Показать ещё Все новости
"Макларен": гламур против гонок
Дмитрий Захарченко
"Макларен": гламур против гонок
Комментарии
"Макларен" показал, как бывшие чемпионы, а ныне звёзды рекламы могут избежать борьбы за титул даже при наличии одной из быстрейших машин.

Цели. От «Макларена» традиционно ждут борьбы за чемпионский титул, потому представители команды не утруждают себя выдумыванием новых целей к каждому отдельному сезону. Как бы подчёркивая эту идею, в начале февраля инженеры представили MP4-27 как эволюцию предыдущей модели, чей низкий нос позволил избежать отвратительной «ступеньки» на обтекателе и сохранить низкий центр масс.

Консервативное решение в области носового обтекателя также позволило переработать переднюю подвеску, расположение каждого элемента которой тщательно просчитывалось для повышения эффективности работы всего узла.

Скорость MP4-27 на первых этапах дала повод считать команду одним из главных фаворитов в борьбе за чемпионский титул.

Однако в Уокинге решили отказаться от L-образных понтонов, чтобы оптимальнее скомпоновать заднюю часть автомобиля. За счёт этого «Макларену» удалось в некоторой степени компенсировать запрет на использование «выдувных» диффузоров — инженеры создали в кузове автомобиля небольшие желоба, откуда выхлопные газы перенаправлялись в те области, где от них можно было получить хоть какой-то эффект.

На тестах MP4-27 не удивляла какой-то сумасшедшей скоростью, но общий тон гонщиков зимой настраивал на позитивный лад: управляемость машины вполне устраивала пилотов, а базовые настройки шасси давали хороший баланс в широком диапазоне условий. Омрачали сотрудников «Макларена» лишь периодические технические проблемы, иногда вносившие коррективы в тестовую программу — из-за этого Баттону не всегда удавалось проверить те или иные регулировки, отличающиеся от базовых.

Резюме. В Австралии и Малайзии Хэмилтон и Баттон принесли «Макларену» полный первый ряд стартовой решётки и, хотя в дождевых условиях на «Сепанге» победить англичанам не удалось, в победа Баттона в Мельбурне смотрелась очень убедительно. Скорость MP4-27 на первых этапах дала повод считать команду одним из главных фаворитов в борьбе за чемпионский титул.

Но в Китае заминка на пит-стопе стоила Баттону возможности побороться с Росбергом за победу, в Бахрейне механики вновь начудили во время смены шин, в Испании ошибка команды отбросила Хэмилтона в конец стартовой решётки…

Хэмилтон был очень быстр и агрессивен в начале чемпионата, но раз за разом механики портили Льюису гонки, тогда как Баттон первую половину сезона мучился с резиной и выступал откровенно слабо. За два круга до финиша гонки в Валенсии Хэмилтона вынес с трассы Мальдонадо, атаковавший из-за пределов гоночного полотна, в Великобритании «Макларен» просчитался с тактикой для обоих гонщиков. Таким образом, уже после девяти этапов коллектив Мартина Уитмарша отстал от «Ред Булл» в Кубке Конструкторов на 74 очка.

В середине сезона «Макларену» удалась серия из трёх побед подряд, но затем MP4-27 «вспомнила» о том, что с самых зимних тестов была ненадёжна. Хэмилтон за год выиграл четыре этапа, но ещё трижды Льюис лишился верной победы из-за отказа техники или ошибок механиков. Для Дженсона Баттона все надежды на высокий итоговый результат кончились ещё раньше — пока англичанин изучал поведение шин, соперники набирали очки.

С 1998 года «Макларен» лишь один раз выпал из первой тройки Кубка Конструкторов и один раз вообще в него не попал — в качестве штрафа за использование чертежей «Феррари» и конфликта с Максом Мосли в 2007 году коллектив вообще был исключён из табели о рангах. Тем не менее очередное третье место едва ли стоит считать хорошим результатом — в прошлый раз бронзовые награды приехали в Уокинг в 2009 году.

Уокингские машины в этом году выступали ярко, порой — блестяще, но чтобы финишировать первым, сперва необходимо финишировать.

Тогда MP4-24 вообще не добиралась до подиума полгода, но к концу чемпионата инженеры выправили ситуацию. На этот же раз причиной такого результата стала лишь общая расхлябанность коллектива: машина была очень быстра и в начале чемпионата, и в концовке.

Увлёкшийся соблазнами поп-культуры Льюис Хэмилтон невольно сподвиг «Макларен» с автоспортивными поправками применить сомнительный принцип «live fast, die young». Уокингские машины в этом году выступали ярко, порой — блестяще, но чтобы финишировать первым, сперва необходимо финишировать. Ещё по ходу чемпионата Хэмилтон объявил о переходе «Мерседес», а механики, как говорят, проигнорировали прощальную вечеринку последнего на данный момент чемпиона Уокинга. Можно лишь догадываться, о чём в это время думал Рон Деннис, глядя на разваливающийся союз родной команды и гонщика, выращенного им чуть ли не лично.

Лучшая гонка. Гран-при Канады. Этап в Монреале стал примером не только слаженной и безошибочной работы всей команды, но и блестящей демонстрацией настоящей спортивной отваги. «Макларен» решил зазвать лидирующего Хэмилтона на второй пит-стоп за 20 кругов до финиша, что отбросило Льюиса на третье место.

Но чемпион 2008 года бросился в погоню и на трассе обогнал Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо, которые через полгода уже без участия Хэмилтона решали судьбу титула. За несколько кругов до финиша «Макларен» вернулся во главу пелотона и одержал очередную победу. Если бы гонщик и команда настолько же чётко представляли и выполняли свою работу, прошедший сезон сложился бы совершенно иначе.

Худшая гонка. Гран-при Бахрейна. В трёх первых этапах сезона «Макларен» завоевал пять подиумов и победу в Мельбурне, но этап на «Сахире» стал для Уокинга худшим за полтора года. Ошибки механиков на пит-стопах отбросили Хэмилтона со второго места за пределы очковой зоны, а также стоили пары позиций Баттону. Затем Дженсон и вовсе сошёл из-за отказа двигателя, тогда как Льюису удалось спасти лишь восьмое место.

Пилоты

Дженсон Баттон. Старт сезона англичанин попросту провалил: в первых семи Гран-при Дженсон четыре раза был классифицирован 14-м или ниже. К этому моменту Баттон отстал от лидера общего зачёта — Хэмилтона — на сорок с лишним очков, расположившись на восьмом месте. Позже гонщику удалось решить проблемы, а также прибавить к своему австралийскому триумфу победы в Бельгии и Бразилии, но в общем и целом он явно не выглядел лидером команды.

Льюис Хэмилтон. На фоне прежних неурядиц результаты Льюиса на старте сезона потрясали стабильностью — три третьих места в трёх первых Гран-при. Затем Хэмилтон выиграл в Канаде и возглавил общий зачёт, казалось, даже ошибки механиков не мешают Льюису бороться за титул.

Над надёжностью Уокингу определённо надо поработать: в прошедшем сезоне Хэмилтон и Баттон не добирались до финиша чаще, чем машины «Ред Булл» и «Феррари» вместе взятые.

Однако в Валенсии пилот впервые в этом году не добрался до очков, пусть и не по своей вине, затем уже на третьем круге заезда в Германии Хэмилтон «схватил» прокол, в Бельгии на первом же круге стал жертвой Грожана, в Сингапуре отказала коробка передач… Отставание в общем зачёте к этому моменту перевалило за полсотни очков, а терпение — кончилось. Хэмилтон не критиковал команду, что выглядело бы крайне глупо на фоне его собственных промахов в прошлые годы, но решил покинуть родной коллектив. В условиях готовящейся смены технического регламента перед сезоном 2014 года момент был выбран идеально.

Статистика

«Макларен»: 20 Гран-при, 7 побед, 13 подиумов, 378 очков, 3-е место Кубка конструкторов. Лучший финиш: 1-е место (Льюис Хэмилтон, Гран-при Канады, Венгрии, Италии и США; Дженсон Баттон, Гран-при Австралии, Бельгии и Бразилии).
Льюис Хэмилтон: 20 Гран-при, 4 победы, 7 подиумов, 190 очков, 4-е место личного зачёта. Лучший финиш: 1-е место (Гран-при Канады, Венгрии, Италии и США).
Дженсон Баттон: 20 Гран-при, 3 победы, 6 подиумов, 188 очков, 5-е место личного зачёта. Лучший финиш: 1-е место (Гран-при Австралии, Бельгии и Бразилии).

Перспективы. Пока нет оснований полагать, что следующий автомобиль «Макларена» не будет быстр, однако над надёжностью Уокингу определённо надо поработать: в прошедшем сезоне Хэмилтон и Баттон не добирались до финиша чаще, чем машины «Ред Булл» и «Феррари» вместе взятые.

Также многое зависит от того, как быстр будет Серхио Перес. Дело не только в количестве очков, которые добудет №6, но и в том станет ли мексиканец достаточно мотивирующим раздражителем для Баттона — после чемпионского титула 2009 года, а также конкурентоспособных выступлений вместе с Хэмилтоном, Дженсон, кажется, считает, что ему уже нечего доказывать Формуле-1.

Комментарии