— Виталий, какие впечатления от работы с командой по ходу первого совместного гоночного уик-энда?
— Впечатления хорошие. Мы двигаемся в верном направлении, знаем, где можем прибавить, где проигрываем. Нас ждёт очень долгий и сложный сезон, и я хочу, чтобы все болельщики понимали это и были реалистичными в своих ожиданиях. Нужно потерпеть, чтобы потом показать достойный результат. Результаты надо сравнивать прежде всего с моим напарником. Думаю, между собой мы будем бороться.
— Как оцениваете квалификацию? Можно ли было показать более высокий результат?
— Да, безусловно, можно было проехать гораздо быстрее. Во-первых, у меня был трафик. В принципе настройки машины были очень хорошими, но у нас были определённые проблемы с прогревом, поэтому мы вынуждены были пробовать проехать два быстрых круга подряд, но на втором круге задние колёса уже не обеспечивали хорошего сцепления с дорогой.
К нам очень скоро придут новые люди, которые сразу же возьмутся за работу. Я надеюсь на их ум, опыт. Надеюсь, что начиная с середины сезона мы уже сможем чего-то достичь, что-то показать.
Поэтому, можно сказать, я и проиграл четыре десятые Хейкки. Но в принципе я доволен тем, что мы многое выяснили по ходу этой квалификации, многое поняли и знаем, куда двигаться дальше.
— У команды теперь появилось более-менее чёткое представление о своём уровне относительно соперников? Или трасса в Мельбурне слишком специфична и надо дождаться хотя бы Малайзии?
— Думаю, все понимают, все телезрители видели, насколько сложно нам будет в этом году побороться с командами, идущими впереди: похоже, они сделали большой шаг вперёд. Но я оптимистично смотрю вперёд. К нам очень скоро придут новые люди, которые сразу же возьмутся за работу. Я надеюсь на их ум, опыт. Надеюсь, что начиная с середины сезона мы уже сможем чего-то достичь, что-то показать.
— Что думаете о расстановке в группе лидеров?
— На самом деле, я практически так всё и предполагал. «Лотус» в этом году построил очень хорошую машину. «Макларен» был быстр на тестах. Немножко удивил «Ред Булл», что они не в лидерах. Ну и, конечно, удивил «Мерседес»: Михаэль проехал очень хороший круг. Прошлый год они начали гораздо хуже, и я думаю, что «Мерседес» ждёт очень сильный сезон.
— Какие ощущения от гоночного инженера Джанлуки Пизанелло, как у вас строится общение?
— У нас сложились неплохие отношения. Он работал десять лет с Трулли, по сравнению с Ярно я, наверное, прошу его больше вдаваться в детали, больше анализировать те моменты, которые для меня важны. Может быть, с Трулли у него была более лёгкая жизнь, но, думаю, вместе мы сможем чего-то достичь благодаря напряжённой работе.
— Отличается ли тактика команды во время квалификации от того, что было в «Рено»?
— Если честно, то практически нет: все пытаются ехать с пустыми баками, ограничиваясь одним быстрым кругом. Примерно тактика одна и та же.
— С Хейкки Ковалайненом много общаетесь? Помогает то, что вы — финн и выборжанин — практически соседи?
— Мы делимся информацией между собой, я со своей стороны открыт, ничего не скрываю. Хейкки — действительно профессионал, очень быстрый пилот, очень редко допускает ошибки. С ним очень приятно работать. Соседи? Даже не знаю. Может быть, менталитет у нас похожий. С ним легко в общении.
— Насколько легко вообще адаптироваться к новой команде? Ведь по ходу карьеры так получалось, что в каждой конюшне вы проводили несколько лет, не так часто меняли команды.
— Это всегда тяжело. Это новый коллектив, очень большая бригада людей. Конечно, нужно узнать всех: что каждый собой представляет, за что отвечает. Надо понять, что реально просить от команды, а что — нет. Конечно, переход из одной команды в другую всегда усложняет процесс, но я не вижу в этом серьёзных проблем. Не думаю, что это как-то сказывается на результатах.
— На тестах или свободных заездах не было рефлекторного желания заехать в боксы «Лотуса»?
— Конечно, нет! Давайте забудем уже о «Лотусе». Да, у нас были приятные, яркие моменты, были и моменты похуже. Я благодарен команде за то, что многому научился в их составе. Но, считаю, тему с «Лотусом» надо уже закрыть — что сделано, то сделано. Мы сейчас здесь, в «Кэтерхэме». Конечно, хотелось бы радовать болельщиков подиумами или даже победами, но я думаю, что всё у нас впереди. Всё придёт постепенно, просто нужно верить, работать. А поддержка нам поможет.
— По ходу тестов вы говорили о том, что нужно решить проблемы с гоночным сиденьем и с тормозами. К Австралии удалось всё исправить?
— С сиденьем мы уже вопрос решили: мне привезли улучшенную версию. С тормозами проблему практически решили. Но всегда есть некоторые доработки, благодаря которым можно ещё всё улучшить. Мы движемся в верном направлении. В частности, в Малайзии у нас будут ещё некоторые обновления тормозной системы. Всё идёт так, как надо.
— Какие впечатления от новых шин «Пирелли»? В частности, нужно ли существенно менять ради них пилотаж?
— Пилотаж особо менять не надо, но вообще пока очень тяжело ответить на этот вопрос. Мы знаем, что мягкий комплект в квалификации можно использовать только один круг, а потом задние колёса начинают деградировать. Вместе с тем приятно удивил жёсткий комплект резины. Посмотрим, что будет в гонке. Можно ждать различные тактики, за чем будет очень интересно наблюдать.
— Говорят, что с новыми шинами ещё важнее бережно к ним относиться на первых кругах. Это так?
— Да, есть такое. Например, в жаркую погоду вообще нельзя атаковать в поворотах, надо очень медленно ехать на установочном круге, потому что ты можешь перегреть резину — до состояния, при котором она раньше времени начинает стираться. Надо тихонечко проезжать первый круг и атаковать, начиная с его последнего поворота. Тогда колёса будут более-менее готовы выдержать боевой круг. Если же атаковать сразу, то можешь забыть о хорошем круге: задние шины просто сотрутся.
— Ждать ли нам серьёзного разнообразия стратегий в гонке или нет?
— Я думаю, безусловно: никто не знает, какие колёса лучше, а какие — хуже. Если честно, мы сами до сих пор не знаем. У нас ведь не было сухой второй тренировки, на которой мы могли бы попробовать проехать с большим количеством топлива и что-то понять.
— Как вам Мельбурн? Для многих пилотов устраивают фотосессии с местной фауной или учат играть в крикет либо регби. У вас было что-то такое?
— В том году мы играли в регби по приезде. На самом деле, мне Австралия очень нравится — еда, атмосфера, люди, болельщики… Трасса нравится и сам город. Я хотел в этом году прилететь пораньше, но из-за достаточно позднего подписания контракта и рекламных мероприятий не получилось. Я участвовал в мероприятии «Пирелли» в Санкт-Петербурге, где тестировали новую резину и рассказывали о ней.
Конечно, переход из одной команды в другую всегда усложняет процесс, но я не вижу в этом серьёзных проблем. Не думаю, что это как-то сказывается на результатах.
Были заезды на машинах, обутых в разные типы шин: одна была обута в зимние шипованные, другая — практически в летние. И вот показывали, какова разница в их торможении.
— Когда первый в этом сезоне футбольный матч сборной пилотов Формулы-1?
— Так… Это будет после возвращения в Европу, в Монте-Карло. Всех приглашаем, приходите!
— Что за мероприятие у вас было с авиакомпанией Air Asia? Претворяете в жизнь планы научиться управлять самолётом?
— На самом деле, это моя мечта — научиться управлять каким-нибудь истребителем или вертолётом. Я очень люблю всё это. А вот летать обычными рейсами не люблю: я ведь не могу всё контролировать, а в самолёте нет катапульты или парашюта! Хотя, конечно, я уже привык, да и выбора нет, так что летаю даже в пятницу, 13-го и на 13-м месте. Бывало и такое.
Так вот, я побывал на симуляторе Air Asia в рамках посещения базы этой компании. Мы посмотрели, как готовятся пилоты, что за офис у них там, встретились с Тони Фернандесом. Пилоты самолётов все первоклассные, у них ведь вообще нет права на ошибку! Меня впечатлило то, насколько точно симулятор обеспечивает эффект реальности. Все приборы, движение самолёта… Мне очень понравилось!