Дожить до четвёртого сезона в Формуле-1 гордой испанской команде, пережившей за время своего существования два переименования — из «Кампоса» в «Хиспанию», а затем в «ХРТ» — не удалось. Не сумев найти новых инвесторов, команда не оплатила вступительный взнос на 2013 год и автоматически была вычеркнута из числа участников будущего сезона. Примечательно, что на официальном сайте «ХРТ» никаких свежих новостей после Гран-при Бразилии не появилось, а ФИА молча опубликовала заявочный лист, даже не посвятив выключению одной из команд хотя бы коротенькой новости.
Наверное, так и должно было закончиться существование проекта, который оказался по сути мертворождённым. Для достойного вступления в Формулу-1 необходимы такие мощные инвесторы, как «Вёрджин» или Тони Фернандес, в то время как бизнес-план Адриана Кампоса в 2009-м был скорее похож на прожект USF1.
Что покупать у «ХРТ»? Голую лицензию на пепелище с необходимостью упрашивать соперников и Экклстоуна одобрить переименование команды?
Честно говоря, до конца не понятно, на что рассчитывал бывший владелец команды GP2 в момент, когда в Испании уже вовсю грянул кризис. В тот момент спонсоры скорее бежали из Формулы-1, это касалось даже крупных команд. Что уж говорить о новой конюшне, которая не располагала средствами, адекватными даже предложению Макса Мосли ввести в Формуле-1 низкий потолок бюджетов?
Кампос почему-то ждал серьёзного интереса со стороны партнёров из Испании, но в итоге еле-еле продал команду компаньону Хосе-Рамону Карабанте, которому просто было жаль уже потраченных денег. Просто удивительно, что «Хиспания» вообще смогла выйти на старт, достроив болиды уже в боксах на первом этапе! Затем сам господин Карабанте передал дорогую игрушку концерну Thesan Capital, но и тот лелеял надежду не самому тянуть финансовую лямку, а разыскать следующего владельца. Не вышло.
В теории «ХРТ» мог заинтересоваться какой-нибудь автогигант или автоспортивная компания с историей, но этого не произошло. Причины вполне прозаичны. Для компаний типа «Продрайва» нынешняя Ф-1 слишком дорога. Что же касается автогигантов, то их может заинтересовать команда с уже существующей инфраструктурой, а не какой-то странный проект с пафосной штаб-квартирой в Мадриде, производством болидов в Германии и постоянной кадровой текучкой.
Сравните с теми же «Кэтерхэмом» и «Марусей». Обе команды переехали на новые базы, самостоятельно создают болиды, устаканили технические штабы, имеют ряд спонсоров и чёткую программу развития. А что покупать у «ХРТ»? Голую лицензию на пепелище с необходимостью упрашивать соперников и Экклстоуна одобрить переименование команды? Вот и не удивительно, что некие инвесторы из Китая так и не решились приобретать сомнительный актив. Се ля ви.
Итак, что теперь изменится? Во-первых, в пелотоне станет на два гонщика меньше, а значит, без работы останутся ещё два пилота. Правда, кто-то может сказать: в «ХРТ» шли те, кто не слишком-то достоин Формулы-1. Да, возможно, но, например, Сенна и Риккиардо хотя бы получили опыт, который им пригодился в дальнейшем, Картикеян повеселил Феттеля и Марко, а де ла Роса сумел продлить собственную карьеру.
Сенна собирался в письме знакомому пожаловаться на действия главы «Хиспании» Колина Коллеса, но по ошибке отправил послание самому Коллесу, за что был отстранён на один этап.
Теперь будет меньше круговых, пропадёт и так дышавшая на ладан интрига с попаданием в 107 %. Кроме того, будет чуть модернизирован формат квалификации: отныне в первом сегменте будет вылетать только шесть гонщиков, ещё столько же пилотов завершит выступление в Q2. Так что теперь в первой части квалификации мы будем получать сразу двух середняков-неудачников (если исходить из того, что «Кэтерхэм» и «Маруся» останутся на более низком уровне относительно даже пилотов «Торо Россо»). Так что Q1 должна стать более захватывающей.
Трафик чуть уменьшится, «Пирелли» придётся возить меньше шин, а перспективные рента-драйверы — например, из Китая — уже не смогут участвовать в первых свободных тренировках и выступать на тестах за рулём прошлогодних болидов. Прекратится поток слухов о финансовых проблемах и срывах договорённостей с потенциальными техническими партнёрами. С одной лишь «Марусей» останется «Косуорт» перед вероятным уходом из Формулы-1 после сезона-2013. Вот такие маленькие корректировки.
Напоследок перечислим самые забавные моменты в истории «ХРТ».
— Постоянный срыв предсезонных тестов. Ни разу за три сезона команда не смогла обкатать болид по ходу испытаний перед началом чемпионата. Показательно, не правда ли?
— Замена Бруно Сенны перед Гран-при Великобритании-2010. Бразилец собирался в письме знакомому пожаловаться на действия главы «Хиспании» Колина Коллеса, но по ошибке отправил послание самому Коллесу, за что был отстранён на один этап.
— Разрывы с «Далларой» и «Тойотой». Технические партнёры испанской команды вряд ли будут с умилением вспоминать сотрудничество с коллективом. «Далларе» за создание болида-2010 испанцы заплатили с большим опозданием, ну а «Тойоту» несколько раз обманули, из-за чего так и не получили весьма перспективную машину 2010 года для доработки перед сезоном-2011.
Знаете, немного грустновато. «ХРТ» мало что давала Формуле-1, но и не мешала. Иногда могла порадовать неплохим прорывом, иногда — невольно обострить интригу в гонке.
— Нараин Картикеян против «Ред Булл». По ходу 2012 года индиец дважды помешал Себастьяну Феттелю. Сначала пропорол Себу колесо в Малайзии, когда немец слишком оптимистично начал возвращаться на оптимальную траекторию после обгона «ХРТ» на круг. Ну а в США Нараин не сумел быстро пропустить гонщика «Ред Булл» в извилистом начале круга, что позволило Льюису Хэмилтону догнать и обогнать Феттеля.
На этом всё. Для «ХРТ» — в буквальном смысле. Знаете, немного грустновато. «ХРТ» мало что давала Формуле-1, но и не мешала. Иногда могла порадовать неплохим прорывом, иногда — невольно обострить интригу в гонке. К тому же закрытие команды — это потеря работы для нескольких десятков инженеров и механиков, честно выполнявших собственную работу. Да и среди читателей «Чемпионат.com» новости с комментариями Нараина Картикеяна традиционно вызывали больший ажиотаж, чем даже мысли пилотов «Форс Индия» и «Торо Россо». Так что без высказываний «самого быстрого индуса в мире» лента новостей немного потускнеет. Жизнь жестока. Ф-1 — тем более.