Показать ещё Все новости
Талант или деньги?
Александр Стельмах
Комментарии
Устоит ли "Форс Индия" перед искушением пригласить в пару ди Ресте сурового рента-драйвера, чтобы избежать возможных финансовых проблем?

Когда в 2007-м Виджай Маллья приобрёл немощный «Спайкер», пилоты команды боролись глубоко в хвосте пелотона и выглядели при этом весьма печально. Спустя пятилетку, на последнем этапе сезона-2012, Нико Хюлькенберг лидировал в гонке и имел реальный шанс её выиграть – причём благодаря скорости болида, а не из-за сходов соперников. Пожалуй, это самый лаконичный и впечатляющий отчёт о деятельности в автоспорте индийского магната и, разумеется, его правой руки – Боба Фернли. Доктор Виджай Маллья (степень индийца почётная и не сопровождается необходимой диссертацией) выглядит как легкомысленный владелец гоночного коллектива, больше заинтересованный в гламуре и статусе Формулы-1, чем в её спортивной составляющей, но миллионера на самом деле не в чем упрекнуть – его команда является крепким середняком и показывает прекрасные для своего бюджета результаты.

Команда «Форс Индия» готова начать сезон в тонусе.

В 2012-м «Форс Индия» начала сезон не с той ноги из-за задержки с запуском системы выпуска, использующей эффект Коанда. На базе в Сильверстоуне тестировали эту идею, но технический директор Энди Грин посчитал, что она будет признана нелегальной. Только после того как «Заубер», «Макларен» и другие конкуренты начали открыто экспериментировать с пресловутым эффектом, «индийцы» встрепенулись и представили собственную разработку к Гран-при Испании. Автомобиль начал постепенно набирать скорость и завершил сезон – как и в 2011-м – с ростом показателей. Одним из основных преимуществ «Форс Индии» является почти идеальный процесс доработки болида. Из года в год команда не испытывает проблем, подобных несчастьям «Феррари», – результаты, продемонстрированные в аэродинамической трубе, корректно воссоздаются на трассе.

В минувшем году, по признанию Боба Фернли, «Форс Индия» несколько раньше обычного перенесла акцент на развитие машины-2013. Теоретически это позволит «Силе» впервые за долгие годы начать сезон не в режиме догоняющей, а полноправной участницей битвы за вожделенное пятое место в Кубке Конструкторов. Но финансовые проблемы совладельцев и молчание по поводу кандидатуры второго пилота заставляют насторожиться.

В 2012-м «Индия» сделала ставку на талантливую и небогатую молодёжь – нетипичная ситуация для современной Формулы-1 с венесуэльскими нефтяными деньгами и богатым голландским тестем ван дер Гарде. Пол ди Реста и Нико Хюлькенберг откатали сезон в целом без замечаний – но немец перебрался в «Заубер», и замену ему пока не нашли.

Столь длительная процедура выбора пилота команды – загадка.

Ситуация с пилотами неоднозначная. Предполагалось, что ушедшего Хюлькенберга заменит Жюль Бьянки – в 2012-м на бортах «Форс Индия» даже появились логотипы его персонального спонсора (те, кстати, перекочевали на машину 2013 года). Но на сегодняшний день помимо француза на последнее призовое место в пелотоне претендуют Адриан Сутиль и — внезапно — Нараин Картикеян. А может, и некоторые другие гонщики, оставшиеся за бортом Ф-1 после чисток сезонов-2011-2012 (но точно не Виталий Петров).

Тружеников кокпита нашли даже «Маруся» и «Каэерхэм», и столь продолжительный подбор второго пилота, честно говоря, вызывает недоумение. Потенциальный гонщик «Форс Индия» уже пропустил тесты в Хересе – вместо него выступал Джеймс Росситер. Джеймс с августа 2012 года является пилотом симулятора Сильверстоуна, и команда напомнила британцу, как ведёт себя реальный болид. Это нужно для более точной калибровки оборудования, воссоздающего условия Гран-при. Виртуальные гонки всем хороши, но меньше чем через месяц в Мельбурне должен выступить настоящий пилот. Если «Форс Индия» ищет кандидата с привлекательной цифрой на банковском счете, то непонятно, почему она упустила Бруно Сенну или Луиса Разию – обладателей, как считается, самых крупных спонорских пакетов.

Один из возможных сценариев: руководство ждёт ясности по поводу финансирования в 2013 году для принятия решения – требовать ли от долгожданного пилота талант или деньги. У Виджая Малльи (42,5% доли команды) продолжаются проблемы с убыточными авиалиниями «Кингфишер» – 17 индийских банков требуют вернуть долги авиационного предприятия, превышающие $1,6 млрд, и угрожают присвоить акции алкогольных компаний Малльи – ценные бумаги использовались в качестве залогового обеспечения.

Но у Виджая, продающего часть своего бизнеса британской компании «Диаджео» (производителю виски «Джонни Уокер», среди прочих), есть пространство для маневра. А вот конгломерат «Сахара» (ещё 42,5% доли) – столкнулся с куда более масштабными проблемами. Верховный суд Индии пришёл к выводу: компания привлекла капитал более 30 млн частных инвесторов с многочисленными нарушениями. Ещё в конце ноября суд потребовал выплатить пострадавшим $3,45 млрд. «Сахара» не подчинилась, и сейчас счета некоторых ее компаний заморожены.

«Сахара» в свое время была призвана для снижения финансового бремени Малльи, и ситуация вырисовывается неприятная. Боб Фернли склонен воздерживаться от паники: по его словам, команду хоронят в среднем раз в три-четыре месяца. Но компании Малльи и «Сахара» должны перечислять в Сильверстоун в среднем $60 млн год, что составляет примерно половину бюджета (остальное – телевизионные деньги Берни), и, если эти выплаты снизятся или вовсе прекратятся, конкурентоспособность приятного во всех отношениях коллектива может быть резко снижена.

Возможно, выбор второго пилота послужит индикатором реального финансового здоровья. Если за «Форс Индия» поедут Сутиль или Бьянки – за ближайшее будущее Сильверстуона можно не опасаться. А вот контракт с самым быстрым индийцем в мире, несравненным Нараином Картикеяном, станет основанием для очень серьёзного беспокойства.

Комментарии