Русинов: давление на команду и пилотов вредит
Евгений Кустов
Русинов: давление на команду и пилотов вредит
Комментарии
Известный российский пилот Роман Русинов в интервью "Чемпионат.com" подвёл некоторые итоги сезона-2011, касающиеся российских участников Ф-1, отечественных трасс и спонсоров.

— Роман, для российских любителей Ф-1 главным событием декабря стало расставание Виталия Петрова с «Лотусом-Рено». Наши болельщики любят спорить насчёт того, насколько перспективен Виталий...
— Скажу с уверенностью: Виталий — хороший пилот, но, к сожалению, команда «Лотус-Рено» предпочла француза Ромэна Грожана в качестве второго пилота. На данное решение повлиял, на мой взгляд, ряд факторов. Во-первых, это неудачные выступления «Лотуса-Рено» в минувшем сезоне. Чтобы избежать критики со стороны спонсоров и руководства, было решено отвлечь внимание, найдя проблему в пилотах. Похожая ситуация произошла с Ником Хайдфельдом, которого в середине сезона заменили Бруно Сенной.

Во-вторых, спонсоры. Ни для кого не секрет, что любая команда Формулы-1 нуждается в спонсорах, и «Лотус-Рено» открыто делал ставку на Виталия с целью привлечения спонсорского капитала из России. То же самое в 2005-2006 году попытался сделать Алекс Шнайдер, создав первую российскую команду Формулы 1, где я был тест-пилотом. К сожалению, мы так и не смогли привлечь спонсоров из России. Спонсорами команды тогда выступили индийские и португальские корпорации, и, соответственно, пилотами команды стали португалец и индус, что не позволило мне выйти на старт Гран-при.

Справка

Роман Русинов
: Известный российский автогонщик, многократный победитель гонок класса Гран-Туризмо, прототипов и младших «формул». Стал первым россиянином в истории автоспорта, выигравшим международный чемпионат в 2004 году за рулем Ferrari — Чемпион Международной Серии Ле-Ман. В 2005-2006 годах был тест-пилотом команд «Джордан» и «Мидлэнд» в Формуле-1. Блестяще проявил себя на тестах Ф-1, став главным претендентом на место в «Мидлэнде» в 2006 году. Создатель российской гоночной команды «Спартак Рейсинг», в 2008-2009 годах выступал за неё в «24 часах Ле-Мана», серии Ле-Ман, чемпионате FIA GT1 и ADAC GT3 на автомобилях Lamborghini, завоевал семь призовых мест и три победы.

В течение последних двух лет российские спонсоры Виталия вносили незначительный вклад в огромную статью расходов команды, а Эрик Булье наверняка рассчитывал, что Виталий сможет привлечь титульного спонсора для команды, что как минимум должно было принести в 2-5 раз больше средств. Сейчас одними из главных спонсоров команды «Лотус-Рено» является французская нефтяная компания Total, и логичным выбором в данной ситуации стал француз Грожан.

Наконец, третье — результаты. Команда, конечно, ждала немного большего от Виталия. А Эрик Булье на протяжении всего сезона создавал давление как на команду, так и на пилотов, что, как показывает практика, лишь вредит. Думаю, вы со мной согласитесь, что хороший результат можно получить лишь при точном, взвешенном расчете, сплочённости и холоднокровному подходу к делу – это единственный способ выхода из кризисных ситуаций в любой сфере бизнеса.

— Вы можете немного рассказать об Эрике Булье? Что это за человек? Вы ведь работали с ним в чемпионате A1 в 2005 году...
— С Эриком я работал несколько раз, первый раз во время тестов чемпионата А1 в Поль Рикаре во Франции и второй раз во время австралийского этапа. Он заслуживает уважения. Скажу с уверенностью: он сильный менеджер, который точно выполняет поручения и исповедует точку зрения руководства. Если перед ним стоит задача искусно выкрутиться из сложной ситуации, он превосходно и очень изящно сделает это и готов использовать все необходимые для этого инструменты.

— Можно ли было в 2005 году предположить, что со временем Булье дорастёт до должности главы команды Формулы-1?
— Любое стечение обстоятельств возможно предугадать: здесь нет ничего сверхъестественного, это обычный «critical reasoning». Эрик — очень работящий и целеустремленный человек способный вести несколько проектов одновременно. За год до того как он стал главой команды Ф-1, он управлял всеми проектами команды DAMS, одновременно руководил Gravity Sport Management, акционеры которого и купили команду «Рено». Дальнейшее стечение обстоятельств было логичным развитием событий. В принципе, так же, как и назначение Грожана, пилота из Gravity Sport Management, на должность боевого пилота «Лотуса».

— Чего вообще не хватает России для того, чтобы занять твёрдые позиции в международном автоспорте?
— В первую очередь необходимо активное участие российских компаний в поддержке российских команд и пилотов в международных сериях. Формула-1 — это лишь одна из дисциплин, причём далеко не самая главная. Как я уже говорил, ещё в 2005 году я мог выйти на старт Гран-при Формулы-1 в составе российской команды, но мы так и не смогли найти спонсорскую поддержку.

Сейчас главной задачей для российских пилотов является не то, как показать лучшее время на круге, а поиск спонсоров для того, чтобы обеспечить себе участие в соревнованиях. Я даже не говорю о месте в лидирующих командах или о дополнительных тренировках, которые, увы, так же невозможны без финансовой поддержки.

Поддержка автоспорта в России, к сожалению, — это нераспространённый маркетинговый ход. Большинство российских компаний кроме того, чтобы развесить билборды или снять ролик с автомобилями, отдалённо напоминающими гоночные болиды, других маркетинговых или рекламных ходов придумать не могут. С 1999 года я профессионально занимаюсь автоспортом и с уверенностью могу сказать: поиск спонсоров — это безумно сложная задача. Но если это получается, то на свет совместно рождаются очень интересные проекты — такие, как «Спартак Рейсинг».

Геймеры по всему миру наслаждаются машиной российской команды «Спартак Рейсинг», которой когда-то управлял Роман Русинов.

— Как вы считаете, какова вероятность, что отношение российских спонсоров к автоспорту может измениться? И может ли это произойти в ближайшее время?
— Это сложный вопрос, ответ на который мы узнаем лишь через какое-то время. Интерес правительства в продвижении автоспорта в России уже дал плоды: строятся новые трассы, запланировано проведение международных чемпионатов, уже в 2014-м в России пройдёт Гран-при Формулы-1. Но осталось, на мой взгляд, самое главное – обеспечить присутствие российских пилотов на международной автоспортивной арене, а для этого важна их поддержка.

— А что вы думаете о существующих проектах строительства трасс в России?
— Решение о строительстве трассы Ф-1 в Сочи и Moscow Raceway — это необходимый шаг, однако для развития автоспорта в целом необходимо принимать комплексные меры. Строительство трасс целесообразно только в том случае, если российские пилоты получат достойную поддержку, смогут участвовать в международных чемпионатах и сериях и смогут приехать на российские трассы, чтобы порадовать своих болельщиков.

Всё это на самом деле потребует не таких больших финансовых вложений, а компаниям-спонсорам позволит получить хорошую рекламную отдачу и маркетинговую платформу как в России, так и в остальном мире. Но пока ситуация сложилась так, что профессиональных кольцевых пилотов в России можно пересчитать по пальцам.

— Что можете сказать о приходе компании Marussia Motors в Формулу-1 и создании российской команды?
— Николай Фоменко — профессионал и мастер своего дела, создание первого российского суперкара должно стать народным достоянием и гордостью. Участие в Формуле-1 — хорошая возможность для продвижения продукта. Дальнейшим логичным путем развития, конечно, хотелось бы видеть участие автомобилей «Маруся» в гонках класса GT или «24 Часа Ле Мана» так как это идеальный испытательный полигон, используемый лучшими мировыми брендами — такими, как Porsche и Audi. Это также могло бы стать хорошим ходом для презентации и продвижения подобного продукта на мировой арене.

— Каковы шансы, что «Маруся» добьётся серьёзных успехов в Ф-1?
— Важно подчеркнуть, что «Маруся» — это производитель суперкаров, и для реализации и продвижения такого продукта, как суперкар, хороший результат в гонках просто необходим. И мы все, конечно же, надеемся на то, что в 2012 году команда покажет достойный результат. Всё может получиться именно так, но для этого, в первую очередь, необходимы финансовые вложения. Хотя в Формуле-1 даже этот фактор не всегда приводит к победам: по некоторым данным, компании «Хонда» и «Тойота» тратили более 350-550 миллионов евро за сезон, но так и не смогли добиться реального успеха.

Самой главной задачей для «Маруси» в 2012 году будет пробиться в число сильных команд. На мой взгляд, это уже будет успехом, для достижения которого у них есть все необходимые инструменты. Благодаря энергии и целеустремленности Фоменко, уверен, команда сможет претендовать в скором времени на лидирующие места.

Комментарии