Показать ещё Все новости
Феттель: покушение на интригу
Дмитрий Захарченко
Себастьян Феттель
Комментарии
Пока никто не может сказать, в чём заключается убийственное преимущество Феттеля, поразмышляем над недостатками его преследователей.

Лидер — «Ред Булл»

В пятницу Себастьян Феттель попросту разгромил всю Формулу-1 — утром немец опередил ближайшего преследователя почти на полторы секунды, а после обеда был быстрее всех на семь десятых. При этом было бы неправильно утверждать, что в обеденный перерыв соперники вдвое сократили отставание — во второй сессии на машине Феттеля возникли проблемы с охлаждением двигателя, из-за чего Себастьян проехал вдвое меньше кругов, чем Уэббер и Алонсо.

Формула-1. Гран-при США. Первая тренировка:

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) — 1:38.125
2. Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes) +1.418
3. Фернандо Алонсо (Scuderia Ferrari) +2.212
4. Дженсон Баттон (McLaren Mercedes) +2.403
5. Марк Уэббер (Red Bull Racing) +2.525
6. Фелипе Масса (Scuderia Ferrari) +2.841
7. Нико Хюлькенберг (Force India) +2.898
8. Камуи Кобаяси (Sauber) +2.911
9. Нико Росберг (Mercedes) +3.034
10. Серхио Перес (Sauber) +3.348
11. Пол ди Реста (Force India) +3.658
12. Даниэль Риккиардо (Scuderia Toro Rosso) +3.700
13. Жан-Эрик Вернь (Scuderia Toro Rosso) +3.708
14. Кими Райкконен (Lotus) +3.755
15. Ромен Грожан (Lotus) +3.873
16. Пастор Мальдонадо (Williams) +4.414
17. Михаэль Шумахер (Mercedes) +4.463
18. Шарль Пик (Marussia) +5.163
19. Хейкки Ковалайнен (Caterham) +5.318
20. Виталий Петров (Caterham) +5.397
21. Тимо Глок (Marussia) +6.339
22. Бруно Сенна (Williams) +6.423
23. Педро де ла Роса (HRT) +8.792
24. Ма Цин-Хуа (HRT) +10.434

«Утром трасса была совсем скользкой, мы ехали будто по льду. Было непросто, но нам удалось найти ритм. После обеда возникли небольшие проблемы, помешавшие нам выполнить всю программу, тем не менее нам удались две хорошие попытки. Трасса будет постоянно улучшаться, в связи с чем возможны различные перестановки, так что нам надо продолжать работать, чтобы убедиться, что мы останемся впереди», — заявил Феттель.

В пресс-релизе Феттель не упомянул, что проблемы были связаны с системой охлаждения, ограничившись общими фразами и размытыми формулировками. На этом фоне слова Уэббера резко контрастируют — австралиец сравнительно подробно рассказал об отличиях подготовки к гонке на незнакомой трассе: «Нужно верно расставить приоритеты и понять, в каких областях мы можем пойти на компромиссы, что бы улучшить темп». С формально-корпоративного наречия на общечеловеческий язык это переводится примерно так: «Я понятия не имею, почему Феттель так быстр».

Казалось бы, предыдушие сезоны отучили автоспортивную общественность удивляться недосягаемости Феттеля, но в прошедших тренировках немец вывел слово «доминирование» на новый уровень. Интересно, что по окончании тренировок Себастьян был спокоен и уверен в себе, будто проблемы с охлаждением были незначительным пустяком. Кстати, отметим, что дотянуться до утреннего времени Феттеля никому не удалось и после обеда.

Прогресс — «Мерседес»

Во второй сессии тренировок и Росберг, и Шумахер показали результаты, позволившие им закрепиться в первой десятке — Нико показал седьмой результат, а Михаэль остался 10-м. Едва ли такие показатели устраивают столь титулованных персон, как Росс Браун или Михаэль Шумахер, однако уже месяц немцам не удавалось вывести обе машины в топ-10 второй тренировки.

«Ощущения от машины лучше, чем были на прошлом этапе», — заявил Нико Росберг. Сама по себе эта фраза зачастую ничего не значит, но в контексте того, что на автомобиль Росберга вернули выхлопную систему старой конфигурации, использовавшейся до гонки в Сингапуре, такую реакцию можно интерпретировать как признание того, что в процессе доводки автомобиля по ходу сезона не просто были допущены ошибки, а разразилась настоящая катастрофа.

Росс Браун на прямой вопрос журналистов о том, помог ли команде «бэкап» выхлопной системы, предпочёл и вовсе не отвечать, тогда как Михаэль Шумахер, проводивший тренировки с использованием последней версии выхлопа, философски заявил, что просто попытается выложиться на полную «завтра и в воскресной гонке».

Регресс — «Лотус»

Если не вспоминать свободные заезды Гран-при Бельгии, смытые ливнем, команда «Лотус» впервые с середины апреля не смогла делегировать в первую десятку ни одного из своих пилотов ни в утренней сессии, ни в послеобеденной. При этом в обеих тренировках в Остине Райкконен и Грожан показали времена с разницей в 0,11-0,12 секунды, что свидетельствует не в пользу автомобиля.

«Как и на любой другой новой трассе, в первых сессиях сцепления не было, из-за чего ощущения от пилотажа были так себе», — заявил Райкконен. «Главной темой сейчас является нехватка сцепления», — вторит напарнику Грожан. По словам представителей команды, инженеры уже знают, какие изменения внести в регулировки, чтобы выправить положение коллектива из Энстоуна.

Однако проблема может быть куда более глубинной, нежели неточные регулировки. По ходу всего сезона «Лотусу» E20 было труднее цепляться за асфальт, когда механического сцепления по тем или иным причинам не хватало. Именно этот недостаток шасси и убедил инженеров переключить усилия на широкомасштабную реконструкцию выхлопной системы — тогда команде уже фактически не с кем было бороться ни в зачёте пилотов, ни в Кубке Конструкторов, а общественность уже и не вспоминала, что ожидала побед от чёрно-золотистых автомобилей.

Едва ли к субботней тренировке асфальт вдруг станет цепким и отзывчивым, а потому попытка изменить настройки скорее связана с желанием рискнуть балансом автомобиля на длинной дистанции в угоду скорости на одном быстром круге — сейчас именно квалификация является приоритетом для инженеров, поскольку «Уильямс» и «Заубер» выглядят сильнее. А оказаться уже на старте запертыми за середняками, учитывая особую страсть Грожана и Переса ко всякого рода авариям и коллизиям, грозит обернуться сущим кошмаром.

Загадка уик-энда — «Макларен»

В протоколах утренней сессии Льюис Хэмилтон проиграл Феттелю без малого полторы секунды, тогда как во второй части тренировок подтянулся к немцу на полсекунды. Рядом с напарником — в секунде от Себастьяна — расположился и Баттон. По крайней мере, если верить протоколам и самой команде.

Хэмилтон после заездов сказал, что «Макларену» не удалось добиться эффективного прогрева шин, а также упомянул о том, что не сработало «кое-какое» решение инженеров. Баттон витиевато намекал на то, что он пока не знает, насколько хорош баланс автомобиля в связи с недостатком сцепления.

Однако где-то в середине второй тренировки представители Уокинга регулярно ставили рекорды секторов — первого и второго, но раз за разом заканчивали круг без улучшений. Хэмилтон упомянул, что на трассе в Остине крайне сложно «собрать» нормальный круг, но какова вероятность того, что пара абсолютно разных гонщиков, объединяют которых лишь работодатель (да и тот — не надолго) и статус чемпиона мира, в один и тот же период времени на каждом круге подряд начали там и сям допускать примерно одинаковые помарки?

Формула-1. Гран-при США. Вторая сессия свободных заездов:

1. Себастьян Феттель («Ред Булл») – 1:37.718.
2. Марк Уэббер («Ред Булл») – 1:38.475.
3. Фернандо Алонсо («Феррари») – 1:38.483.
4. Льюис Хэмилтон («Макларен») – 1:38.748.
5. Дженсон Баттон («Макларен») – 1:38.786.
6. Фелипе Масса («Феррари») – 1:39.029.
7. Нико Росберг («Мерседес») – 1:39.448.
8. Бруно Сенна («Уильямс») – 1:39.531.
9. Камуи Кобаяси («Заубер») – 1:39.653.
10. Михаэль Шумахер («Мерседес») – 1:40.115.
11. Кими Райкконен («Лотус») – 1:40.166.
12. Пастор Мальдонадо («Уильямс») – 1:40.230.
13. Ромен Грожан («Лотус») – 1:40.286.
14. Серхио Перес («Заубер») – 1:40.326.
15. Даниэль Риккиардо («Торо Россо») – 1:40.435.
16. Жан-Эрик Вернь («Торо Россо») – 1:40.516.
17. Нико Хюлькенберг («Форс Индия») – 1:40.700.
18. Пол ди Реста («Форс Индия») – 1:41.430.
19. Хейкки Ковалайнен («Кэтерхэм») – 1:42.476.
20. Тимо Глок («Маруся») – 1:42.652.
21. Виталий Петров («Кэтерхэм») – 1:42.846.
22. Шарль Пик («Маруся») – 1:43.538.
23. Педро де ла Роса («ХРТ») – 1:44.453.
24. Нараин Картикеян («ХРТ») – 1:45.114.

Если не принимать в расчёт феноменальную скорость Феттеля, которого, судя по всему, догнать можно будет только по воздуху, «Макларен» выглядит очень грозно.

Лоб в лоб — «Феррари» против «Макларена»

Борьба за чемпионский титул между «Ред Булл» и «Феррари» вступает в решающую фазу, однако неподалёку от синих и красных машин регулярно оказываются серебристые. В обеих тренировках Фернандо Алонсо показал третий результат, тогда как Масса оба раза был шестым. Такие показатели стали ещё одним свидетельством в пользу того, что «Скудерия» не только не догнала «Макларен», но и не догоняет.

Впрочем, в общем зачёте «Макларен» «красным» уже не соперник, тем не менее скорость Хэмилтона и Баттона по-прежнему остаётся прямой угрозой чемпионским амбициям Алонсо — если в Остине Феттель одержит победу, а испанец финиширует третьим, пропустив вперёд, например, только один из двух заявленных на гонку «Макларенов», в Бразилию Фернандо поедет с 20-очковым отставанием от соперника.

«Буду ли я доволен третьим местом в квалификации? Конечно, но сейчас-то еще и третья практика не прошла, а уже бывали случаи, когда пятницу мы заканчивали на третьем месте, но к субботе другие добивались прогресса и опережали нас», — заявил Алонсо.

В последние недели Фернандо всё чаще и чаще упоминает о том, что в его распоряжении техника слабее, чем у его соперника по борьбе за наивысшие награды международного автоспорта. Но говорит Алонсо вовсе не о Феттеле и даже не о «Ред Булл» — испанец вполне резонно считает, что раз уж в Маранелло надеются, что он сможет побороться с Феттелем и даже имеет реальные шансы на успех, то неплохо было бы получить машину, сопоставимую по скорости хотя бы с «Маклареном».

Наши

В утренней тренировке быстрейшим представителем команд-аутсайдеров стал дебютант Шарль Пик на «Марусе», опередивший Хейкки Ковалайнена на полторы десятых секунды, однако после обеда финн реабилитировался, вернувшись вперёд относительно красно-чёрных автомобилей. «Мы работали по обычной пятничной программе, я доволен объемом собранных данных и тем, как мы закончили день, но на самом первом круге на этой трассе было ощущение, что сцепления меньше чем где бы то ни было», — заявил финн.

Виталий Петров в обеих сессиях проиграл напарнику, но если утром россиянин уступил Хейкки менее восьми сотых секунды, то после обеда разрыв вырос до 0,37 секунды. «В первой практике нам пришлось подкорректировать днище, но скоро стало ясно, что на балансе машины это не сказалось. Теперь мы сосредоточимся на том, чтобы найти способ эффективнее прогревать шины и улучшить сцепление задней оси», — рассказал россиянин.

«Марусе» тоже есть над чем поработать, но и повод для оптимизма у российской команды также имеется. После хорошего утреннего результата Пика, во второй сессии Глоку удалось опередить Петрова, а отставание от Ковалайнена не превысило 0,18 секунды. Однако сам Глок отметил, что хотя инженерам и удавалось постепенно улучшать баланс машины, поддерживать необходимую температуру шин на длинных отрезках кругов получалось не всегда.

Комментарии