"Кэтерхэм": недолёт
Дмитрий Захарченко
"Кэтерхэм": недолёт
Комментарии
В 2012 году "Кэтерхэм" намеревался сделать шаг вперёд, но даже 10-е место командного зачёта удалось отбить лишь в последний момент.

Цели. Перед стартом сезона представители «Кэтерхэма» весьма осторожно высказывались по поводу задач на 2012 год. Общий лейтмотив интервью инженеров и гонщиков был примерно следующим: когда поймём, на что способна машина, тогда и решим, за что будем бороться. Тем не менее Майк Гаскойн в дни виртуальной презентации CT01 на страницах английского журнала обмолвился, мол, команда дважды занимала 10-е место в Кубке Конструкторов и теперь настало время двигаться вперёд.

В 2012 году команда впервые использовала в своём автомобиле систему KERS, а в рамках сотрудничества с «Ред Булл» получила чемпионские трансмиссию и гидравлику.

Команда впервые использовала в своём автомобиле систему KERS, а в рамках сотрудничества с «Ред Булл» получила чемпионские трансмиссию и гидравлику.

Ещё перед стартом сезона также стало известно о переезде «Кэтерхэма» из Хингхэма в Лифилд, на бывшую базу «Эрроуз».

Предсезонные тесты показали, что отставание «Кэтерхэма» от лидеров по-прежнему исчисляется секундами, однако времена пилотов порой вселяли надежду на то, что периодически молодой команде будет удаваться бороться за очки — так в ходе финальной серии испытаний в Барселоне Ковалайнен в один из дней показал пятое время, а Петров парой дней позже — седьмое.

Резюме. Первый же этап сезона стал для многих холодным душем — Ковалайнен и Петров квалифицировались девятнадцатым и двадцатым, проиграв «зоне второго сегмента» 1,0 и 1,4 секунды соответственно. В Бахрейне Ковалайнен впервые в сезоне пробился во вторую часть квалификации, но проиграл соперникам более двух секунд. Затем финн провёл еще пару удачных квалификаций, но полноценную борьбу за очки «Кэтерхэм» так и не повёл.

Команда Тони Фернандеса уверенно опережала «Марусю» и «ХРТ», однако скорости автомобиля не хватало, чтобы зацепиться за «Торо Россо». Аэродинамика CT01 несколько уступала в эффективности машинам соперников, из-за чего в гонках Ковалайнен и Петров, даже показывая сильные результаты по субботам, дотянуться до гонщиков впереди не могли.

Помимо прочего автомобиль страдал от поломок. Например, в Австралии из-за отказа рулевого управления с дистанции с разницей в четыре круга сошли обе машины. Затем то у Ковалайнена, то у Петрова возникали проблемы с KERS и тормозами, а баланс машины мог по своей собственной инициативе меняться во время гонки.

В первой части сезона «Кэтерхэм» по чистой скорости явно был впереди «Маруси», однако затем в команде начались серьёзные перестановки — Тони Фернандес уступил место руководителя команды Сирилю Абитебулю. Гонщики, в свою очередь, ближе к концу чемпионата были больше обеспокоены трудоустройством в 2013 году, в результате на последних этапах «зелёным» пришлось отбиваться от Тимо Глока и Шарля

В Австралии из-за отказа рулевого управления с дистанции с разницей в четыре круга сошли обе машины.

Пика и отчаянно бороться за 10-е место Кубка Конструкторов.

Лучшая гонка сезона. Гран-при Бразилии. На финальный этап чемпионата «Кэтерхэм» приехал с целью вернуть себе десятую позицию командного зачёта, для чего «зелёным» было необходимо финишировать хотя бы одной машиной не ниже двенадцатого места — к этому моменту команда Тони Фернандеса не дотягивалась до этой позиции более двух лет.

Однако переменчивая погода, а также удачный выбор времени проведения пит-стопов вкупе с безошибочным пилотажем Виталия Петрова привели россиянина на одиннадцатую строчку классификации в Сан-Паулу. Этот финиш стал лучшим за всю историю команды и вернул «Кэтерхэм» на вожделенную позицию, добавив десять миллионов долларов к сумме призовых, причитающихся коллективу за десятое место.

Худшая гонка. Гран-при Австралии. Уверенно вылетев в первом сегменте квалификации, в «Кэтерхэме» надеялись отыграться в гонке, однако обе машины прекратили борьбу после двух третей дистанции. В начале отказало рулевое управление на автомобиле Петрова, а затем с отказавшими системами DRS и KERS в боксы свернул Ковалайнен, чей CT01 начало тянуть влево из-за поломки подвески. Это был пятый двойной сход в истории «Кэтерхэма», однако в 2010 и 2011 годах Тони Фернандесу удавалось привести к финишу стартового этапа хотя бы одну машину.

Пилоты

Хейкки Ковалайнен. Несмотря на недостатки машины, выступления финна были отмечены общественностью ещё в прошлом году и сезон 2012 года Ковалайнен начинал в статусе однозначного лидера команды. Хейкки уверенно победил напарника в квалификациях со счётом 13:7, но под конец чемпионата сильно сдал и регулярно оказывался позади Петрова — и на старте, и на финише.

Виталий Петров. После прихода в новую команду россиянин не сразу смог в полной мере раскрыть свои возможности. Однако концовка сезона Петрову удалась — в четырёх из пяти последних Гран-при Виталий победил Ковалайнена. Кроме того, именно россиянин принёс «Кэтерхэму» третье подряд 10-е место Кубка Конструкторов — в Бразилии

В свете отсутствия каких-либо кардинальных перемен в техническом регламенте перед сезоном 2013 года «Кэтерхэму» едва ли удастся добиться заметного прогресса.

Петров, проведя в борьбе всю гонку, финишировал 11-м, добившись наивысшего достижения в истории команды.

Статистика

«Кэтерхэм»: 20 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 0 очков, 10-е место в Кубке конструкторов. Лучший финиш: 11-е место (Виталий Петров, Гран-при Бразилии).
Виталий Петров: 20 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 0 очков, 19-е место в личном зачёте. Лучший финиш: 11-е место (Гран-при Бразилии).
Хейкки Ковалайнен: 20 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 0 очков, 22-е место в личном зачёте. Лучший финиш: 13-е место (Гран-при Монако и Абу-Даби).

Перспективы. Ближайшее будущее «Кэтерхэма» выглядит не очень радужно — в свете отсутствия каких-либо кардинальных перемен в техническом регламенте перед сезоном 2013 года «Кэтерхэму» едва ли удастся добиться заметного прогресса по сравнению с CT01. По-прежнему неясно, кто будет выступать за рулём «зелёных» машин: пока команда подписала контракт только с Шарлем Пиком, за плечами которого лишь один сезон в Формуле-1. Тогда как вместе с Виталием Петровым претендентами на место боевого пилота называют Гидо ван дер Гарде и Луиса Разию, не только не имеющих опыта борьбы в чемпионате мира, но и не выигрывавших чемпионских титулов в молодёжных сериях уже четыре года.

Комментарии