В день промо-съёмок «Феррари» накануне старта третьей и заключительной части официальных предсезонных тестов Формулы-1 2012 года на испанской трассе «Каталунья» лидер команды и местный герой Фернандо Алонсо любезно согласился ответить на несколько вопросов. Несмотря на не лучшее настроение и большую занятость – Фернандо то и дело возвращался к работе в съёмках, – Алонсо оказался достаточно разговорчив и
Дизайн болидов Формулы-1 меняется не впервые и всегда со временем новый облик перестаёт бросаться в глаза. Все привыкнут и не будут так цепляться за необычный носовой обтекатель.
откровенен.
— Одна из главных тем межсезонья-2012 – новый технический регламент и вызванные им изменения в дизайне болидов. Фернандо, как вы оцениваете облик машин в целом и Ferrari F2012 в частности? Судя по фото и видео с презентации болида, вы были несколько обескуражены?
— Фотографии не врут. Фактически на презентации я впервые увидел новую машину в том виде, в котором ей предстояло выходить на трассу. Мы понимали, что новый регламент окажет влияние на внешний вид болидов, но всё же надеялись, что машины будут не столь угловатыми и не окажутся настолько непохожими на прошлогодние. Что получилось, то получилось – мы должны следовать букве закона и подчиняться техническим требованиям, выполняя их с максимальной для себя выгодой. Но да, скажу честно, дизайн Ferrari F2012 для меня стал в определённой степени сюрпризом.
— После презентации не раз звучали слова о том, что красивой машиной называют ту, которая побеждает в гонках. Ferrari F2012 – красивая?
— До финиша первой гонки говорить об этом невозможно, но уже сейчас мы можем сказать, что наш болид, может, пока не самый быстрый, но точно не самый медленный. Впереди немало работы во имя развития машины, мы продолжаем тесты, инженеры трудятся на базе команды, конструкторский штаб не прекращает поисков возможностей для улучшения болида. Я очень надеюсь, что мы будем быстры, что я и Фелипе получим возможность бороться за подиумы, победы в гонках и титулы в чемпионате.
— В каких областях «Феррари» необходимо больше всего прибавить?
— Детально ответить на этот вопрос я не могу. Нужно понимать, что даже обновление какого-то одного элемента носит комплексный характер, поскольку оно ориентировано на грядущие или уже готовые обновления других узлов. Любая команда Формулы-1 ведёт постоянную работу над всеми аспектами болида, и «Феррари» не исключение. К Гран-при Австралии машина будет модернизирована, а потом нас ждут обновления по ходу сезона. В каких областях нужно больше работать, станет ясно в ходе чемпионата.
— Можно ли ожидать, что новые детали сделают облик машины более привычным?
— Чтобы закрыть тему внешнего вида, скажу, что из кокпита «ступенька» не видна, а болельщики скоро привыкнут к этому нововведению. Дизайн болидов Формулы-1 меняется не впервые, и всегда со временем новый облик перестаёт бросаться в глаза. Нам дан регламент, в рамках которого мы действуем, – у каждой команды свой подход к решению поставленных задач, и если большинство используют «ступеньку», значит это эффективный выход из сложившейся ситуации. Все привыкнут и не будут так цепляться за необычный носовой обтекатель. Что касается обновлений болида, то они затронут и элементы аэродинамики, и техническую сторону – большего я
Легендарная команда не может позволить себе ставить задачу о попадании в очки, о борьбе за подиум и победе на этапах. Цель «Феррари» — только титул, только Кубок Конструкторов.
сказать не могу.
— Позади уже две серии тестов, и уже начинается финальная часть испытаний. Каковы ощущения от Ferrari F2012?
— Машина быстра и достаточно послушна в управлении, а также адекватно реагирует на изменение настроек. Судить о скорости «Феррари» на фоне соперников пока невозможно, ведь на тестах каждая команда работает по своей программе и преследует свои цели, поэтому время круга в данных условиях – ничто. Но в целом можно сказать, что у нас впереди ещё немало работы, чтобы сделать F2012 быстрее. Надёжность пока не вызывает нареканий.
— В сезоне-2012 будут использоваться новые шины «Пирелли». Что можете сказать о покрышках?
— Определённо, гонки будут интереснее и сложнее. Если в прошлом году разница в скорости между составами доходила до нескольких секунд, то сейчас она будет составлять несколько десятых секунды. В минувшем сезоне все команды старались как можно меньше использовать наиболее жёсткий тип покрышек, а в новом году стратегию можно будет строить с учётом больших промежутков на жёсткой резине – разница будет не столь критичной, так что борьба на трассе между пилотами станет плотнее, но вырастет и цена тактической ошибки. Зрители окажутся в выигрыше, а командам и пилотам будет сложнее.
— Уровень износа резины столь же высок или она стала более выносливой?
— Насколько я знаю, износ резины не вызывал нареканий у пилотов – это делало сражение на трассе только интереснее. Новые покрышки в этом плане практически не изменились. Я имею в виду, что изнашиваются они ничуть не меньше, чем прежние шины «Пирелли». Нареканий к работе шинников нет, резина ведёт себя неплохо, и найти к ней подход вполне реально.
— Каковы ваши ощущения после двух недель тестов и чего вы ждёте от предстоящего сезона?
— Главное, что машина надёжна и достаточно быстра. Вновь отмечу, что говорить о скорости относительно соперников нельзя до квалификации в Мельбурне, но пока «Феррари» вполне довольна болидом. Да, есть, над чем работать, в чём добиваться прогресса, и мы этим занимаемся. Имеют место определённые проблемы, но команда трудится не покладая рук, чтобы подойти к старту чемпионата в хорошей форме.
Что касается ожиданий от сезона, то хотелось бы вести борьбу за титул. Иных целей у «Феррари» быть не может – легендарная команда не может позволить себе ставить задачу о попадании в очки, о борьбе за подиум и победе на этапах. Только титул, только Кубок Конструкторов. Наша с Фелипе задача — добиться этого, а задача команды – помочь нам. Мы работаем вместе и так же вместе выигрываем и терпим поражения. Но всё же я надеюсь, что поражений будет много меньше, чем побед.
— Не сказать, что вы выглядите особенно радостным, – вам не по душе работа на тестах и промо-мероприятиях (в день интервью «Феррари» проводила промо-съёмки на «Каталунье». — «Чемпионат.com»)?
— Да, я могу честно сказать, что участие в тестах и съёмках не самое моё любимое занятие. Но это такая же часть работы, как старты в Гран-при. Машина сама собой не станет идеальной, она не будет сразу же с завода подходить твоему стилю и соответствовать твоим предпочтениям – над всем этим мы и работаем на тестах. Это серьёзный объём работы, не менее ответственный, чем работа в гоночный уик-энд, ведь во многом именно тестовая работа и определяет ход сезона. Всем нам – пилотам, механикам, инженерам – больше нравится атмосфера Гран-при. Уже через две недели мы будем в Австралии, и тогда начнётся всё то, что любят участники Формулы-1, – гонки.
— Раз мы заговорили о предстоящем старте сезона, то кого вы считаете основными соперниками в 2012 году?
— Безусловно, фаворитом чемпионат начнёт «Ред Булл» — команда, которая два года подряд выигрывает оба титула, просто не может не быть потенциальным лидером. Будет силён «Макларен», который в прошлом сезоне выигрывал гонки и смог добиться серьёзного прогресса, а в новом чемпионате им удалось создать отличающийся от других болид. Возможно, эволюция традиционного решения шасси в условиях нового техрегламента поможет «Макларену» больше, чем другим командам.
Нельзя сбрасывать со счетов и «Мерседес» с его интересными техническими решениями, а также «Лотус», который громко заявил о себе на тестах. У «Мерседеса» есть Росс Браун, который известен своим умением удивлять, а у «Лотуса» есть Кими Райкконен – быстрый пилот, знающий, как побеждать. «Мерседес» поздно представил свой новый болид, и очевидно, что у команды есть какие-то секретные наработки – от них стоит ждать сюрпризов. «Лотус» же
Безусловно, фаворитом чемпионат начнёт «Ред Булл» — команда, которая два года подряд выигрывает оба титула, просто не может не быть потенциальным лидером.
быстр на тестах, но сможет ли он повторять эту скорость в гонках – покажет время, хотя пока команда выглядит достаточно убедительно.
Конечно, быстры и другие команды, что показывают результаты тестов, но, повторюсь, времена круга перед стартом чемпионата не означают ровным счётом ничего. Именно поэтому я склонен считать потенциальными соперниками «Феррари» в лидирующей группе «Ред Булл», «Макларен», «Мерседес» и, возможно, «Лотус».
— В Формулу-1 вернулся Кими Райкконен, ранее возвратился Михаэль Шумахер, а в этом году чемпионат покинули Рубенс Баррикелло и Ярно Трулли, но пришли некоторые молодые пилоты, и в кокпит болида в статусе постоянного гонщика вновь сел Педро де ла Роса. Нужны ли Формуле-1 ветераны или стоит дать дорогу новым гонщикам?
— Я бы не стал называть Кими, Михаэля, Рубенса и Педро ветеранами. С именами Шумахера и Баррикелло связана целая эпоха, точно так же как и с Райкконеном, – все эти гонщики блистали на трассах, да и сейчас далеко не статисты, а потому они заслуживают места в Формуле-1. Точно так же и де ла Роса, который, даже несмотря на возраст, может показывать хорошие результаты. Пока ни у кого из названных пилотов нет достаточно хороших болидов для борьбы за победу — именно поэтому их результаты кажутся довольно посредственными. Жаль, что Баррикелло и Трулли оказались за бортом, но таковы сегодняшние реалии – не все команды могут позволить себе быстрого пилота «на зарплате», кому-то для выживания нужны не столь быстрые гонщики, но с бюджетом.
В то же время Формуле-1 нужна свежая кровь, но опять всё упирается в уровень команд, куда приходят дебютанты. Даже самый хороший гонщик не сможет в составе какой-то из трёх «новых» команд выступать так, как Себастьян Феттель, пусть даже в молодёжных сериях новоиспечённый пилот Формулы-1 и был лучше двукратного чемпиона. Уровень техники значит очень много, так что без серьёзной поддержки для дебюта в хорошей команде или без сверхвыдающихся способностей, чтобы показывать хороший результат в не лучшей машине, новичкам трудно заявить о себе. Хорошо, что есть программы поддержки молодых пилотов, которые оставляют хоть какие-то возможности для попадания в Формулу-1.