Цели. «Макларен» не изменил себе и вновь подготовил, скажем так, нестандартную машину, с которой мучился все зимние тесты. Если решение использовать L-образную конструкцию боковых понтонов нормально зарекомендовало себя (интересно, обратится ли к нему кто-то в 2012-м?), то свой взгляд на конструкцию выдувного диффузора чуть не завёл команду в тупик.
«Макларен» сказал — «Макларен» сделал. К первому же этапу MP4-26 превратился пусть и не в прекрасного лебедя, но в нечто куда более совершенное, чем гадкий утёнок.
«Макларен» даже перещеголял «Лотус-Рено» с передним выхлопом, подготовив нечто невообразимое: трубы выхлопной системы были превращены в какого-то осьминога, и газы должны были выходить через ряд отверстий, улучшая работу аэродинамики в разных местах машины. Система очень интересная теоретически на практике обернулась провалом: по ходу тестов «Макларен» не демонстрировал высокой скорости, пилоты мучились. В связи с этим моментально всплыл в памяти сезон-2009 с его проблемами в первой половине.
Впрочем, тот же 2009 год давал и повод для оптимизма — мол, и не из таких сложных ситуаций выбирались. И когда перед Гран-при Австралии Мартин Уитмарш обещал, что «Макларен» серьёзно прибавит, в это, в принципе, верилось. А вот в то, что команда сможет бросить вызов «Ред Булл», не совсем.
"Я не удовлетворён тем уровнем скорости и надёжности, который был у команды на тестах. Мы внесли серьёзные изменения в машину, и мы увидим эти изменения в Австралии. Тут есть некоторый риск, но я думаю, что мы делаем правильную вещь. Мы надеемся, что этот риск оправдается и машина будет в Австралии намного более конкурентоспособной.
Главные изменения — абсолютно новое днище и новая выхлопная система. Есть много других новинок, но эти две — самые очевидные. Думаю, конструкции нынешних выхлопных систем на машинах стали намного более экстремальными. Я думал, у нас очень экстремальное решение, но такой подход не принёс существенной выгоды, которая компенсировала бы его сложность. Хочу, чтобы мы были намного быстрее, и внедрённые нами изменения нацелены на то, чтобы болид стал на секунду быстрее, чем на тестах. Общая цель — отыграть более секунды благодаря модификациям, которые у нас есть для Гран-при Австралии", — говорил Уитмарш.
Резюме. «Макларен» сказал — «Макларен» сделал. К первому же этапу MP4-26 превратился пусть и не в прекрасного лебедя, но в нечто куда более совершенное, чем гадкий утёнок. Упрощённая версия выхлопа оживила машину, и в мгновение ока команда стала ближайшим конкурентом «Ред Булл». Правда, отыграть отставание от лидера так и не удалось. На отдельных этапах Баттон и Хэмилтон могли бороться с Феттелем, но превратить всё это в систему так и не удалось.
В свете достаточно неудачного сезона «Феррари» команда из Уокинга логично и легко заняла второе место в Кубке Конструкторов, одержав шесть побед. Если бы не шальной выигрыш Алонсо в Сильверстоуне, то «Макларен» был бы единственным, кому удалось отобрать у «Ред Булл» кубки за первые позиции на подиуме.
Тем не менее вторая строчка в таблице и вице-чемпионство Баттона всё равно не могут удовлетворить команду: «Макларен» вновь не взял титул, а его последняя победа в Кубке Конструкторов по-прежнему датируется далёким 1998 годом. В личном зачёте мы помним про бразильский триллер Хэмилтона в 2008-м, но один титул за десятилетие — тоже не самый убедительный результат для топ-конюшни. В общем, средний сезон — не провальный, но и не по-настоящему успешный.
Лучшая гонка сезона. Гран-при Абу-Даби. Второе в сезоне двойное попадание на подиум, при этом на сей раз покорилась его верхняя ступенька, которую занял Хэмилтон. После неожиданного взрыва покрышки на болиде Феттеля Льюис уверенно одержал победу, а Баттон занял третье место, не сумев совладать с Алонсо.
Худшая гонка сезона. Гран-при Великобритании. Этап, который команда отработала откровенно слабо. Дженсон Баттон в гонке сошёл после пит-стопа, на котором ему плохо прикрутили колесо, а Льюиса Хэмилтона команда подвела два дня подряд. В квалификации Хэмилтону поставили в Q3 сначала изношенный комплект шин, а новые покрышки не пригодились: на последних минутах пошёл дождь, и скорости упали. А в гонке Льюис уступил место на подиуме Марку Уэбберу, когда британцу пришлось понизить темп: расчёты относительно потребления топлива оказались не совсем верными.
Каждый год в Уокинге планируют какую-то революцию, рискуют, обращаются к инновационным решениям и потом долго расхлёбывают последствия.
Пилоты
Дженсон Баттон. В свете многочисленных проблем напарника Дженсон сумел заблистать по-настоящему. Чемпион-2009 вновь был лучше всех в переменчивых погодных условиях, а приход «Пирелли» на смену «Бриджстоуну» серьёзно помог британцу — славящемуся умением аккуратно обращаться с покрышками. Правда, никуда не делись относительно слабые выступления в квалификации, но смесь из DRS, KERS и «Пирелли» позволила нивелировать этот фактор.
Льюис Хэмилтон. Противоречивый год. Скорость британца никуда не делась, но удачные выступления перемежались с многочисленными гоночными инцидентами (в первую очередь, в дуэте с Массой) и скандалами за пределами автодромов. Хэмилтону не хватало спокойствия и хладнокровия, и в результате он занял в личном зачёте только пятое место, проиграв напарнику 43 очка и в два раза реже попав на подиум.
Статистика
«Макларен»: 19 Гран-при, 6 побед, 18 подиумов, 497 очков, 2-е место в Кубке Конструкторов. Лучший финиш: 1-е место (Дженсон Баттон, Гран-при Канады, Гран-при Венгрии, Гран-при Японии, и Льюис Хэмилтон, Гран-при Китая, Гран-при Германии, Гран-при Абу-Даби).
Дженсон Баттон: 19 Гран-при, 3 победы, 12 подиумов, 270 очков, 2-е место в личном зачёте. Лучший финиш: 1-е место (Гран-при Канады, Гран-при Венгрии, Гран-при Японии).
Льюис Хэмилтон: 19 Гран-при, 3 победы, 6 подиумов, 227 очков, 5-е место в личном зачёте. Лучший финиш: 1-е место (Гран-при Китая, Гран-при Германии, Гран-при Абу-Даби).
Скорость британца никуда не делась, но удачные выступления перемежались с многочисленными гоночными инцидентами и скандалами за пределами автодромов.
Перспективы. На фоне зимних мучений «Макларена» Мартин Брандл и другие эксперты высказали мнение, что команде не хватает порядка и стабильности. Каждый год в Уокинге планируют какую-то революцию, рискуют, обращаются к инновационным решениям и потом долго расхлёбывают последствия. Возможно, для долгожданного возвращения на вершину «Макларену» в самом деле имеет смысл хотя бы временно отказаться от постоянных революций и, по примеру «Ред Булл» отталкиваться от прежних проектов, а не начинать всё с нуля.
Все необходимые ресурсы у команды имеются. «Макларен» аккуратно и без последствий развёлся с концерном «Мерседес», на месте остались крупнейшие спонсоры, а сильные выступления обеспечивают стабильные спонсорские поступления от Берни Экклстоуна. Наконец, команда сохраняет преемственность в вопросе выбора пилотов: Дженсон Баттон всё-таки подписал новый долгосрочный контракт, да и Льюис Хэмилтон вряд ли куда-то денется.
В общем, побольше стабильности в инженерном штабе, побольше спокойствия Хэмилтону — и требуемый шаг вперёд может быть сделан. Что касается ухода «Мерседеса», то тут пока не ясно, собирается ли команда в обозримом будущем искать нового партнёра из числа автопроизводителей либо же ограничится нынешним статусом получастной команды. Поводов для скорого отказа от движков «Мерседеса» пока не наблюдается.