В понедельник, 3 декабря, гостём редакции «Чемпионат.com» стал российский гонщик Даниил Квят, входящий в программу поддержки «Ред Булл». В обширном интервью нашему изданию уроженец Уфы обсудил множество вопросов – и в первую очередь, конечно, подвёл итоги сезона-2012, в ходе которого он стал вице-чемпионом Еврокубка Формулы «Рено» 2.0 и чемпионом альпийской серии, одержав по семь побед в каждой из серий. Россиянин также раскрыл свои планы на будущий год, который станет для него уже четвёртым в программе «Ред Булл».
— Даниил, позади насыщенный гонками сезон. Как подведёте его итоги, насколько довольны тем, как всё прошло?
— Да, сезон действительно получился довольно длинным и очень богатым на события. Итоговыми результатами я достаточно доволен, всё сложилось неплохо. Естественно, главной целью было чемпионство в Еврокубке, но так сложились обстоятельства, что удалось занять только второе место. Зато удалось выиграть альпийскую серию, чем я очень доволен, там тоже был очень насыщенный чемпионат: мы довольно сильно отставали, затем наверстали упущенное и выиграли. Всё прошло очень неплохо, удалось выиграть 14 гонок в течение сезона. Так что я прошедшим сезоном очень доволен.
— На заключительном этапе у вас была борьба и за Еврокубок, и за чемпионство в альпийской серии. Можете подробнее вспомнить, как всё было? Насколько часто прокручиваете в голове события этого богатого на события этапа?
— Действительно, я до сих пор вспоминаю то, что произошло в Барселоне. В тот уик-энд было очень много разных эмоций – радость, надежда, разочарование… да, бороться за два чемпионата в один уик-энд не так уж и просто. У меня было четыре гонки, четыре квалификации. Всё прошло довольно неплохо, но не идеально. К сожалению, мы упустили Еврокубок, но боролись до конца, это самое главное, шла плотная борьба с Вандорном.
— Общее мнение — и вы сами говорите об этом, — что основной целью был Еврокубок. В такой ситуации то, что надо было отвлекаться на ALPS, – это ощущалось как шанс выиграть два трофея в этом году или помеха, мешающая сосредоточиться на главной цели?
— Я бы сказал, что было всего понемногу. В принципе, трасса в Барселоне уже многим гонщикам очень хорошо знакома, поэтому что-либо изучить по ходу уик-энда маловероятно. Если бы уик-энд происходил на трассе Moscow Raceway, например, это был бы только плюс, дополнительный накат. Но всё происходило в Барселоне, и от дополнительного времени на трассе мы не получили никакого преимущества в сравнении с Вандорном. Да, это был дополнительный накат, ещё один чемпионат, который надо было выиграть. Я бы сказал, что это была двойная работа.
— Решающая гонка Еврокубка: самой главной темой обсуждения был выбор шин. Если не путаю, всего три человека выбрали дождевые шины. Чем всё-таки руководствовались при выборе? Это был повышенный риск или полагали, что остальные недооценивают угрозу дождя?
— Во-первых, в квалификации всё прошло отлично. Я завоевал поул, а Вандорн впервые за весь сезон провёл провальную квалификацию. Мы увидели реальный шанс, и, думаю, надо было действовать немного более хладнокровно. В данном случае – команде, потому что у меня ещё перед выездом с пит-лейн сломалось радио, а когда радио не работает, трудно что-то обсуждать с инженерами, потому что кроме этой связи ничего нет. Когда я уже приехал на стартовую решётку, у нас было минимум времени — и мне сообщили, что они хотят поменять резину. Мы были на сликах, но затем сказали: мы ставим дождевую. Когда я приехал на решётку, я уже не мог поговорить с инженером, решение было принято.
Мы поставили дождевую, думая, что большинство выберет эту резину. Всё оказалось не совсем так. Когда мы уже надели эти шины, я спросил, на какой резине Вандорн и все остальные. Мне сказали, что Вандорн на сликах и только трое пилотов из 40 на дождевых. Тогда я подумал, что, наверное, придётся очень нелегко. Я видел тучу, было видно, что из неё шёл дождь, она шла прямо на нас. Это был шанс, я очень надеялся на неё. Гонка началась, у меня был хороший старт, я более чем на полминуты уехал от всех, даже от тех, кто был на дождевой резине. Если оглядываться назад, у нас было время на пит-стоп, но это уже из разряда фантазий. Затем мне дали штраф, проезд по пит-лейн, за то, что мы слишком поздно поменяли резину. После штрафа я всё равно выехал на трассу третьим, отыграл позиции, вновь лидировал, но затем увидел, что Роуленд, который был на сликах, стремительно меня догоняет, и я понял, что, возможно, всё кончено. Так оно и было.
— Понятно, что, когда на трассе 40 машин, выезд автомобиля безопасности – очень вероятное событие. Но если бы не штраф и не выезд машины безопасности, хватило бы отрыва, чтобы на нужном месте финишировать?
— Мы полагаем, что да. Так как Вандорн сошёл, мне хватало третьего места. Насколько мы подсчитали, это было вполне возможно.
— Если бы не штраф, теоретически можно было пит-стоп сделать. Насколько это было реально, сколько времени заняло бы?
— Это не Формула-1, у нас другое количество механиков. Тем более была машина безопасности. Если бы всё идеально сложилось… да, естественно, когда всё происходит на трассе, очень мало времени, чтобы всё обдумать. Теоретически это было возможно, но оглядываясь назад легко говорить, нам это уже не поможет. Дело сделано, результат таким и останется.
— Гонка закончилась, а уик-энд продолжался. Насколько легко было оставить позади то, что вы стали вторыми в Еврокубке, и выйти на старт решающей гонки ALPS?
— Это было очень тяжело, у меня было много негативных эмоций после гонки в Еврокубке. Было очень трудно собраться с силами. Меня все в команде поддерживали, говорили, что мы сделали всё, что могли, но раз этому не суждено было случиться, значит получится в следующий раз. Мы не собирались сдаваться, у нас была гонка в альпийской серии, которую надо было выигрывать во что бы то ни стало. У нас была борьба с Нато, и условия на трассе тоже были очень сложными. На какой-то её части прошёл дождь, где-то не прошёл, она была полусырая. Естественно, на сей раз мы выбрали слики (улыбается). Всё закончилось столкновением с Нато. Он попробовал на очень влажной части трассы обогнать меня по внешнему радиусу. Я тормозил на мокрой части, а он входил в поворот по обычной траектории. Просто не оставалось места, у меня заблокировались передние колёса. Но для меня всё закончилось чемпионством.
— Он не высказывал потом претензий, как, например, Бьянки и его команда говорили, что Фрейнс специально выбил его? Или не было ничего подобного?
— Естественно, после гонки были дискуссии, были встречи с комиссарами. Но раз мне не дали никакой пенализации, в отличие от случая с Робином, думаю, всё очевидно.
— Как Марко отреагировал на события Барселоны?
— Естественно, у нас был телефонный разговор, но что здесь можно было сказать… Нет, он не был разозлён на меня. Сказал, что обидно, жаль, но ничего не поделаешь.
— По итогам сезона в Мировой серии наверняка проходит какой-то гала-ужин, он уже состоялся?
— Да, он был на следующий вечер после уик-энда в Барселоне.
— Как там всё прошло? Это неформальное общение пилотов?
— Всё, что происходит там, остаётся там! (Смеётся.)
— Об этом не стоит рассказывать?
— Нет! Ну, на самом деле, всё прошло довольно обычно. Мы сняли напряжение после очень трудного года, все немного пообщались. Даже с некоторыми пилотами, с которыми у меня были напряжённые отношения, мы отлично пообщались. Вечер сделан для того, чтобы наградить всех пилотов, чтобы все смогли пообщаться. Была хорошая обстановка, но затем все просто разъехались по домам.
Даниил Квят — победитель гонки Формулы «Рено» 2.0 в Арагоне
— Если продолжать разговор о прошедшем сезоне, можно ли сказать, что одним из самых памятных моментов было выступление на Moscow Raceway? Или вы были настолько сосредоточены на чемпионате, что было не слишком принципиально, домашняя гонка или нет?
— Думаю, что этот уик-энд надолго отложится в моей памяти. Первые для России гонки такого масштаба, было очень приятно увидеть много публики. Хотел бы ещё раз поблагодарить тех, кто пришёл. Обе победы достались мне, что очень-очень порадовало. Естественно, за эти две победы мне досталось столько очков, сколько в любой другой гонке, но чувства были невероятными. Могу сказать, что я был очень тронут и счастлив слышать российский гимн на подиуме.
— По ходу уик-энда и у Петрова были демонстрационные заезды, было много других российских гонщиков. Как вам кажется, насколько часто именно вас узнавали болельщики, насколько ощущалась популярность?
— Думаю, с этой точки зрения этап стал для меня очень важным, потому что многие смогли увидеть меня и других ребят воочию, подойти, поздороваться, сфотографироваться. Было очень приятно, что люди подходили. После второй гонки, помню, было очень много народу, я был даже немного поражён таким интересом со стороны публики ко мне. Было очень приятно.
— На родине кто-то уже узнаёт, подходит? Или пока такого нет и никто на улицах не отвлекает?
— Меня многие знают в узких кругах автоспорта, но, думаю, пока ещё не дошло до того, чтобы меня узнавали в магазинах или ещё где-то. Надеюсь, скоро оно так и будет! Я не боюсь популярности, думаю, это приятная вещь.
— Но она разве не может в какие-то моменты мешать и досаждать, когда, например, хочешь в кино сходить с друзьями, а все отвлекают, автографы просят? Не думаете, что могут быть плохие моменты?
— Всё должно быть в меру. Думаю, люди это понимают и знают, когда подходящий момент для того, чтобы подойти и сфотографироваться. Все пилоты Формулы-1 сталкиваются с этим довольно часто в жизни. Думаю, что это не такая большая проблема, это всё часть спорта.
— Понятно, что сейчас верстаются планы на следующий сезон — и вы вряд ли возьмёте и объявите, что будете выступать в какой-то серии. Но когда примерно объявление должно произойти?
— Вы правы, вряд ли я вам всё скажу наверняка, но на 90 % я уже знаю планы. Думаю, что это будет GP3. Осталось только сделать официальное заявление, мыслями я уже там. Думаю, если не произойдёт ничего экстраординарного, я буду выступать в GP3.
— Но теоретически всё ещё может поменяться?
— Чисто теоретически да, в этом мире всё может измениться или в лучшую, или в худшую сторону. Надеюсь, что изменения всегда будут только в лучшую сторону. Но, думаю, очень велика вероятность именно GP3.
— Довольно неожиданно, что вы так открыто рассказали о планах по GP3…
— Об этом и так уже ходили разговоры, и Сайнс об этом уже говорил, и другие. Раз уж всё стало настолько открыто, даже итальянская пресса об этом пишет, зачем мне так сильно это скрывать? Я говорю 90 %, потому что всё может измениться.
— Вроде в «Ред Булл» не очень любят GP2, GP3, они больше предпочитают Мировую серию. Для вас самого не удивительно, что они приняли такое решение?
— Естественно, да. Но так получилось, что не удалось взять Еврокубок, и без финансовой поддержки «Рено»… Это тоже играет какую-то роль. С помощью «Рено» «Ред Булл» было бы намного легче. Я думаю, что GP3 – чуть ли не альтернативный путь с новой машиной, довольно сильной, в ней под 400 л.с. Да и вообще это мотор прошлогодней версии 3,5-литрового класса. Так что мотор будет абсолютно одинаковый, аэродинамика довольна похожа. Считайте, что эта машина по скорости мало чем будет уступать 3,5. Я уже выступал в Формуле «БМВ» на глазах у всех руководителей Формулы-1, это тоже привилегия. Я вижу очень много плюсов в этой серии. Думаю, доктор Марко тоже видит много плюсов, поэтому он меня туда и отправил. Состав тоже будет очень сильный, думаю, вам стоит ожидать много сюрпризов по составу гонщиков, которые будут выступать в GP3. Мне в своей формульной карьере всегда удавалось выступать только в самых сильных чемпионатах.
— Получается, что вас специально сталкивают с Сайнсом, чтобы была внутренняя борьба?
— Думаю, это правильно — это философия «Ред Булл», — что они заставляют тебя привыкать к мысли, что порой твой главный соперник совсем рядом, в твоей команде. Я вижу много позитивных моментов в том, что мы будем с Карлосом – если, повторюсь, это случится и мы будем в одной команде. Автомобиль будет новым, и, если мы попадём в GP3, думаю, мы сможем быстро построить хороший автомобиль, подыскать оптимальные настройки и затем уже подготовить автомобиль под свой стиль вождения. А базу мы можем очень быстро найти вместе. Конечно же, нужно бороться с ним на трассе, как всегда это делали, выступая вместе.
— Какое влияние оказали тесты в Мировой серии и в GP3? Или работа на тестах не имела принципиального значения и «Ред Булл» в любом случае склонился бы к такому решению?
— Тесты в 3,5 литра были призовыми. Затем была возможность максимизировать опыт и продолжить работу с «Фортеком», что я воспринял позитивно. Думаю, эти три проведённых дня тестов в 3,5 литра очень сильно пригодятся. В том числе и с той точки зрения, что если ты уже освоил быструю машину, привык к ней, то в более медленную будет легче садиться. Это тоже один из хороших моментов тестов. А так эти тесты не играли практически никакого значения для определения моего будущего.
Квят празднует победу в гонке на российском автодроме Moscow Raceway
— На одной и той же трассе машина 3,5 литра насколько быстрее GP3?
— Пока ещё неизвестно, насколько она быстрее новой GP3. Предположительно, она на три секунды быстрее старой с круга. Так что, думаю, пять-шесть секунд будет разница с круга. Естественно, всё будет меняться от трассы к трассе. Монца и Будапешт – две абсолютно разные трассы. В Монце, например, новая машина может быть даже на четыре-пять секунд быстрее старой, а в Будапеште это могут быть всего полторы-две секунды. Да, я знаю, что аэродинамика будет довольно сложной, они хотят, чтобы борьба на трассе была чуть зрелищнее и чтобы износ шин был примерно таким, как в Формуле-1. Вот, нашли ещё один плюс! Эта серия очень хорошо подготавливает гонщиков к GP2 и к Формуле-1. Пока мы видим только позитивные моменты.
— В плане физической готовности тесты в 3,5 литра и в GP3 никаких проблем не вызвали?
— Нет, вообще. Я сначала протестировал GP3 и сразу же, как вы помните, показал первое время, а трасса в Эшториле довольно извилистая и физическая. Проблем абсолютно никаких не возникло. Я предполагал, что они могут возникнуть, потому что шею тренировать очень трудно просто в фитнес-зале, перегрузки на самой трассе сильно отличаются. Но никаких проблем не возникло. В 3,5 были более долгие тесты, они шли три дня, условия были всё время сухими. Под конец третьего дня уже чувствовалась какая-то усталость, но думаю, что она была у многих, в том числе у тех, кто проехал весь чемпионат. Потому что три дня тестов — это непросто.
— Такие высокие результаты на первых же тестах – настраивались на них или так высоко не замахивались?
— Я приехал туда в новую команду. До этого я два года проработал в одной и той же команде, поэтому мне было немного непривычно. Но очень понравилось работать с «Арденом», очень приятная команда, очень хорошо складываются отношения. Я очень доволен. Естественно, сначала надо было привыкнуть к новой резине. Резина «Пирелли» довольно сильно отличается от «Мишлена», на котором я ездил раньше. Я сразу нашёл общий язык с машиной, уже к концу первого дня я мог ехать на полном пределе.
— По идее это даже сложнее, чем три дня гоночного уик-энда, потому что проводится больше времени за рулём?
— С физической точки зрения да, с психологической, естественно, нет. Мы наматываем огромное количество кругов на тестах, но психологическая и моральная нагрузка за гоночный уик-энд, особенно такой, какой у меня был в Барселоне, очень сильная. После этого надо довольно много времени, чтобы отвести мысли и подумать о будущем.
— Насколько много тестовых сессий будет в GP3 перед сезоном? И есть ли какие-то испытания по ходу чемпионата?
— Насколько я знаю, частные тесты довольно сильно ограничены. Но пока даже не был объявлен календарь коллективных тестов, так что я затрудняюсь ответить. Думаю, в любой гоночной серии тестов достаточно для того, чтобы подготовиться к сезону.
— Вы уже предполагаете, какие будут основные соперники в GP3, кроме Сайнса?
— Я слышал некоторые слухи об очень сильных пилотах, которые могут прийти в чемпионат в следующем году. Для них это, возможно, шаг назад, но это слухи, я не люблю их разглашать. Думаю, что соперников будет достаточно. У «Лотуса» должна быть пара сильных пилотов, у «Карлина». Ещё есть «Мэйнор», где, насколько я знаю, Эллинас будет ехать второй сезон подряд. И Джек Харви, насколько знаю, будет выступать в GP3, придут и ещё несколько довольно сильных пилотов.
Вторую часть интервью читайте на «Чемпионат.com» в среду.