Цели. «Никто из нас не рад четвёртому месту, мы не за этим в Формуле-1», — заявил на презентации W03 Росс Браун. В 2010 году Нико Росберг привёз «Мерседесу» три подиума, тогда как годом позже ни один из представителей Брэкли до первой тройки на финише так и не добрался. Оба тех чемпионата подопечные Брауна и Хауга завершили на четвёртом месте Кубка Конструкторов, но в 2012 году команда собиралась сделать шаг вперёд. О борьбе за чемпионство речи не шло, однако пробиться в тройку сильнейших коллективов казалось реальной задачей.
Норберг Хауг, представляя W03 публике, скромно отметил, что надеется на «некоторые удачные идеи», реализованные в автомобиле. Тогда мало кто знал, что в «Мерседесе» разработали хитрую систему воздуховодов, которая заметно увеличивала прибавку в скорости при использовании DRS. В Брэкли рассчитывали, что так называемая двойная DRS вкупе с мощным немецким двигателем позволит получить
Мало кто знал, что в «Мерседесе» разработали хитрую систему воздуховодов, которая заметно увеличивала прибавку в скорости при использовании DRS.
необходимую прибавку в скорости, а также облегчит пилотам обгоны в гонках.
Однако уже зимой с тестов начали поступать противоречивые сообщения об отношениях W03 с шинами. Инженеры заявляли о том, что новая машина аккуратно расходует резину, тогда как гонщики и независимые наблюдатели утверждали, что в результате деградации шин скорость нового «Мерседеса» падает гораздо быстрее, чем у машин соперников.
В ходе первых двух предсезонных серий тестов Шумахер и Росберг регулярно показывали времена, позволявшие занимать места в первой тройке, а порой и возглавляли протоколы. В мартовских заездах в Барселоне скорость W03 была уже значительно скромнее, но тогда немецкий коллектив был сосредоточен на изучении поведения шин, в чём, как утверждали инженеры, немало преуспел.
Резюме. Первые две гонки, несмотря на высокие результаты квалификаций, сложились для «Мерседеса» крайне неудачно — W03 действительно быстро разрушала шины, а в критериях гоночного темпа явно уступала тем машинам, которые позднее будут вести борьбу за чемпионский титул. При этом проблемы с резиной возникли у «Мерседеса» и в дождевой гонке в Малайзии.
В Китае Росберг одержал уверенную победу, однако на руку немцу сыграло то, что Баттон застрял в трафике после пит-стопа. Проблемы команды, казалось, отошли на второй план, однако в следующих гонках «Мерседесов» рядом с лидерами мы видели нечасто. В Монако Росбергу удалось финишировать вторым, а в Валенсии единственный подиум после возвращения в чемпионат мира завоевал Шумахер, но оба этих результата оказались единичными случаями.
Инженеры «Мерседеса» по ходу сезона внедрили в автомобиль новый выхлоп, использовавший эффект Коанда, но это лишь запутало команду в вопросах работы с резиной. Потоки воздуха взаимодействовали с W03 совершенно непонятным образом, а также усугубили проблемы с шинами. После Гран-при Сингапура в «Мерседесе» и вовсе началась засуха — в пяти Гран-при подряд немцы не набрали ни одного очка.
На последних этапах Росс Браун решился выставлять разные машины — Росбергу достался автомобиль со старой версией выхлопа, тогда как Шумахер продолжал мучиться с новым. Команда так и не признала, что новинка себя не оправдала,
В Китае Росберг одержал уверенную победу, однако на руку немцу сыграло то, что Баттон застрял в трафике после пит-стопа.
утверждая, что возвращение первоначальной модификации — лишь этап подготовки к следующему сезону.
В итоге «Мерседес» не только не продвинулся вперёд в Кубке Конструкторов, но и откатился на пятую позицию, пропустив «Лотус». У гонщиков постоянно возникали проблемы то с балансом машины, то с прогревом резины, то с деградацией шин. Всё это привело к тому, что в Брэкли, где зимой собирались предложить Шумахеру новый двухлетний контракт, предпочли заменить семикратного чемпиона Льюисом Хэмилтоном.
Лучшая гонка. Гран-при Китая. Этап в Шанхае принёс в Брэкли первую победу после Гран-при Италии 2009 года, в котором Рубенс Баррикелло и Дженсон Баттон опередили ближайшего преследователя на полминуты. Но если для «Брауна» тот сезон превратился в многомесячную расслабленную поездку за чемпионским титулом, то для «Мерседеса», несмотря на гонку в Китае, чемпионат завершился проигрышем позиции.
К слову, сейчас невозможно сказать, был ли «Мерседес» Росберга в той гонке действительно сильнейшей машиной, поскольку заминка механиков «Макларена» на пит-стопе Баттона отбросила англичанина дальше, чем тот мог бы оказаться в штатной ситуации. На последних кругах Дженсон был заперт позади Кими Райкконена, использовавшего тогда тактику с меньшим количеством остановок на пит-лейне. Это позволило Росбергу создать комфортный отрыв в 25 секунд, отыграть который не позволил бы даже самый свежий комплект самого мягкого компаунда.
Худшая гонка. Гран-при США. Гонка в Остине превратилась для «Мерседеса» в настоящий кошмар, возведя все текущие проблемы команды в абсолют. Без каких-то форс-мажорных обстоятельств скорости W03 не хватало даже на борьбу с «Торо Россо» — Росберг пропустил Риккиардо и Верня ещё до первого пит-стопа, а в концовке так и не успел их догнать. Шумахер же оказался и вовсе в патовой ситуации — шины не то чтобы быстро разрушались, а попросту не работали должным образом. Михаэля перевели на тактику двух пит-стопов, но этот отчаянный шаг оказался совершенно бесполезным.
Пилоты
Михаэль Шумахер. Несмотря на очевидные недостатки машин, доставшихся семикратному чемпиону после возвращения в Формулу-1, едва ли немец сам остался доволен лишними тремя годами. Изменения в техническом регламенте привели к тому, что Михаэлю пришлось подстраиваться под новые машины, но объективные обстоятельства — возраст — не позволили Шумахеру работать
Без каких-то форс-мажорных обстоятельств скорости W03 не хватало даже на борьбу с «Торо Россо».
с той же эффективностью, что в былые годы. Впрочем, к чести немца, в три последних сезона в чемпионате мира он выкладывался изо всех сил.
Нико Росберг. 27-летний гонщик в этом году завершил уже седьмой полный сезон в Формуле-1, и, хотя в этом году Нико одержал первую в карьере победу, едва ли это стало для него большим облегчением. Росберг уже в третий раз опередил Шумахера в общем зачёте, но немец по-прежнему не может чувствовать себя в команде на прочных позициях — в следующем году его будут сравнивать с Льюисом Хэмилтоном, ещё одной суперзвездой чемпионата. А ведь Росберга всё реже и реже называют молодым и перспективным.
Статистика
«Мерседес»: 20 Гран-при, 1 победа, 3 подиума, 142 очка, 5-е место Кубка Конструкторов. Лучший финиш: 1-е место (Нико Росберг, Гран-при Китая).
Нико Росберг: 20 Гран-при, 1 победа, 2 подиума, 93 очка, 9-е место личного зачёта. Лучший финиш: 1-е место (Гран-при Китая).
Михаэль Шумахер: 20 Гран-при, 0 побед, 1 подиум, 49 очков, 13-е место личного зачёта. Лучший финиш: 3-е место (Гран-при Европы).
Перспективы. Сейчас команда находится в стадии трансформации. Ближе к концу сезона владельцы наняли Ники Лауду, который, согласно официальным заявлениям, будет лишь связующим звеном между Россом Брауном и концерном «Даймлер». А на роль новой примы коллектива вызван Льюис Хэмилтон, чьи отношения с «Маклареном» зашли в тупик. Хэмилтон трезво оценивает шансы на 2013 год, заявляя, что о победах в Брэкли сейчас и не мечтают.
Судя по всему, в «Мерседесе» рассудили потратить 2013 год на реструктуризацию команды, чтобы уже в 2014 году вместе с новым техническим регламентом и обновившимся коллективом вступить с новыми возможностями. Вряд ли от «трёхлучевой звезды» стоит ожидать ощутимого прорыва в 2013 году, но при должном усердии подопечные Лауды и Брауна, выигравших на двоих десять чемпионатов, могут попытаться взять реванш у «Лотуса». Да и про внушительный бюджет забывать не стоит.