Феттель не первый и не последний
Пётр Геллер
Айртон Сенна и Ален Прост
Комментарии
Феттель не стал первым нарушителем командной тактики – "Чемпионат.com" вспоминает, у кого ещё эго оказалось сильнее командных интересов.

В гонке Гран-при Малайзии трёхкратный чемпион мира Себастьян Феттель провёл нашумевший обгон, опередив своего напарника по «Ред Булл» Марка Уэббера и отобрав у него победу вопреки приказам команды сохранять позиции. Манёвр стал достаточно резонансным – дошло до того, что на базу команды успокаивать ситуацию приехал лично хозяин «Ред Булл» Дитрих Матешиц, подчеркнувший, что имидж компании должен стоять выше личных интересов гонщика. «Чемпионат.com» вспоминает других злостных нарушителей командной тактики, отмечая, что Феттель в этом списке далеко не первый и, очевидно, не последний.

У БЕРНИ НЕ ЗАБАЛУЕШЬ

Крайне любопытной историей поделился недавно с изданием The Telegraph босс Формулы-1 Берни Экклстоун, который с 1972 по 1988 год руководил командой «Брэбхем». «Однажды у меня был гонщик, боровшийся за чемпионство, — я не собираюсь рассказывать, кто это был, — и другой парень, который в один уик-энд был чертовски быстр. Я сказал ему: „Что бы ты ни делал, ты должен позволить другому обогнать тебя. Он ответил, что не сделает этого. Я настаивал: “Что ж, ты можешь вылезти из машины и дать ему проехать — так, чтобы весь мир видел, что ты этого не хотел». Но он упорствовал: «Я не собираюсь делать этого». Поэтому мы просто удостоверились, что у него не будет достаточно топлива в машине, чтобы финишировать", — рассказал Берни. Ещё 40 лет назад Экклстоун демонстрировал присущую ему бескомпромиссность.

РЕЙТЕМАНН НЕ ПРОГНУЛСЯ ПОД ДЖОНСА

Аргентинский гонщик Карлос Рейтеманн в 1981 году в «Уильямсе» не показал никакого трепета по отношению к Алану Джонсу, который годом ранее принёс команде первый чемпионский титул, и разрушил статус первого номера австралийца. Уже на втором этапе в Бразилии Карлос лидировал в гонке, Алан шёл на второй позиции, и команда приказывала Рейтеманну пропустить австралийца, однако тот ослушался и довёл гонку до победы. После этого между гонщиками возникла сильнейшая неприязнь – в конце сезона Джонс завершил карьеру, а Рейтеманн упустил чемпионский титул, проиграв всего одно очко Нельсону Пике, но опередил напарника в общем зачёте.

Карлос Рейтеманн управляет «Уильямсом»

Карлос Рейтеманн управляет «Уильямсом»

ФРАНЦУЗСКИЕ РАЗБОРКИ

Относительно скандально завершился Гран-при Франции 1982 года. Ещё до старта гонки руководство «Рено» проинструктировало Рене Арну, что он будет должен пропустить вперёд Алена Проста, если будет впереди него – Профессор тогда находился выше в турнирной таблице. Но по ходу гонки Арну, шедший на первой позиции, отказался выполнять указания и остался на первом месте, одержав победу. Для Рене этот год стал последним в «Рено» — в 1983-м он выступал уже в составе «Феррари».

ПИРОНИ – ПРЕДШЕСТВЕННИК ФЕТТЕЛЯ

Французский гонщик Дидье Пирони оказался предшественником Себастьяна Феттеля, в 1982 году он совершил такой же манёвр, как Себастьян в Малайзии. На Гран-при Сан-Марино Пирони шёл на второй позиции позади своего напарника по «Феррари» Жиля Вильнёва и согласно командным установкам должен был оставаться позади канадца до финиша гонки, однако Дидье нарушил договорённость и обогнал Жиля, одержав победу. После этого два пилота разругались вдрызг, а на следующем этапе в Бельгии Вильнёв погиб, попав в аварию в квалификации. Для самого Пирони карьера завершилась в конце того же года после серьёзной аварии в Германии.

КОМАНДНАЯ ТАКТИКА НЕ ПОНАДОБИЛАСЬ

На Гран-при ЮАР 1983 года Рикардо Патрезе, выступавший в составе принадлежавшей Экклстоуну команды «Брэбхем-БМВ», лидировал в гонке. Команда сказала ему, что надо будет пропустить напарника Нельсона Пике, если это потребуется для завоевания чемпионского титула. Но пропускать бразильца не понадобилось – Пике финишировал на третьей позиции, и этого хватило для чемпионства, а Патрезе одержал победу.

НАЧАЛО ВОЙНЫ ПРОСТА И СЕННЫ

В гонке Гран-при Сан-Марино 1989 года начала набирать обороты вражда Айртона Сенны и Проста. Как рассказывал француз, ещё до старта гонки между пилотами существовала договорённость, согласно которой пилот, который оказывался лидером в первом повороте, должен был оставаться первым, а его напарник должен был сохранять вторую позицию. По словам Проста, эту договорённость предложил Сенна, который её же и нарушил – после рестарта француз находился впереди, но бразилец обошёл его и одержал победу.

Подиум после скандального Гран-при Сан-Марино 1989-го

Подиум после скандального Гран-при Сан-Марино 1989-го

ПАТРЕЗЕ ВСЁ ЖЕ УСТУПИЛ

Во Франции в 1992 году Рикардо Патрезе снова оказался в позиции, в которой должен был пропускать напарника. В отличие от Гран-при ЮАР 1983 года, ему пришлось отступить и пропустить вперёд Найджела Мэнселла, который в том году стал чемпионом. Патрезе финишировал вторым, но после гонки отказался отвечать на вопросы о том, существует ли в «Уильямсе» командная тактика.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ БАРРИКЕЛЛО

Отдельной строкой упомянем эпизод, в котором командная тактика была реализована, но крайне демонстративно. В Австрии в 2002 году Рубенс Баррикелло лидировал в гонке, его напарник Михаэль Шумахер шёл на второй позиции, и команда попросила бразильца уступить напарнику «ради борьбы за чемпионский титул». Баррикелло воспротивился, и в дело вмешался руководитель команды Жан Тодт (нынешний президент ФИА). По словам Рубенса, ему угрожали чуть ли не разрывом контракта в случае нарушения приказа. В итоге бразилец пропустил Михаэля, оттормозившись и пропустив его уже перед самой финишной чертой. На подиуме оба гонщика плакали, немец отдавал бразильцу победный кубок (за что потом команду оштрафовали на $ 1 млн), а общественность недоумевала, зачем Тодт отдал подобный приказ, когда Шумахер и так уверенно лидировал в чемпионате с четырьмя победами в первых пяти гонках и без перестановки в Шпильберге стал бы чемпионом досрочно.

Шумахер и Баррикелло на Гран-при Австрии-2002

Шумахер и Баррикелло на Гран-при Австрии-2002

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ УЭББЕРА?

Любопытно, что в нашу подборку попал и Марк Уэббер, который стал пострадавшим от действий Феттеля. Во время гонки Гран-при Великобритании 2011 года австралиец предпринял попытку нарушить командные установки, но ему это не удалось. Себастьян шёл на втором месте, Уэббер ехал в паре секунд позади него и, вопреки наказам менеджмента «Ред Булл», не сбавлял напор и давил на напарника, стремясь отобрать у него второе место. Как рассказал после гонки сам Марк, он не видел смысла прекращать борьбу, так как «в случае возникновения проблем у Алонсо это была бы борьба за победу». Поведение Марка в Великобритании-2011 и Малайзии-2013 сопоставляется с трудом.

Комментарии