижения поставленных целей. Вместе с тем всё чаще поговаривают о том, что Шумахеру активно ищут достойную замену из числа молодых пилотов, поскольку Михаэль далёк от того, что от него ждали, а Нико, несмотря на новый контракт, может покинуть «Мерседес», если команда продолжит топтаться на месте.

2012 год станет для «Мерседеса» решающим. Истекает срок означенной ранее трёхлетней программы и, согласно установкам, в следующем сезоне Шумахер и Росберг должны вести сражение за титулы для Mercedes AMG Petronas Formula 1 Team, а команде жизненно необходимо продемонстрировать существенный прогресс, чтобы оправдать ожидания инвесторов, акционеров и многочисленных спонсоров. С новым именем и прежним составом немцам нужен скачок вперёд, а пока «Мерседес» работает по принципу шаг вперёд и два назад – двойная победа «Брауна» сменилась единичными подиумами, а им на замену пришли лишь финиши в топ-10. В следующем году, по логике, Браун и команда должны вновь вернуться на вершину, да только там и без «Мерседеса» уже тесновато…

Комментарии