Четыре тестовых дня в Хересе продемонстрировали хорошую готовность «Ред Булл» к новому сезону, неплохую форму «Макларена» и «Феррари», которые должны как минимум не потерять своих позиций. Однако соперники Себастьяна Феттеля в борьбе за титул могут быть не только в стане трёх топ-команд, но и в лагере «Лотуса».
Просто факты: пилоты проехали 14949 километров за 3380 кругов и использовали 724 покрышки, а автором лучшего круга среди болидов 2012 года стал вовсе не «Ред Булл», а «Лотус» под управлением Ромэна Грожана – француз 9 февраля проехал с результатом 1:18.419. Это удивило всех. Кажется, что никто не ждал такого ни от машины Lotus E20, ни от «возвращенца» Грожана.
Так пресс-служба «Макларена» в бюллетене по результатам третьего дня не упомянула Ромэна, но отметила Кими, и это притом, что именно Грожан работал на трассе, а Райкконен к тому моменту уже покинул Херес. Но кроме этой довольно забавной ошибки «Макларена» в Хересе были и другие примечательные моменты – первые тесты дали ответы на некоторые вопросы, но всё же кое-что осталось без ответа. Например, кто может помешать Себастьяну Феттелю из «Ред Булл» завоевать третий подряд чемпионский титул?
У обычных соперников немца – Льюиса Хэмилтона, Дженсона Баттона и Фернандо Алонсо – пока нет устраивающей их машины, в то время как «Ред Булл», кажется, добился ещё большего прогресса в развитии их и без того успешного автомобиля. В погоне за австрийской командой в «Макларене» и «Феррари» сделали ставку на альтернативный взгляд на болид и достаточно экстремальный подход к конструкции машины. Такое ощущение, что пока этот выбор не оправдывает себя, что делает жизнь Феттеля существенно легче.
Француз 9 февраля проехал с результатом 1:18.419. Это удивило всех. Кажется, что никто не ждал такого ни от машины Lotus E20, ни от «возвращенца» Грожана.
Новый Red Bull RB8 – хороший болид. Австралиец Марк Уэббер сравнил первые ощущение от новинки с «RB7 на ранней стадии развития», разве что на тестах «Ред Булл» работает дольше, чем в прошлом сезоне. В Хересе Феттель и Уэббер проехали 297 кругов, что больше, чем в 2011 году, однако оба пилота «Лотуса» на двоих за то же время намотали 430 кругов по трассе.
Можно предположить, что RB8 на трассе подтвердил данные, полученные в аэродинамической трубе и в ходе моделирования работы с новым болидом. Времена на круге в Хересе были достаточно хорошими и очень стабильными, а машина логично и предсказуемо реагировала на изменения в настройках и состояние трассы, пилоты же были довольны машиной. «Я доволен первой неделей тестов. Конечно, уровень сцепления с трассой у новой машины стал меньше, но к этому быстро привыкаешь», — отметил Феттель.
Но если Себастьян остался доволен работой в Хересе, то у его основных соперников от первых тестов сезона-2012 остались смешанные чувства. У «Феррари» на данный момент машина, которую пилотам и даже инженерам только предстоит полностью узнать. Быстрейшее время Фернандо Алонсо в заключительный день тестов в Хересе не значит ничего, поскольку команда отправила испанца на дистанцию именно за лучшим временем круга – двукратный чемпион появился на трассе с утра на мягкой резине, что было идеальным условием для хорошего результата.
«Феррари» нуждалась в выдающемся результате, поскольку в Италии на команду СМИ уже начали прессинг, но нужно сравнить времена Алонсо и Грожана, чтобы сделать кое-какие выводы. У Фернандо и Ромэна было небольшое количество топлива, «Феррари» была «обута» в «софт», а «Лотус» ехал на «медиуме» — разница между результатами составила 0,458 секунды. У «Феррари» было преимущество в шинах и в мастерстве и опыте пилота, так что можно прийти к неутешительным итогам: вполне возможно, что сейчас итальянская команда на секунду медленнее коллектива из Энстона…
Для борьбы с Феттелем на суперболиде «Ред Булл» Алонсо также нужна машина-победитель. Сейчас испанцу необходимо требовать от «Феррари» того, чтобы команда как можно скорее нашла резервы скорости и способы их реализовать. Да, может быть, итальянский болид не так красив, как австрийский, но не всегда приятная внешность означает хорошую скорость, и наоборот. Скорее, дело в том, что отдельные машины эффективны в узком диапазоне настроек. Например, так было с Ferrari F2003-GA и McLaren MP4-15 в 2000 году.
Кроме того, важно, чтобы пилот чувствовал себя комфортно за рулём. Вероятно, именно Алонсо новая машина подойдёт лучше, чем Фелипе Массе. И вообще складывается ощущение, что в «Феррари» подход к F2012 надо найти не только гонщикам. Машина разительно отличается от предшествующих болидов, так что Пэту Фраю, Николасу Томбасису и их команде только предстоит как следует разобраться в новинке, чтобы нащупать тот самый диапазон эффективных настроек и заставить её ехать быстро.
Немалое внимание приковано и к «Макларену». Британская конюшня выбрала иной, нежели у соперников, подход к новому болиду. На протяжении десятилетий у болидов из Уокинга был низкий и пологий носовой обтекатель – таковым он остался и в сезоне-2012, в то время как все остальные команды сделали машину с заметной ступенькой на «носу». Иной подход, но правильный ли, и означает ли это, что инженеры «Макларена» знают больше других? Сомневаться в этом изволил даже гонщик команды Льюис Хэмилтон, который в Хересе заявил о том, что, глядя на машины соперников, задался вопросом, а правильный ли выбор сделал «Макларен».
Достаточно сказать, что Эдриан Ньюи не из тех людей, кто принимает какие-то решения просто так, без должных на то оснований. Если бы можно было построить эффективный болид с пологим носом, то британец первым бы создал такую машину, чтобы только избавиться от неказистого уступа, но у «Ред Булл» есть ступенька, а сам Ньюи говорит, что после изменений регламента с 2009 года есть смысл строить болиды только с высоким «носом».
Всё идёт к тому, что в 2012 году «Макларен» окажется без какой-то сверхэффективной изюминки в конструкции болида. В последние три сезона фактором успеха было неожиданное техническое решение – двойной диффузор в 2009 году, воздуховод в 2010 году и выдувной диффузор в прошлом сезоне. Неизменно эти решения приносили хорошие результаты, но сейчас нет ничего, что давало бы колоссальную выгоду во времени на круге. Дизайн болидов стал более одинаковым, внимание уделяется деталям, так что низкий носовой обтекатель «Макларена» может оказаться ошибкой.
Стало ли у Феттеля больше потенциальных соперников, нежели в 2011 году? Скорее да, чем нет – «Макларен» и «Феррари» смогут решить свои проблемы и всё же вступят в битву с австрийской командой.
Показав в третий день тестов время 1:19.464, лучший для себя результат, Хэмилтон признал, что команда сделала ставку на экстремально низкое количество топлива в баках – это означает, что сейчас «Макларен» почти на секунду медленнее «Лотуса».
Барселона будет последней точкой перед стартом чемпионата, и там пилоты «Макларена» поймут, куда их завела конструкция болида с низким «носом». Подтверждением неудачного выбора может быть уже и Херес, где Хэмилтон заявил, что «в быстрых поворотах машину трудно контролировать», а Феттель, использовавший машину со «ступенькой», в противоположность британцу отметил, что «в скоростных поворотах ощущается лишь минимальная разница со старой машиной».
Но если «Феррари» и «Макларен» пока не могут считаться серьёзными соперниками «Ред Булл», то, возможно, главной угрозой для Феттеля станет его собственный напарник Марк Уэббер? Сам австралиец уверен, что сможет дать бой своему молодому, но более титулованному партнёру по команде. «Я чувствую, что силён, как никогда прежде», — отметил Уэббер. Кто-то может сказать, что раньше подобными высказываниями мотивировали себя и Дэвид Култхард с Рубенсом Баррикелло, но у Марка есть дополнительный стимул: возможно, что иного шанса проявить себя больше не представится.
Кроме того, борьба за третий подряд титул – серьёзная работа и высокое давление на пилота, а Феттель в таком режиме проводит уже несколько чемпионатов, в то время как Уэббер мог быть более расслаблен. К тому же австралиец относится к числу тех гонщиков, которые могут показывать выдающиеся результаты раз в несколько лет, но между этими всплесками им необходима передышка – таким был Деймон Хилл. У чемпиона 1996 года не хватало энергии, чтобы из года в год навязывать борьбу Михаэлю Шумахеру, так же с Уэббером и Феттелем. К тому же в новом сезоне Марк сбросил вес; значит, машина также станет легче, и теперь в оптимальном балансе болида будет уже не такое серьёзное различие между немцем и австралийцем.
Барселона будет последней точкой перед стартом чемпионата, и там пилоты «Макларена» поймут, куда их завела конструкция болида с низким «носом».
Но Себастьян не сбрасывает со счетов и Райкконена: «Если болид „Лотуса“ дальше будет так же быстр, как и в Хересе, то Кими станет серьёзным соперником». Феттель знает, о чём говорит, поскольку финн относится к числу пилотов уровня Алонсо, Баттона и Хэмилтона. Даже после двухлетнего перерыва у Райкконена есть скорость, опыт и жажда успеха, так что Кими может быть одним из претендентов на титул, если машина будет «Лотуса» будет достаточно хороша. Впрочем, уже под конец первого дня тестов финн обмолвился, что чувствует в E20 потенциал болида-победителя. Теперь дело за тем, чтобы команда смогла поддерживать темп развития машины в ходе сезона – расслабляться не стоит, ведь ходят слухи, что Ньюи для финальных тестов в Барселоне приберёг этакого джокера для болида «Ред Булл».
Стало ли у Феттеля больше потенциальных соперников, нежели в 2011 году? Скорее да, чем нет – «Макларен» и «Феррари» смогут решить свои проблемы и всё же вступят в битву с австрийской командой, но в сезоне-2012 Себастьяну вновь предстоит бороться с напарником, ведь Марк Уэббер должен вернуться в свои лучшие кондиции. Но кроме пилотов большой тройки Формулы-1 не стоит сбрасывать со счетов и «Лотус» с Кими Райкконеном. А ведь свою новую машину ещё не представил «Мерседес»…