Что происходит в «Уильямсе” и почему уходит Парр? Ещё недавно Фрэнк в интервью „Ф-1 Рейсинг” расхваливал Адама: “Если по какой-либо причине я не смогу выполнять свою работу, Адам займёт моё место. Он молод, и проблем со здоровьем у него нет. Конечно, он не гонщик в душе, но в наши коммерческие времена это, наверное, преимущество”. Парр свыкся с ролью крон-принца, руководил на местах, отечески обнимал приунывшего Пастора Мальдонадо в Австралии и радовался долгожданным успехам (в Малайзии отлично выступил даже Бруно Сенна).
Берни до сих пор не согласовал условия Договора согласия для „Уильямса”.
Статный и телегеничный Адам, с роскошным волосами (не зря у “Уильямса” есть спонсор – производитель шампуней) с удовольствием попадал в объективы фотокамер и символизировал новую эру для одной из самых прославленных команд Формулы-1. Всё закончилось внезапно: после успешного Гран-при в Сепанге председатель совета директоров неожиданно подал в отставку. Последний рабочий день Адама в „Уильямсе” – завтра, 29 марта.
Очевидно, молниеносный уход Парра связан с совещанием по Договору согласия – оно прошло в Лондоне незадолго до Гран-при Малайзии. Как известно, почти все команды договорились об условиях документа, регулирующего коммерческие отношения между Берни и “конюшнями”. Три самых молодых коллектива в Лондон не пригласили, а с „Мерседесом” и “Уильямсом” возникла заминка. Компания из Штутгарта, по слухам, не прочь выторговать для себя особые условия, связанные с историческим статусом команды. С большой натяжкой подобные требования можно оправдать: генеалогия нынешнего „Мерседеса” восходит аж к Кену Тирреллу – и это если не вспоминать великолепный довоенный и послевоенный коллектив Альфреда Нойбауэра. Именно герр Нойбауэр в своё время первым додумался до создания системы сигналов, которая помогала команде передавать информацию гонщику – до этого пилоты даже не всегда понимали, на каком месте они едут. Известно, что переговоры с “трёхлучевой звездой” продолжаются – а вот с „Уильямсом” случился скандал.
Известный журналист Дитер Ренкен рассказал на страницах Motorsport-total.com душераздирающую историю: оказывается, Берни Экклстоун в Лондоне не желал общаться с Парром и лично пригласил только Фрэнка Уильямса, с которым он знаком десятки лет. Но Фрэнк явился на мероприятие в компании Адама, и это вызвало негодование всесильного Берни. В результате, как пишет Ренкен, специальное предложение команде “Уильямс” было отозвано, а взамен более щедрые условия получила „Форс Индия”.
Не секрет, Парр и Экклстоун едва переносят друг друга. Биограф промоутера Ф-1 Том Бойер описывает встречу руководителей команд и Берни, которая состоялась в самый разгар сексуального скандала вокруг садо-мазо похождений Макса Мосли в 2008-м. По словам Бойера, Флавио Бриаторе предложил всем присутствующим подписать осуждающее президента FIA письмо, требующее от любвеобильного Макса немедленно подать в отставку. Идея оказалась поддержана всеми, кроме Парра. Представитель “Уильямса» предложил: «А почему бы не подготовить проект этого письма, направить его всем присутствующим, и к тому моменту, когда оно дойдёт до меня – я посмотрю, что можно будет сделать». Строптивость и уклончивость Адама вызвала ярость у Флавио Бриаторе, а Берни Экклстоун, не выбирая слов заорал: «Ты, любитель х*ров, я твои методы применял ещё в 16 лет». Письмо не было подписано, как полагал сам Адам Парр – из-за его непримиримой позиции.
Адам продолжил нервировать Экклстоуна. В 2008-м на гребне секс-разборок Макс Мосли решил доказать оппонентам (диктатор, как это обычно бывает на закате подобной политической карьеры, оказался «в кольце врагов»), что он обладает всей полнотой власти и не зависит от бывших друзей и товарищей. Президент FIA объявил о создании ультра-дешёвой серии Формулы-2 – это был прямой удар по бизнесу CVC, которая владеет чемпионатом GP2, и по Берни. Адам Парр и «Уильямс» с удовольствием согласились поставлять болиды для Ф-2 стоимостью всего около EUR300 тыс.
Кто займёт место Парра во главе «Уильямса”?
Предыдущий договор согласия подписывался в 2009-м, и единым переговорщиком от лица команд выступал Лука ди Монтеземоло, добившийся согласованной позиции от спешно созданной отраслевой ассоциации FOTA. В пылу борьбы с Мосли Берни примкнул к Луке, и вместе оборотистые ребята совершили невозможное: отправили Макса в малопочётную отставку. На фоне этих тектонических событий личная вражда Берни и Адама временно осталась за кадром. Но как только переговоры вернулись в формат персональных консультаций „Уильямса” и Экклстоуна, Парр, судя по всему, оказался непреодолимым препятствием. Если это действительно так, совершенно неважно, ушёл ли Парр сам или ему посоветовали отказаться от поста – альтернативы не было. Остаётся только удивляться, как Экклстоун на девятом десятке жизни умудряется держаться бодрячком и выставлять на мороз эффективных 46-летних менеджеров с тщательно уложенной причёской.
Что делать “Уильямсу”? После ухода Хэда и Парра в команде не осталось официальных преемников Фрэнка. Ник Роуз, который занял место Адама, получил титул председателя совета директоров без исполнительных полномочий – в повседневную деятельность команды он вмешиваться не будет. Фрэнк Уильямс полноценно руководить уже не может – англичанин не летает на заокеанские этапы и посещает далеко не все европейские Гран-при. Мы не удивимся, если упавшее знамя Парра подхватит совладелец „Уильямса” австриец Тото Вольф, а в Гроуве появится Колин Коллес (почему бы и нет?).
С ними обоими у Берни – прекрасные отношения.