Показать ещё Все новости
Бахар не заплатил за ремонт
Александр Стельмах
Бахар не заплатил за ремонт
Комментарии
Обстоятельства отстранения Дани Бахара скандальны, но надо помнить: руководство компании "Лотус” далеко не в первый раз оказывается в странном положении.

Отстранение (пока ещё не окончательное увольнение) Дани Бахара от поста руководителя компании «Лотус” вызвало значительное оживление в паддоке Гран-при Монако и повышенную твиттер-активность Тони Фернандеса, который очень не любит турка. Причина отстранения анекдотична – газетчики вволю потешались над тем, как Дани потратил свыше $ 600 тыс. на ремонт арендованного дома в Британии и зажал часть оплаты (около $ 145 тыс.) подрядчику. Согласно официальному заявлению DRB-Hicom, нынешних владельцев „Лотуса”, именно после жалобы обиженной строительной компании

Бахар не заплатил за ремонт дома – и был отстранён.

Дани и пострадал. Бахар рискует остаться у разбитого корыта: будущее автопроизводителя не определено; спортивная программа “Лотуса” пробуксовывает – марка с некоторых пор имеет лишь косвенное отношение к одноименной команде в Ф-1; индикаровская моторная эпопея привела к нелепому конфузу с Жаном Алези; амбициозную программу выступлений в Ле-Мане сократили ещё в прошлом году.

Что касается Дани Бахара, то, как бы к нему ни относился Тони Фернандес и ангажированные им журналисты, упадок компании „Лотус”, производящей автомобили, начался далеко не с турка. В зените славы фабрика “Лотуса” выпускала свыше 3 тыс. автомобилей, но уже к 1982-му – ещё при жизни Колина Чепмена — уровень производства снизился до скромных 500 штук в год и приносил убытки. Подразделение по строительству яхт обанкротилось, и „Лотус” зарабатывал деньги только благодаря инженерным услугам – проектируя автомобили и узлы для сторонних заказчиков. Ко всему прочему, в 1982-м “Лотусу” предстояло выплатить крупный кредит. Скорее всего, эти печальные обстоятельства и стали основным мотивом для не слишком законной деятельности Чепмена и, вполне вероятно, свели его в могилу.

В конце 70-х британское правительство решило создать новые рабочие места в Белфасте – и таким образом снизить социальное напряжение в этом не самом приятном месте мира. Подвернулся подходящий проект – Джон де Лореан, бывший вице-президент концерна „Дженерал Моторс“ задумал производить в Северной Ирландии автомобили DMC-12 из нержавеющей стали, широко известные по фильмам „Назад в будущее“. Британское правительство выделило де Лореану субсидии для строительства в Белфасте завода — свыше 100 млн фунтов. Спроектировало автомобиль DMC-12 инженерное подразделение „Лотуса“, после того как „БМВ“ и „Порше“ отказались от контракта.

К несчастью для всех сторон, в 1982-м „Де Лореан“ с треском

Колин Чепмен пустился во все тяжкие, чтобы спасти „Лотус”.

обанкротилась.

По версии британского следствия, не все деньги налогоплательщиков оказались использованы по назначению. Обвинители предположили, что Джон де Лореан, Колин Чепмен и финансовый директор “Лотуса» Фред Бушел похитили и отмыли $ 18 млн (примерно $ 40 млн в сегодняшних долларах). Деньги де Лореану давало правительство лейбористов, а разбирательства по делу разорённой компании проводили консерваторы под предводительством Маргарет Тэтчер – процесс был показательным, пленных не брали. Колин Чепмен до своей смерти успел побывать на допросах, а Фреда Бушела арестовали в 1992-м, осудили в Белфасте, и бывший финдиректор провёл три года в заключении. Судья Мюррей назвал преступление «циничным мошенничеством в крупных размерах». «Если бы де Лореан был в пределах британской юрисдикции, а Чепмен жив – оба получили бы по 10 лет», – резюмировал судья.

Любопытно, в Детройте Джона де Лореана по данному эпизоду оправдали: присяжные не нашли доказательств хищений. Но это было уже после того, как стараниями ФБР репутация автопроизводителя оказалась вымарана в грязи. История не очень красила партнёров Чепмена и налогоплательщиков Великобритании. Информатор Бюро расследований связался с де Лореаном и предложил ему оплатить и доставить в США… партию кокаина. Сделка должна была принести создателю DMC-12 свыше $ 20 млн, что могло спасти компанию. Де Лореана даже записали на видео – на котором он увлечённо рассказывал собеседнику о чемодане с наркотиками. Адвокаты Джона смогли доказать: их клиент стал жертвой провокации и не собирался совершать преступление.

Что ожидает «Лотус”? Если забыть про скандальный фон, Дани Бахара сложно упрекнуть в отсутствии видения и стратегии. Турок прекрасно понимал: английская марка выживет только в том случае, если превратится в серьёзного производителя,

Дани Бахар стоял за решением „Ред Булл” купить команды Ф-1.

выпускающего автомобили в объёмах, сопоставимых с “Феррари”. Осенью 2010 года Бахар представил план производства сразу пяти новых моделей – разных размеров и стоимости, которые должны были превратить „Лотус” в значимого игрока на рынке быстрых и дорогих машин. Именно эта стратегия поддерживалась автоспортивными проектами – начиная от команды Жерара Лопеса и заканчивая программой в “Индикаре”. Судя по всему, у владельцев „Лотуса” не хватило денег на такую амбициозную экспансию. А когда у самого “Протона” появились новые владельцы – кресло Бахара зашаталось.

Какие перспективы у Бахара? Несмотря на ореол скандальности, надо помнить: турок долгое время являлся главным управляющим империи Дитриха Матешица. По собственному признанию, именно он представил владельцам „Ред Булл” проект покупки сразу двух команд Формулы-1, полностью вёл процесс приобретения и договаривался с будущими ключевыми действующими лицами “конюшен». Кроме того, именно он придумал концепцию «Энергетической станции” в паддоке Гран-при Формулы-1 и еще немало разнообразных автоспортивных фишек. Кипучей деятельности Бахара хватило для того, чтобы на него обратила внимание „Феррари”, куда он был торжественно приглашён в должность маркетингового директора. А затем турка переманил “Лотус”, пообещав ему зарплату в $ 2 млн и право претендовать на 5% стоимости автомобильной компании, в случае если её надумают продавать сторонним инвесторам.

Даже если Бахар покинет „Лотус” окончательно, вряд ли он затеряется в автомобильном мире.

Комментарии