В сентябре 1985 года Берни Экклстоун и «Мадьяр Автоклуб” подписали в Лондоне контракт на проведение в Будапеште первого в странах социалистического лагеря Гран-при Формулы-1. По условиям соглашения неутомимый британец получал от правительства Народной республики около $ 4,5 млн в год (с учётом инфляции сумма эквивалентна сегодняшним $ 10 млн). Восемь месяцев спустя, на бывшем картофельном поле в пригороде Будапешта, потратив $ 8 млн (смехотворные $ 18 млн по текущему курсу), с большим подъёмом общественности, с превышением плана и, вне всякого сомнения, с чувством глубокого удовлетворения венгры возвели „Хунгароринг”.
В 1986-м трассу в Будапеште построили всего за $ 8 млн.
10 августа 1986 года, как и было обещано, туда приехали команды и пилоты: Формулу-1 на холмах вокруг трека приветствовали 200 тысяч болельщиков.
Гонщики – во главе с первым победителем, Нельсоном Пике-старшим, – не подвели: на трассе было зафиксировано 42 обгона, и по этому параметру мероприятие в Будапеште оказалось 7-м из 16 этапов того сезона. Новички из соцлагеря встретили вероятного противника весьма достойно. Принимающая сторона была прекрасно мотивирована. По свидетельству Тома Бовера, один из высокопоставленных участников переговоров признался соратнику Берни: в случае провала гонки чиновника ожидает расстрел. К радости мнительного аппаратчика, “Хунгарорингу” сопутствовала удача, хотя, конечно, далеко не все этапы сопровождались зажигательной борьбой. Однако трек до сих пор присутствует в календаре, в отличие, например, от соседней насквозь капиталистической Австрии, где с 1986 года умудрились закрыть две версии местной трассы в Шпильберге.
В середине 90-х своим региональным престижем внезапно озаботилась Валенсия. Крупный испанский город почувствовал силы соперничать с соседней Барселоной, которая похорошела после проведения в 1992 году Олимпийских игр и продолжала привлекать полчища туристов. В Валенсии пустились во все тяжкие: усилиями Сантьяго Калатравы Город искусств и наук стал одной из архитектурных достопримечательностей планеты. В 2007-м в Валенсии прошёл Кубок Америки – одна из самых престижных регат в мире.
Два чемпионских титула Алонсо спровоцировали в Испании массовую „формульную” истерию. Президент Валенсии Франциско Кампс и его соратница по Народной партии, мэр города Рита Барбера решили использовать новую возможность для мгновенного укрепления регионального престижа: провести этап Формулы-1. Берни Экклстоун не возражал – он давно понял, насколько позитивно отражается на выручке мегаломания политиков, не жалеющих денег налогоплательщиков на масштабные проекты.
1 июня 2007 года Берни подписал с Валенсией семилетний контракт. Промоутером выступила компания “Валмор”, политическую поддержку обеспечили Кампс и Барбера. Договор предусматривал выплату около $ 30 млн в год. Строительство одного из худших треков в карьере Тильке обошлось заказчику в $ 130 млн. Мадьяры со своими социалистическими форинтами выглядели пигмеями на фоне этих грандиозных трат. Персональную ответственность, в отличие от непоколебимых венгерских товарищей, никто не нёс: деньги тратились направо и налево.
Первую гонку в Валенсии в 2008-м посетили более чем 200 тысяч болельщиков, привлечённые обожаемым Алонсо. Впрочем, трасса в мрачной портовой зоне разочаровала – Фернандо сошёл после первого круга, на этапе было зафиксировано четыре удачные атаки, все в глубине пелотона. Зрители покидали трибуны прямо в середине гонки. В 2009-м всё обстояло еще хуже: всего во второй раз с 1982 года по ходу этапа не состоялось ни единого обгона. Раздосадованные организаторы решили вложить в трек ещё $ 100 млн – чтобы хоть как-то разнообразить представление, но тут вокруг проблемной трассы начали разворачиваться весьма неприятные события.
В 2009-м испанский экономический пузырь шумно лопнул – уровень безработицы превысил 20 %, страна вступила в кризис. Зашаталось кресло и под Франциско Кампсом. Президент региона, как и многие другие видные деятели Народной партии, оказался замешан в громком коррупционном скандале. Следствию удалось собрать доказательства только по одному – незначительному – случаю: якобы в 2009-м Кампс получил от местного бизнесмена 12 тысяч евро на оплату дорогих костюмов. Два года Франциско усердно отрицал факт передачи денег, но в середине 2011 года всё-таки был вынужден уйти в отставку, так как очень не хотел предстать перед судом в должности президента.
Дальше – хуже: в 2011-м промоутер Гран-при „Валмор” с треском обанкротился, и правительство региона было вынуждено перевести на себя обязательства компании. В результате в бюджете города появилась очень неприятная статья: на счета FOM в 2012-м нужно перечислить $ 30 млн.
Скорее всего, в 2012-м Формула-1 приедет в Валенсию в последний раз.
Вовсе не удивительно, что из администрации преемника Кампса – Альберто Фарбы – прозвучали “сигнальчики” о том, что Гран-при Европы – груз для Валенсии неподъемный.
Что дальше? У гонки в городе остался лишь один защитник: Рита Барбера. Харизматичный политик с пышной причёской в стиле Маргарет Тэтчер готова яростно бороться за будущее гонки. По сообщениям местной прессы, мэр города за последние несколько месяцев как минимум дважды встречалась с Экклстоуном и уже познакомила Берни с новым президентом региона. Однако всем понятно: усилий достопочтенной сеньоры может не хватить и, если администрация Валенсии захочет избавиться от этапа, никакими вояжами в Лондон дело не исправишь.
Скорее всего, Гран-при Европы 2012 года состоится. Билеты уже поступили в продажу, контракты со спонсорами заключены – отмена гонки принесет ещё большие убытки, чем её продолжение. Но есть большая вероятность, что Формула-1 не вернётся в Валенсию в 2013-м. Вряд ли кто-нибудь будет скучать.