Знаменитая «Старая кирпичница» в Индианаполисе в ближайшее воскресенье в 97-й раз в своей истории примет легендарную пятисотмильную гонку на машинах с открытыми колёсами. Предстоящий этап традиционно считается главным событием сезона IndyCar, но помимо прочего в 2013 году возрождается ещё одна исконно американская автоспортивная традиция — «Инди-500» открывает розыгрыш «Тройной Короны», обладатель которой получит миллион долларов.
В семидесятых годах в американских формульных гонках проводился конкурс под названием Triple Crown. Суть состязания заключалась в том, что гонщик, выигравший три самых престижных этапа в ходе одного сезона, получал денежный приз.
Вернувшись в календарь на сезон-2013, «триовал» в Поконо вернул в серию IndyCar и «Тройную Корону».
Изначально в «Тройную Корону» вместе с «Инди-500» входили гонки «Поконо 500» и «Калифорния 500». Единственным, кому удалось выполнить условие в 1978 году, стал Эл Анзер. Затем гонка в Калифорнии была заменена этапом в Мичигане, а после исключения этапа в Поконо из календаря чемпионата «Тройная Корона» не разыгрывалась.
Вернувшись в календарь на сезон-2013, «триовал» в Поконо вернул в серию IndyCar и «Тройную Корону» — если кому-то удастся в этом году выиграть «Индианаполис-500», затем в июле взять верх в 400-мильной гонке в Поконо и первенствовать на октябрьском финале сезона в Фонтане, гонщик получит миллион долларов.
Если говорить о потенциальных претендентах на победу в этом году, то в первую очередь стоит упомянуть трио топ-команд — 11 из 13 последних гонок выиграли представители команд «Ганасси», «Пенске» и «Андретти», и лишь в 2004-м Бадди Райс принёс успех коллективу Бобби Рэйхола, а в 2011-м году сенсационную победу одержал Дэн Уэлдон, выступавший в цветах Брайана Херты.
В последние годы наибольшего успеха в Индианаполисе добивались гонщики «Ганасси», принесшие Чипу три победы за последние пять лет — Диксон победил в 2008 году, а Франкитти первенствовал в 2010 году, а также в прошлом сезоне, когда шотландцу удалось разминуться с вылетевшим на последнем круге Такумой Сато. На этот раз, правда, ребята Чипа Ганасси квалифицировались из рук вон плохо — Райан Бриско будет стартовать 23-м, Чарли Кимболл — 19-м, а Диксон с Франкитти начнут заезд с 16-го и 17-го мест, разделив шестую линию всё с тем же Сато. Впрочем, необходимо отметить, что и год назад Франкитти с Диксоном начинали гонку из середины пелотона, что не помешало им завоевать победный дубль.
Причиной столь слабого результата в квалификации является недостаточная мощность двигателя «Хонды» по сравнению с мотором «Шевроле». «Год назад нас ещё до старта списывали со счетов, — сказал технический директор „Хонды“ Роджер Гриффитс. — Говорили, мол, мы вообще не сможем побороться за победу, но затем нам удалось всех удивить».
Необходимо отметить, что гонщики «Ганасси» оказались одними из лучших представителей «Хонды» на решётке. Лучше Диксона с Франкитти удалось квалифицироваться лишь Алексу Тальяни да Джастину Уилсону, занявшим 11-е и 14-е места, отдав первые три линии стартового поля на откуп клиентам «Шевроле». При этом восемь мест в первой девятке заняли машины «Пенске» и «Андретти».
В дружине Седого Роджера снова отличился Эй-Джей Оллмендингер, с блеском восстанавливающий репутацию после того, как две пробы показали наличие в его крови запрещённых веществ.
Для Оллмендингера предстоящая гонка будет третьей в сезоне и дебютом в «Индианаполис-500» — тем более удивительно, что с первой попытки Эй-Джей опередил опытных Хелио Кастроневеша и Уилла Пауэра.
Гонщик был отстранён от участия в NASCAR, где к тому моменту проводил уже шестой сезон. Эй-Джей взялся за ум, прошёл программу реабилитации «Дорога к восстановлению» и уже в сентябре получил право вернуться в соревнования NASCAR, а зимой получил от Роджера Пенске разрешение выступить на ограниченном расписании в IndyCar.
Для Оллмендингера предстоящая гонка будет третьей в сезоне и дебютом в «Индианаполис-500» — тем более удивительно, что с первой попытки Эй-Джей опередил опытных Хелио Кастроневеша и Уилла Пауэра. Оллмендингер квалифицировался на пятой позиции, самую малость выиграв у оставшегося шестым Пауэра, ну а Кастроневеш остался лишь восьмым.
«Я очень доволен тем прогрессом, которого нам удалось достичь за это время, и мы знаем в каком направлении нам необходимо работать, чтобы подойти к гонке во всеоружии», — заявил Оллмендингер. «На протяжении всех тренировок между нами шёл активный обмен информацией, так что мы по-настоящему неплохо подготовились. Это была упорная командная работа», — добавляет Пауэр, которому предстоит уже в шестой раз в карьере стартовать в «пятисотке».
Ну а наиболее активно в первой девятке представлена команда «Андретти» — все пять автомобилей Майкла Андретти отобрались из первого сегмента в финальный шутаут. На девятой позиции, как и в первой части квалификации, остался Джеймс Хинчклифф, выигравший в этом году в Сент-Питерсберге и Сан-Паулу. Канадец разделит третью линию стартового поля с Кастроневешем и своим партнёром по «Андретти» и действующим чемпионом Райаном Хантер-Рэем, чуть не потерявшим машину в решающей попытке на третьем повороте.
Со второй линии старта слева от Оллмендингера и Пауэра будет стартовать венесуэльский новобранец «Андретти» Эрнесто Визо, не скрывавший своего ликования по поводу четвёртого места: «Я горд тем, каких результатов мы добились. В этой команде меня окружают потрясающие профессионалы, а тот факт, что все пять наших машин квалифицировались на трёх первых линиях, говорит о том, что вся наша команда великолепна».
Третьим квалифицировался Марко Андретти, внук знаменитого Марио. В Индианаполисе Марко уже дважды финишировал третьим, а в дебютной для себя «пятисотке» 2006 года финишировал вторым.
«Мне только 21 год, а я уже буду стартовать с первой линии, как раньше это сделал Хуан-Пабло Монтойя», — Карлос Муньоз.
В той гонке он выступал вместе со своим отцом Майклом, который возглавлял гонку за четыре круга до финиша, но, когда сзади отца с сыном начал догонять Хорниш, Андретти-младший вышел вперёд, а Майкл предпочёл навязать борьбу сопернику из «Пенске», чтобы дать своему сыну возможность оторваться.
Но за три круга до финиша Хорниш на задней прямой прошёл Майкла Андретти и бросился атаковать Марко, но тот отчаянно блокировал преследователя, вынудив соперника отступить. На финальный круг Хорниш ушёл с секундным отставанием от лидера, но не сдался. Уже в третьем повороте Сэм успел зацепиться за драфт от Андретти-младшего и в четвёртом повороте был уже на заднем антикрыле дебютанта. На финишную прямую Хорниш вышел точно позади Марко и в самое последнее мгновение выскочил из драфта, опередив на отсечке своего оппонента на шесть сотых секунды. Тот финиш стал вторым самым плотным в истории «Инди-500» — рекордом по-прежнему считаются четыре сотых секунды между Элом Анзером-младшим и Скоттом Гудьиром в 1992 году.
Компанию Андретти на первом ряду стартовой решётки составит, пожалуй, главная сенсация квалификации — колумбиец Карлос Муньоз. Ранее этого пилота можно было заметить лишь в финишных протоколах различных европейских двухлитровых категорий Формулы-Рено да в евросерии Формулы-3, где ему вообще никак не удалось себя проявить — ни одной победы, ни одного поула, да и в десятку по итогам сезона попадать не удавалось.
Но в прошлом году Муньоз вернулся в родное полушарие и в рамках молодёжной программы «Андретти» дебютировал в младшей серии Indy Lights. Карлос победил в Эдмонтоне и Фонтане, закончив сезон на пятом месте. В текущем сезоне Муньоз уже выиграл два из трёх этапов Indy Lights и уверенно лидирует в общем зачёте. И в качестве приобретения опыта команда предоставила 21-летнему гонщику автомобиль для участия в «Инди-500»… Другими словами, Карлос ещё ни разу в жизни не выступал на этапах серии IndyCar и с ходу квалифицировался вторым в самой престижной гонке.
«Нет слов, чтобы описать ощущения от попадания на первый ряд с первой же попытки. Мы знали, что у нас действительно хорошая машина, но мы даже представить не могли себе таких результатов. Мне только 21 год, а я уже буду стартовать с первой линии, как раньше это сделал Хуан-Пабло Монтойя, который затем выиграл гонку», — вспоминает дебютную «пятисотку» своего куда более прославленного соотечественника Муньоз.
С первой же позиции в завтрашней гонке будет стартовать 32-летний Эд Карпентер, ранее лишь однажды выигрывавший поул — в Кентукки в 2010-м году.
«Честно говоря, гонки я люблю куда больше, чем квалификации. Так что этот успех — пусть и очень приятный — не должен дать нам повод забыть, зачем мы сюда приехали. На трассе будут ещё 32 человека, которые не меньше моего хотят победить», — заявил гонщик, победивший в Кентукки в 2011 году и в Фонтане в прошлом сезоне.
Карпентер является очень опытным гонщиком, на его счету более 130 стартов в IndyCar, однако при этом он всего семь раз финишировал в первой пятёрке. Эд не хватает звёзд с неба и регулярно подвергается легкому остракизму, поскольку он — пасынок Тони Джорджа, расколовшего в своё время американский автоспорт на два агрессивно настроенных друг к другу лагеря…
Впрочем, именно этот скромный пилот и напомнил местным болельщиком о спортивной американской мечте: Карпентер стал первым американцем, завоевавшим поул с 2006 года, но что важнее — он первый с 1975 года победитель квалификации, владеющий собственной машиной. Тогда, 38 лет назад, поул выиграл Эй-Джей Фойт, четырёхкратный победитель «Инди-500», один из наиболее титулованных гонщиков Северной Америки. В 1975 году Фойт финишировал в «пятисотке» третьим, уступив Бобби Анзеру и Джонни Разерфорду, но команда Эй-Джея до сих пор выступает в IndyCar, а её пилот — Такума Сато — завтра начнёт гонку в качестве лидера чемпионата.