Уроженец Уфы Даниил Квят не появился «из ниоткуда» — вся его карьера строится планомерно, разумно и целеустремлённо. Ещё в юном возрасте он начал выступать в картинге – в соревнованиях серьёзного уровня гонялся с 2005 года, когда ему было всего лишь 11 лет. Своей скоростью юнец сначала привлёк внимание «Лукойла», очень активно работающего в отечественном автоспорте, а в конце 2009 года, в возрасте 15 лет, и вовсе вытянул счастливый билет для молодого гонщика — вошёл в программу поддержки «Ред Булл», а это уже говорит о многом. Чтобы попасть в неё, нужно иметь огромный талант, но его будет недостаточно, чтобы удержаться в программе. Многие быстрые гонщики попадали туда, но затем покидали программу по различным причинам.
В обособленном зачёте новичков Квят тогда стал третьим, а первое место среди дебютантов серии занял партнёр Даниила по молодёжной программе Red Bull испанец Карлос Сайнс-младший.
Первый год под патронажем грозного Хельмута Марко стал для Даниила дебютным в формульных сериях. Основным чемпионатом для россиянина была европейская Формула-БМВ, где он принял участие во всех гонках сезона. Главной задачей, понятное дело, было набраться опыта. Россиянин сошёл лишь в четырёх гонках, закончил сезон на 10-м месте в общем зачёте и удачно завершил чемпионат – он поднялся на подиум в заключительной гонке в Монце. В обособленном зачёте новичков Квят тогда стал третьим, а первое место среди дебютантов серии занял партнёр Даниила по молодёжной программе Red Bull испанец Карлос Сайнс-младший. Чемпионом серии, к слову, стал Робин Фрейнс, в последующем сезоне выигравший Еврокубок Формулы «Рено» 2.0, а нынче лидирующий в Формуле «Рено» 3.5.
Принял в 2010-м Даниил участие и в нескольких гонках тихоокеанской Формулы-БМВ: в восьми гонках он одержал две победы и завоевал пять подиумов. В тот же сезон россиянин опробовал машину Формулы «Рено» 2.0, за рулём которой проехал несколько гонок в Еврокубке и в британской серии.
В 2011-м Квят окончательно перешёл в Формулу «Рено» 2.0 и участвовал сразу в двух сериях – Европейской и Североевропейской (NEC). В обоих чемпионатах россиянин боролся за чемпионский титул, но в первом случае стал третьим, а во втором – вице-чемпионом, уступив всё тому же Сайнсу. Попутно он набрался опыта в новозеландском чемпионате Toyota Racing Series International Trophy, где одержал одну победу и завоевал шесть подиумов.
Многие ожидали, что в 2012-м Даниил сменит серию, тем более что Сайнс перешёл в британскую Формулу-3, но россиянин остался в Формуле «Рено» 2.0. Как рассказал Квят нашему изданию во время визита в редакцию «Чемпионат.com» в конце 2011 года, такое решение было принято совместно с Марко. «У нас была встреча с доктором Хельмутом Марко, мы посоветовались и совместно пришли к решению. Передо мной стоит ясная задача – взять титул в следующем (2012-м) году. Но самая главная задача – убрать все ошибки, которые я допустил в начале сезона, и постараться сильно и стабильно провести весь сезон», — рассказал тогда Квят. "Знаете, ничего страшного в том, что он перешёл в британскую «трёшку», нет. Карлос – это Карлос, я – это я. У нас одна конечная цель, но мы к ней пойдём немного разными путями".
Один очень юный поклонник автоспорта закричал: «Давайте сюда, Квят идёт!» И он действительно идёт — во всех смыслах этого слова.
Даниилу было над чем поработать перед новым сезоном: ему очень недоставало стабильности в 2011-м – причём касалось это и Европейской серии, и Североевропейского кубка. «Разошёлся» он лишь под конец сезона, завершив NEC четырьмя победами подряд, и в основном чемпионате поднялся на подиум в трёх гонках из четырёх заключительных – но для борьбы за титул было уже поздно. До этого уже были ошибки, которых нужно было избежать. И, конечно, квалификация – в двух сериях в сумме он за год завоевал лишь четыре поула.
Нынешний сезон Даниил начал более чем уверенно – на первом же этапе в Арагоне он выиграл обе гонки. Удачно он выступил и в Спа, а вот уик-энд на «Нюрбургринге» получился неудачным – в Германии Квят уступил лидерство в общем зачёте своему главному сопернику Штоффелю Вандорну, который выиграл обе гонки.
Так что уик-энд в Москве обещал стать настоящим испытанием для молодого россиянина – надо было отыгрываться, да ещё делать это на родной земле. А ведь известно, что, хоть выступать у себя дома приятно, необходимость добиться хорошего результата на глазах у соотечественников добавляет давления. Плюс ко всему не стоит забывать, что раньше Даниил в России не гонялся. Разве что в картинге, а в формульных сериях он дебютировал на родной земле.
Лучшего дебюта, чем удался Даниилу, пожелать сложно – выиграв обе гонки, в обоих случаях опередив на старте Вандорна, он вернул себе лидерство в общем зачёте. Временно россиянина можно наградить титулом «непобедим на Moscow Raceway» — по меньшей мере до тех пор, пока он снова не выйдет на старт на подмосковной трассе. "Ну, не знаю… В теории получилось так, но мне удались прекрасные гонки, прекрасный старт, я контролировал Вандорна. Гонки прошли просто замечательно, я счастлив".
Даниил Квят
К слову, после субботней гонки я поинтересовался у Алена Проста, который вручал Квяту трофей, какое впечатление произвёл на него Даниил. Француз рассказал, что знает о нём не так много, но подчеркнул, что отдельные победы ничего не значат — о реальном потенциале пилота говорят постоянство и стабильность. "Я видел всю гонку, от начала до конца. Ему удался очень хороший старт. Затем он всю гонку был под давлением, но он справился с ним, не допустил ошибок, и это хорошо. Но надо смотреть на всю картину в целом. Если ты выиграешь гонку, а в следующей будешь 20-м или допустишь ошибку, то победа будет мало что значить. Если же Даниилу в дальнейшем удастся стабильно быть в числе лидеров, финишировать в топ-5 и побеждать… Нужно набираться уверенности. Победа в гонке – это хорошо, выиграть чемпионат – ещё лучше. Но выигрывать гонки и чемпионаты в разных категориях, пока ты молод, выступать стабильно и добиваться прогресса как на трассе, так и вне её – это самое важное".
Думается, что прошедший уик-энд был одним из наиболее значимых в карьере Квята на данный момент. Он наконец-то увидел реальную поддержку большого числа соотечественников на трассе, а не просто сообщения в соцсетях. И болельщикам своими победами он отплатил сполна. Когда Даниил появлялся у своих боксов, рядом моментально скапливались желающие сфотографироваться и получить автограф – причём он никому не отказывал. В воскресенье, когда гонщик вышел из грузовика команды, один очень юный поклонник автоспорта закричал: «Давайте сюда, Квят идёт!» И он действительно идёт — во всех смыслах этого слова.
Виталий Петров во время пресс-конференции пожелал Квяту успехов и понадеялся, что Даня сможет пробиться в Формулу-1 уже буквально через пару-тройку лет. "Спасибо Виталию за такие слова", — сказал нам потом Даниил. – "Но я не люблю загадывать. Посмотрим, что будет дальше, но в любом случае спасибо ему за эти слова".
Ожидает увидеть Квята в Формуле-1 и гонщик «Торо Россо» Даниэль Риккиардо, который сам прошёл через молодёжную программу «Ред Булл». "Я знаю его достаточно хорошо, мы вообще с ним дружим. Это очень хороший парень, он быстр и очень сосредоточен на гонках. Он думает только об этом, и я считаю, что он вполне может стать следующим российским гонщиком в Формуле-1", — сказал нам Даниэль.
Благодаря успешному выступлению Даниила на Moscow Raceway поклонников у него значительно прибавилось – знакомство с российской публикой получилось великолепным. Но болельщикам россиянина стоит запастись терпением – чтобы попасть в Формулу-1, Квяту предстоит ещё долгий и тяжёлый путь, на котором двухлитровая Формула – только начало. Что будет в следующем году – загадывать пока рано. "Мы немного обсуждали, что, вполне возможно, будет переход в 3,5 литра. Но это пока лишь теоретическая возможность. Мы сядем после сезона и всё обсудим с руководством и решим, куда идти", — рассказал Даниил. С уверенностью можно сказать лишь одно: мы наверняка не увидим его в GP2 – «Ред Булл» обходит эту дорогостоящую серию стороной.