Показать ещё Все новости
Секрет "Заубера"
Дмитрий Захарченко
Sauber F1 Team
Комментарии
Немецкое издание Auto Motor und Sport в своём материале попыталось разобраться в причинах неожиданного взлёта команды "Заубер".

«Заубер» застал всех врасплох. Как показывает время, высокие результаты команды на тестах были объективной оценкой скорости машины — Серхио Перес, финишировавший вторым на «Сепанге», продемонстрировал, что C31 очень быстра. Давайте расскажем, в чём сильные стороны автомобиля.

В анализе предсезонных тестов «Заубер» был в первой тройке. Пока некоторые в паддоке посмеивались над результатами тестов, «Заубер» занимался реальной работой. Тогда сложно было представить, что скорость,

Результаты команды на тестах были объективной оценкой скорости машины — Серхио Перес продемонстрировал, что C31 очень быстра.

показанная зимой, была реальным уровнем машины. Высокие результаты «Заубера» зачастую объясняли традиционными методами: малый уровень топлива, отсутствие балласта, свежие комплекты резины. Теперь мир Формулы-1 осознал, что в Хересе и Барселоне «Заубер» не блефовал. Интересно, почему эта машина столь быстра.

Мартин Уитмарш в одном из интервью похвалил швейцарскую команду: «Они были быстры в любых условиях, на всех типах резины. Только одной команде удалось показывать стабильные времена и на дождевых, и на промежуточных шинах, и на сликах – это был „Заубер“. Достижения „Заубера“ высоко оценил и Кристиан Хорнер: „Каким-то образом их машине идеально подходят все три типа резины. Преимущество в работе с шинами на данный момент является ключом к успеху“.

Потенциал „Заубера“ к дальнейшим сюрпризам

Объяснить скорость „Заубера“ одной лишь работой с шинами было бы слишком просто. Первый звонок прозвенел ещё в Мельбурне, когда главный конструктор „Заубер“ Мэтт Моррис заявил: „Наши машины были серьёзно повреждены в самом начале гонки. У Переса возникли проблемы с передней частью машины, у Кобаяси – с задней“.

На фотографиях видно, что левая часть переднего антикрыла машины Переса в Австралии была погнута. У Кобаяси повреждения коснулись заднего антикрыла и диффузора. „Чудо, что обе машины вообще выдержали“, — отметил Петер Заубер. Тогда оба автомобиля финишировали в очковой зоне – на шестом и восьмом местах. При старте с 13-й и 22-й позиций.

В Малайзии ситуация была несколько лучше. Серхио Перес и Камуи Кобаяси стартовали с девятой и семнадцатой позиций. После шести кругов, когда был дан рестарт, Перес находился на третьем месте, поскольку вместе с Сенной мексиканец стал одним из первых, кто поставил дождевые шины. Тот рестарт дал первую возможность чётко понять, где находится „Заубер“ относительно команд-лидеров, если швейцарскую команду не сдерживают в середине пелотона. Ответ был ясен – „Заубер“ находится впереди.

Серхио Перес быстр в любых условиях

В Малайзии Серхио Перес не показал быстрейшего круга, но он постоянно шёл в темпе быстрейших машин. До рестарта он показал время 2:15.411 и по скорости уступал лишьДженсону Баттону. На отрезке на промежуточных шинах лучший результат Серхио составил 1:53.164, что быстрее лучшего времени Льюиса Хэмилтона (1:53.435). А на сликах время Переса – 1:41.021 – оказалось третьим, уступив лишь времени Кими Райкконена и Марка Уэббера.

Сильными отрезками Переса были периоды с 31-го по 38-й и с 43-го по 49-й. На 15-круговом отрезке на изношенных промежуточных шинах Серхио отыграл у выигравшего гонку Фернандо Алонсо 5,105 секунды за восемь кругов. У Хэмилтона гонщик „Заубера“ отыграл 4,303, у Феттеля -5,332, у Райкконена – 5,632, а у

В Малайзии Серхио Перес не показал быстрейшего круга, но он постоянно шёл в темпе быстрейших машин.

Шумахера – невероятные 13,592 секунды.

На отрезке на сликах Перес вновь был быстрее соперников, хотя разница в темпе уже была поменьше. В битве с Алонсо мексиканец отыграл 5,221 секунды за семь кругов, отыграл у Хэмилтона 3,092, у Уэббера – 1,084, у Райкконена – 4,797 и у Шумахера – 5,044 секунды.

Прошлогодние проблемы с выхлопом

Является ли запрет на использование выдувных диффузоров и взлёт „Заубера“ совпадением? Что сделало „Заубер“ таким быстрым? Возможно, дело в том, что предыдущая модель команды сама по себе была хорошей машиной. В 2011 году нехватка скорости среди прочего была обусловлена прекращением работы с выдувным диффузором. „Мы должны были проиграть меньше, чем наши соперники“, — заявлял ранее главный конструктор Моррис.

Сильная сторона машины порождала слабую. За бережное обращение с шинами гонщики „Заубера“ в прошлом году расплачивались стартовыми позициями. Эта тенденция продолжается и в текущем сезоне. „С нашим новым шасси у нас больше свободы, в различных вопросах мы можем реагировать в разных направлениях“, — говорит Моррис.

Результаты свободных заездов в Мельбурне и Сепанге говорят, что он не совсем прав. Возможно, это отчасти связано и с гонщиками, но и техника не всегда работала как надо. В Малайзии у Кобаяси возникли технические проблемы, из-за которых он стартовал лишь семнадцатым.

Консервативный подход к развитию машины стоил „Зауберу“, возможно, одной-двух позиций в Кубке конструкторов в прошлом году. Тогда технический директор команды Джеймс Ки отказался развивать идею выдувного диффузора, поскольку, как он считал, ФИА запретит использование этой системы.

Инвестиции в 2012-й

Во второй половине прошлого года „Заубер“ остался верен своей генеральной линии. С первой попытки добиться существенного развития не удалось, а дальнейшие затраты на улучшение характеристик машины грозили оказаться слишком высокими. Руководство команды решило потратить время и деньги на сезон 2012 года. Оглядываясь назад, складывается ощущение, что это решение было верным.

Джеймса Ки внутри команды обвиняли в том, что он затягивал принятие решений по тем или иным вопросам, сохраняя нейтральную позицию в принципиальных вопросах. Примером такого подхода является политика команды относительно выхлопной системы. Но, в отличие от 2011 года, в конце концов „Заубер“ избрал агрессивный подход в этой части машины.

Ки высказывался в пользу консервативной схемы, при которой выхлопная труба, направленная вдоль кожуха двигателя, выводила бы газы на задний элемент антикрыла. В таком виде С31 была представлена в Хересе. Но уже через три недели состоялся первый этап чемпионата, на который „Заубер“ приехал с полностью переработанным выхлопом.

Новый выхлоп и увольнение Джеймса Ки

После отставки Ки в начале января в аэродинамической трубе была запущена программа обдувки альтернативного решения. Выхлопные трубы были перенаправлены таким образом, чтобы

»Заубер" на этот раз лучше, чем «Ред Булл» перераспределяет выхлопные газы в те области, где они необходимы.

уводить поток отработанных газов к днищу машины в область диффузора.

«Как я уже говорил, в „Ред Булл“ решили пойти этим же путём. Я уверен, мы оказались правы», — отметил Заубер. Разница заключается в том, что «Заубер» на этот раз лучше, чем «Ред Булл» перераспределяет выхлопные газы в те области, где они необходимы. Борьба становится интереснее. По слухам из Италии, к европейским гонкам «Феррари» собирается подготовить новую систему выхлопа на основе той, что применяет «Заубер».

Отверстие в носу

«Заубер» также стал единственной командой применившей трюк с носовым обтекателем. Инженеры команды очень хорошо прочитали правила. Отверстия в носовом обтекателе могут использоваться только в целях охлаждения гонщика. Однако есть способ перенаправить воздух из кокпита, используя его с целью оптимизации воздушного потока.

С31 всасывает воздух из под носового обтекателя и через внутренний S-образный канал перенаправляет его наверх, откуда через щель в корпусе воздух покидает машину, обтекая весь автомобиль. «Это не обеспечит победу, — улыбается Моррис. – Но небольшое преимущество даст».

Кроме того, интересны общие принципы дизайна С31 — высокая передняя часть шасси и зауженная задняя. Новый двигатель «Феррари» на пять дюймов больше, но он не такой широкий, как предыдущий. Медленно текущий поток воздуха в этой части машины поддерживается в «Заубере» двумя вертикальными отверстиями в области рычагов задней подвески. В этой области воздух выходит из радиаторов под высоким давлением и поддерживает естественный поток воздуха на нижнем элементе заднего антикрыла.

Комментарии