Мальдонадо выиграл в лотерею Матешица
Александр Стельмах
Пастор Мальдонадо
Комментарии
Победа Пастора Мальдонадо не должна печалить владельца империи "Ред Булл" — в том, что в Ф-1 выигрывают разные пилоты, нет ничего страшного.

Дитрих Матешиц недавно пожаловался журналистам: Формула-1 – это лотерея, победителя в которой определяют покрышки «Пирелли». Австриец подчеркнул: злого умысла у итальянского производителя нет, просто никто не знает, как совладать со своенравной резиной. Лотерея, надо сказать, довольно своеобразная — несмотря на жалобы босса, Себастьян Феттель лидирует в личном зачёте, а его команда занимает первое место в погоне за Кубком Конструкторов.

Пастор Мальдонадо стал самым неожиданным победителем 2012 года.

В целом досаду Дитриха можно понять — в прошлом сезоне пелотон был стабилен и предсказуем: Себастьян Феттель неизменно выигрывал, а Марк Уэббер регулярно проваливал гонки. Остальные блистали эпизодически – а на подиум поднялись пилоты всего четырёх команд. В 2012-м всё пошло вразнос: этап Формулы-1 выигрывает пятый по счёту пилот и пятая «конюшня». Особую пикантность процессу придаёт персонаж крайнего победителя — крепко сбитый Пастор Мальдонадо впервые в истории сильной и процветающей Венесуэлы стал триумфатором Гран-при. $ 37 млн спонсорской поддержки, которые социалистическое государство перечисляет «Уильямсу», оправдались полностью и до последнего цента. Команданте Чавес даже умело пристыдил местную продажную оппозицию. Та посмела усомниться в эффективности подобных многомиллионных инвестиций: дескать, протестовали против Пастора, а он взял и порадовал соотечественников роскошной победой — вдохновил на новые трудовые подвиги.

Но мы придираемся. На самом деле, Пастор Мальдонадо провёл отличную гонку, совладал с эмоциями и совершенно заслуженно выиграл. Можно как угодно относиться к «Уильямсу», но возвращение к победам одного из самых прославленных коллективов в истории чемпионата весьма радостно, и портить праздник в этот момент могут только завистливые жабы. У Фрэнка Уильямса и у его команды трудные судьбы, в прошлом году казалось, что коллектив от участи «Тиррелла» уже ничего не спасёт. Победа стала своевременной, убедительной, вдохновляющей и красивой – вне зависимости от настроения Дитриха Матешица. Кстати, до Гран-при Испании в успех Мальдонадо никто не верил, и коэффициенты были соответствующие — если бы вы поставили на венесуэльца $ 100, получили бы от букмекеров $ 30 000.

Победа «Уильямс» может быть не последней в этом сезоне.

Вполне вероятно, победа «Уильямса» в этом сезоне будет не последней. Следующий Гран-при пройдёт в солнечном Монако — Пастор Мальдонадо считается специалистом по треку. Венесуэлец дважды выигрывал в княжестве в серии GP2 — в 2007-м и 2009-м — и почти всегда сильно выступал на улицах микрогосударства. В прошлом году именно в Монако Мальдонадо впервые блеснул — если бы не помутнение рассудка Льюиса Хэмилтона, Пастор вполне мог бы финишировать на урожайной позиции.

Почему — к огорчению Матешица и букмекеров — такая команда, как «Уильямс», внезапно разогналась? Неужели Майк Кофлэн, отличившийся во время ликвидации пожара в боксах, знает, как делать быстрые болиды? Скорее всего, коллективу помогло законодательное ограничение выпускной системы. В 2011-м в этой зоне FW33 было всё плохо: «Косуорт» отказался создавать эффективное программное обеспечение для регулирования подачи выхлопных газов и выдувной диффузор «Уильямса» оказался бесполезен. Как только на Гран-при Великобритании ФИА временно запретила хитрые технологии, Пастор тут же квалифицировался седьмым.

Ситуация в чемпионате дарит таким пилотам, как Мальдонадо, шанс побеждать: хорошо это или плохо? Судя по всему, хорошо. В Формуле-1 такое случается не в первый раз. Матешицу и сторонникам лотерейной теории не мешало бы напомнить о событиях 1997 года. По ходу того сезона выиграли шесть разных пилотов. Более того, Дэймон Хилл на убогом «Эрроузе» едва не победил на «Хунгароринге» — по иронии судьбы, преимущество было обеспечено специфическими качествами «Бриджстоуна».

В 1997-м в Формуле-1 тоже состоялась лотерея.

Жан Алези оказался в шаге от триумфа на Гран-при Италии — в пользу Култхарда всё решил пит-стоп. Оливье Панис был вторым в Барселоне, и его «Прост» (тоже на «Бриджстоуне») набирал обороты — до тех пор, пока француз не врезался в стену в Монреале и не сломал ноги. На подиумах побывали совершенно неожиданные пилоты — вроде Александра Вурца, Ральфа Шумахера, Джанкарло Физикеллы и Рубенса Баррикелло за рулём дебютантов из «Стюарта». Борьба была настолько нетипичной, что чемпион — Вильнёв — ни разу не встречался на подиуме со своим главным соперником — Шумахером. А в финальной квалификации Хереса три человека показали время, совпадающее до тысячной.

Между сезоном 1997-го и 2012-го много общего. В обоих случаях серьёзную роль играл шинный вопрос — «Бриджстоун» пытался найти слабые места в покрышках «Гудьир» и при благоприятных условиях (вроде «Хунгароринга») обеспечивал «лотерейный» результат для своих клиентов. Кроме того, в 1997-м Формула-1 доживала последний сезон относительно стабильного технического регламента — почти неизменного с 1995 года: команды научились делать относительно быстрые болиды. В 1998-м машины Ф-1 стали узкими, появились «канавчатые» шины, которые значительно изменили поведение болидов. После резкого снижения эффективности выдувных диффузоров Формула-1 вернулась к стабильным и понятным с 2009 года правилам. Как и в 1997-м, мы находимся на пороге значительных изменений — в 2014-м наступит новая турбоэра.

Так что, судя по всему, Матешицу придётся потерпеть ещё как минимум сезон.

Комментарии