1991 – Жан Алези («Тиррелл» – «Феррари», 26 лет, полтора сезона в Ф-1).
Француз с итальянскими корнями дебютировал в Формуле-1 в середине 89-го, заполучив место в «Тиррелле» – и сразу же привлёк всеобщее внимание, дважды в своём дебютном сезоне финишировав четвёртым. После блестящего выступления в Финиксе на старте сезона-1990, где Алези на равных боролся за победу с Айртоном Сенной, о нём заговорили как о восходящей звезде. Молодым и быстрым пилотом заинтересовались топ-команды – в своих рядах его желал видеть набирающий обороты «Уильямс», но Жан подписал контракт с «Феррари», за которую мечтал выступать с детства.
Алези достойно защищал цвета «Скудерии» на протяжении пяти сезонов, но так и не получил возможности проявить себя в полной мере. Переход в «Феррари» попросту загубил карьеру Жана.
Пилоту быстро удалось завоевать любовь болельщиков итальянской конюшни, которые сравнивали его с Жилем Вильнёвом. Увы, в первой половине 90-х болид команды из Маранелло не отличался ни скоростью, ни надёжностью, а потому Алези приходилось сражаться не столько с соперниками, сколько с собственной капризной машиной. О борьбе за титулы не шло и речи – француз через раз добирался до финиша, лишь по большим праздникам поднимаясь на подиум, а единственную победу Жан одержал только в 95-м, незадолго до своего расставания с «Феррари».
Алези достойно защищал цвета «Скудерии» на протяжении пяти сезонов, но так и не получил возможности проявить себя в полной мере. Переход в «Феррари» попросту загубил карьеру Жана – француз, дебют которого в Ф-1 был столь многообещающим, мог бы добиться значительных успехов с «Уильямсом», предложение которого он отклонил ради возможности гоняться за легендарную итальянскую команду.
1991 – Михаэль Шумахер («Джордан» – «Бенеттон», 22 года, один ГП в Ф-1).
Семикратный чемпион мира оказался в Формуле-1 в конце 1991-го благодаря удачному стечению обстоятельств и грамотному менеджеру – Вилли Вебер смог пристроить своего подопечного в скромный «Джордан», где незадолго до Гран-при Бельгии освободилось местечко. Михаэль сполна воспользовался предоставленным ему шансом: он квалифицировался в Спа седьмым, обратив на себя внимание «Бенеттона», который тут же предложил дебютанту контракт. Как ни пытался Эдди Джордан удержать талантливого немца в своей команде, тот всё же перебрался под крыло Флавио Бриаторе.
Шумахер за короткий срок смог стать не только лидером британо-итальянской конюшни, но и одним из лучшим пилотов чемпионата, раз за разом поднимаясь на подиум. Уже в конце сезона-1992 молодой немец одержал свою первую победу в Ф-1, а в 94-м завоевал свой первый чемпионский титул. Спустя год Михаэль во второй раз добился с «Бенеттоном» успеха – после чего отправился в Маранелло спасать «Феррари».
По итогам сезона-95 Култхард стал третьим, однако из-за собственных ошибок шотландец растерял немало ценных очков – и по окончании сезона «Уильямс» решил расстаться с достаточно быстрым, но не слишком стабильным молодым гонщиком.
За четыре с половиной сезона в «Бенеттоне» Шумахер прошёл путь от подающего большие надежды новичка до звезды первой величины, сумев поднять команду на вершину. Среди лидеров она, впрочем, долго не продержалась – после ухода Михаэля «Бенеттон» медленно, но верно пошёл ко дну.
1993 – Мика Хаккинен («Лотус» – «Макларен», 24 года, два сезона в Ф-1).
Финн дебютировал в Формуле-1 в сезоне-1991, подписав контракт с «Лотусом», от былого величия которого к тому времени не осталось и следа. Не имея в своём распоряжении быстрой машины, Мика, тем не менее, сумел показать себя с лучшей стороны, и заинтересованность в молодом пилоте проявили «Уильямс» и «Макларен». Команде из Уокинга требовался быстрый гонщик, способный заменить Айртона Сенну, – и Хаккинен принял вызов.
Путь финна к успеху был долгим. Именитый бразилец в итоге остался в «Макларене», и Мике пришлось ждать своего часа практически целый год – за руль он вернулся лишь в конце 93-го, когда обратно в Америку отправился Майкл Андретти. Хаккинен быстро освоился в новой команде: он исправно набирал очки, часто поднимался на подиум, но никак не мог одержать первую победу. Серьёзнейшая авария в Австралии в 95-м едва не поставила крест на его карьере, однако он смог полностью восстановиться – а спустя два года наконец-то финишировал первым.
С победы в Хересе в 97-м началось восхождение Хаккинена на вершину – за рулём действительно быстрой и надёжной машины он выиграл два чемпионата подряд, после чего едва не взял и третий титул кряду, лишь на финише сезона-2000 уступив Михаэлю Шумахеру. Союз финна с «Маклареном» просуществовал ещё год: столкнувшись с проблемами, Мика потерял мотивацию и в конце 2001-го принял решение покинуть Формулу-1.
1994 – Дэвид Култхард (Ф-3000 – «Уильямс», 23 года, без опыта в Ф-1).
Дебют молодого шотландца в Формуле-1 оказался крайне непростым – именно ему довелось заменить в «Уильямсе» разбившегося в начале сезона-1994 Сенну. Времени на то, чтобы как следует познакомиться с чемпионской машиной, у Дэвида, который до того момента садился за руль болида Ф-1 лишь на тестах, не было. В грязь лицом Култхард не ударил, но угнаться за собственным напарником Дэймоном Хиллом всё же не мог – и в конце сезона уступил место в кокпите «Уильямса» опытнейшему Найджелу Мэнселлу.
Йос оказался не готов к дебюту, допустив несколько характерных для новичка ошибок. Дебют без должной подготовки, да ещё и в топ-команде, первый пилот которой боролся за титул, уничтожил карьеру голландца.
В 95-м Дэвид вернулся за руль, получив второй шанс – и своими выступлениями, казалось, смог доказать, что выбор «Уильямса» был верным. По итогам года Култхард стал третьим, одержав одну победу и целых восемь раз поднявшись на подиум, однако из-за собственных, порой глупых, ошибок шотландец растерял немало ценных очков. В итоге по окончании сезона «Уильямс» решил расстаться с достаточно быстрым, но не слишком стабильным молодым гонщиком.
Дело в том, что в конце 95-го команде необходимо было сделать выбор между Хиллом и Култхардом – одно место в «Уильямсе» на сезон-1996 уже было занято Жаком Вильнёвым. Британская конюшня, несмотря на прогресс шотландца, приняла решение в пользу опытного Дэймона, ну а Дэвид в результате отправился в «Макларен», где добился определённых успехов, но так и не смог добраться до титула.
1994 – Йос Ферстаппен (немецкая Ф-3 – «Бенеттон», 22 года, без опыта в Ф-1).
На Ферстаппена возлагались большие надежды – молодым голландским гонщиком, блиставшим в молодёжных сериях, в конце 93-го заинтересовались команды Ф-1. На тестах Йос сел за руль «Макларена», но в итоге выбрал «Бенеттон», подписав с итальянской командой перед началом сезона-1994 контракт тест-пилота. Возможность проявить себя представился Ферстаппену сразу же: голландцу пришлось подменить травмированного Джея-Джея Лехто. Йос оказался не готов к дебюту, допустив несколько характерных для новичка ошибок, и, когда финн восстановился, вернулся в запас.
Второй шанс голландец получил уже в середине сезона – «Бенеттон» отказался от услуг Лехто, и Ферстаппен вернулся за руль потенциально чемпионского болида. Однако помощи со стороны команды голландцу ждать не приходилось – всё внимание внутри «Бенеттона» было уделено Шумахеру. Угнаться за немцем Йос, разумеется, не смог, да к тому же продолжал ошибаться и разбивать машины. Два попадания на подиум гонщику не помогли – по окончании сезона он вновь сел на «скамейку запасных».
В дальнейшем Ферстаппен выступал за команды, которые лишь по большим праздникам боролись за попадание в очковую зону, и, увы, так и не смог реализовать свой потенциал. Дебют без должной подготовки, да ещё и в топ-команде, первый пилот которой боролся за титул, уничтожил карьеру голландца.
1996 – Жак Вильнёв (CART – «Уильямс», 24 года, без опыта в Ф-1).
Сын Жиля Вильнёва, отлично зарекомендовавший себя за океаном, не прочь был попробовать свои силы там, где блистал его отец – в Формуле-1. Канадцем всерьёз заинтересовался «Уильямс», пилоты которого никак не могли совладать с Михаэлем Шумахером – и после тестов, где Жак показал себя с лучшей стороны, стороны подписали контракт.
В своём дебютном сезоне Вильнёв не только не потерялся на фоне Хилла, но и на равных боролся с напарником за чемпионский титул, уступив тому лишь в самой концовке чемпионата. В 97-м Жак сражался за корону уже со вновь набравшим ход Шумахером – борьба между ними была на редкость упорной и закончилась столкновением в последней гонке сезона. Победу одержал канадец, со второй попытки выиграв чемпионат. Выбор британской конюшни оказался на редкость удачным – Жак практически не совершал ошибок и за рулём быстрой машины был в состоянии добиться нужного результата.
Став чемпионом мира, Вильнёв вряд ли собирался останавливаться на достигнутом – но «Уильямс», оставшись без поддержки «Рено», резко сбавил обороты, и канадец уже не в состоянии был бороться за победы. После не самого удачного сезона-1998 Жак в поисках лучшей жизни отправился в только что созданный на базе «Тиррелла» «БАР» – где утвердился в статусе крепкого середняка.
Продолжение следует.