Главным событием в российском автоспорте в 2012 году стало открытие трассы Moscow Raceway. Первый камень заложили ещё в 2008 году, и под Волоколамском начались активные работы, но затем темп был потерян – отголоски финансового кризиса и проблемы с подрядчиком вынудили приостановить строительство. Начали возникать опасения, что трассу постигнет та же участь, что и бесчисленное количество других проектов отечественных автодромов, которые так и не были воплощены. Но затем строительство возобновилось, и в итоге автодром открыли на два года позже, чем рассчитывали изначально.
Идейным вдохновителем и хозяином трассы, в строительство которой было вложено 5 млрд рублей, является Рустем Терегулов, который сам занимается гонками, что и стало одним из мотивов проекта Moscow Raceway. Желание пообщаться с владельцем автодрома имелось давно, и благодаря содействию пресс-службы трассы такая возможность представилась обозревателю «Чемпионат.com» после завершения этапа Мировой серии «Рено», который состоялся 22-23 июня.
— Рустем Маратович, в 2012 году уик-энд Мировой серии «Рено» был совмещён с официальным открытием автодрома, тогда ещё многое доделывалось, главная трибуна достраивалась. Можно сказать, что этап WSR сезона-2013 знаменует собой год работы автодрома. Довольны ли вы тем объёмом работы, который проделан за этот год?
— Да, доволен. Всё, что планировали, мы сделали. Кроме работ по обустройству трека
Мы имеем трёхлетний контракт с DTM, наши партнёры-промоутеры Мирового супербайка имеют длительный контракт с WSBK. Мы договорились о проведении Мировой серии «Рено» в 2014 и 2015 годах. Ведём переговоры с Марчелло Лотти по WTCC.
для нас очень важно было подготовить и провести те мероприятия, которые запланированы на этот год. Два из них уже прошли, прошли успешно. Мы довольны, надеемся, что и наши гости, участники, спортсмены тоже оценили нашу работу по достоинству.
— В нынешнем году автодром принимает четыре крупных серии: WTCC, WSR, WSBK и DTM. Можно сказать, что это оптимальный набор, или всё-таки хочется большего?
— Мы считаем, что это оптимальный набор. Тот коллектив, который готовит и проводит эти мероприятия, просто с большим набором событий не справится. По крайней мере, не справился бы в этом году, и боюсь, что не справится в следующем.
— То есть переговоров с другими сериями не ведётся?
— Мы ведём переговоры с другими сериями, но считаем, что три-четыре события – это оптимально.
— А с кем ведутся переговоры, можете конкретизировать?
— Ведём со многими, но переговоры в начальной стадии.
— И нет такого, что какая-то серия уже буквально на грани заключения контракта?
— Нет. Мы имеем трёхлетний контракт с DTM, наши партнёры-промоутеры Мирового супербайка имеют длительный контракт с WSBK. Мы сегодня (23 июня. – Прим. «Чемпионат.com») договорились о проведении Мировой серии «Рено» в 2014 и 2015 годах. Ведём переговоры с Марчелло Лотти по WTCC. Не знаю, насколько успешными они будут. Возможно, вместо WTCC будет другое соревнование.
— Тоже кузовное или необязательно?
— Необязательно.
— Нет намерений удлинить трассу, добавить прямой участок? В прошлом году говорилось о таких планах…
— Да, у нас есть достаточно проработанный проект удлинения трассы на один километр с небольшим, чтобы здесь комфортно можно было бы провести этап Формулы-1. Но этот участок нужен только для Формулы-1. Все остальные соревнования счастливы с тем, что сейчас есть. Даже DTM едет по сокращённой конфигурации протяжённостью 2,5 км. Будем строить этот участок, удлинять трассу, только если будет реальная перспектива проводить Формулу-1.
Мы хотим немного изменить конфигурацию, вместо трёх самых медленных поворотов в дальней части трассы сделать один, но очень быстрый поворот, чтобы у него на выходе была скорость 220 км/ч у машин класса GT3. Надеемся реализовать этот проект до начала следующего
Рустем Терегулов
сезона. Есть ещё один проект, наверное, вы знаете о нём: мы хотим построить гостиницу к началу сезона-2015. Ну и над входом в подземный тоннель рядом с главной трибуной мы начинаем сразу после этапа DTM, 5 августа, строить welcome-center, центр приёма посетителей со стационарным рестораном, торговой зоной и офисами для нас. Это всё, что мы планируем в ближайшее время.
— Где планируется расположить гостиницу?
— На месте нашего строительного городка. Сейчас это парковка P4.
— Какова проектировочная вместимость?
— Первая стадия, которую мы планируем реализовать: 60 четырёхзвёздных номеров и три отдельные виллы. Полный проект – 120 номеров и 13 вилл. Вилла – это небольшой коттедж с четырьмя спальнями. Коттедж способен вместить одну среднюю команду. Какое-то число механиков, по два инженера в комнате и пара номеров для гонщиков, руководителей команд.
— Не планируете обустроить новые трибуны в дальней части трассы?
— Нет, не планируем. Мы ездим, смотрим, и, к сожалению, естественные трибуны не пользуются большим спросом. Мы не считаем это целесообразным на данный момент.
— Одна из трибун названа в честь «Мерседеса» в рамках партнёрства с компанией. Ведутся ли переговоры о брендировании других трибун?
— Переговоры ведутся с другими автопроизводителями, но мы ограничены обязательствами с «Мерседесом», и, к сожалению, в соответствии с контрактом не можем пока позволить себе сотрудничество с кем-то другим.
— Соглашение распространяется и на другие трибуны?
— Да. Мы можем брендировать трибуны на отдельные мероприятия, но не можем иметь постоянного партнёра, такого, как «Мерседес».
— Вы, как гонщик, наверняка сами уже ездили по трассе. Как она вам именно с точки зрения пилота?
— Я кузовной гонщик и считаю, что трасса очень хорошо подходит для кузовных гонок. Я слышу жалобы некоторых формульных гонщиков о том, что сложно обгонять. С другой стороны, я знаю, что если сложно обгонять, значит легко защищаться. Опять же, если сложно обгонять, значит, зрители могут видеть борьбу. Не вижу ничего плохого в том, что на трассе сложно обгонять. Но мы видим из последних гонок, что обгоны возможны в самых неожиданных местах. И всё-таки при строительстве быстрого поворота постараемся учесть эти пожелания, чтобы появилось ещё хотя бы одно место, где будет легче обгонять.
— На WTCC на трибунах не было ажиотажа. Ожидали ли вы большего?
— По моим подсчётам, в воскресенье было 15 тысяч человек. Трудно было прогнозировать какое-то количество зрителей, потому что мы практически не занимались промоушеном. Активно этим занимались «АвтоВАЗ» и «Лукойл». Мы не знали, насколько серьёзно они к этому относятся, и получили то, что получили. Я считаю, что мероприятие, к которому мы готовились всего два с половиной месяца, прошло достаточно успешно.
— Когда планируется достижение самоокупаемости трассы – то есть её безубыточное содержание?
— Трасса неубыточная уже сейчас, если мы не учитываем амортизацию объекта и стоимость инвестиций. Мы покрываем свои текущие расходы, которые составляют порядка четырёх миллионов евро в год, и надеемся в этом году заработать до одного миллиона евро. А окупить инвестиции в ближайшие 30 лет эксплуатации трассы, мы считаем, невозможно.
— Какое участие вы вообще принимаете в жизни автодрома, насколько активно вовлечены в его работу?
— Я руковожу организацией мероприятий, руковожу подготовкой к
Я бы хотел на этой трассе видеть этап Формулы-1, хотел бы видеть этапы российских чемпионатов, тесты российских гонщиков и команд — больше, чем какие-то корпоративные мероприятия.
событиям.
— Не планируете проводить музыкальные фестивали протяжённостью несколько дней?
— Мы бы очень хотели, если был бы интерес со стороны каких-то промоутеров.
— Какой вы видите трассу не через год, а через 5-10 лет, какой она должна быть в отдалённой перспективе?
— Я бы хотел на этой трассе видеть этап Формулы-1, хотел бы видеть этапы российских чемпионатов, тесты российских гонщиков и команд — больше, чем какие-то корпоративные мероприятия. Понятно, я сам гонщик, и мне хочется, чтобы российский автоспорт больше присутствовал на этой трассе и развивался. Хочется самому принимать участие в каких-то национальных соревнованиях высокого уровня. Хотелось бы реализовать гостиничный проект, и хотелось бы развития территории вокруг.
— Ещё детально не думали о том, что будет вокруг трассы?
— Мы бы хотели, чтобы вокруг происходило что угодно, что развивает территорию. Мы не можем делать всё сами, хотели бы видеть других инвесторов. В прошлом году покупатели земли построили заправку «Газпромнефть», другие наши друзья купили участок и к следующему году построят достаточно крупный ресторан общественного питания с правой стороны от въезда. Возможно, это будет KFC или другой ресторан, но он будет. Хотелось бы, чтобы что-то строилось, что помогает развитию трассы и привлечению зрителей, хочется видеть инфраструктурные проекты.
— В вашей карьере гонщика был определённый перерыв, вы планировали её возобновить в 2013-м. Удалось ли?
— Собираюсь возобновить участие в гонках в следующем году, потому что в этом уже поздно. В этом году я планирую провести несколько тестов после DTM. В следующем хотел бы в какой-то гоночной серии проехать весь сезон. Может, это будет класс GT или любимый Procar, пока не знаю.
— Не было мысли выступить в Кубке «Рено Меган» на своей трассе?
— Появилась эта мысль после того, как узнал, что российский гонщик участвует в этой серии. Достаточно интересные гонки. К сожалению, в этом году не смог, поскольку был занят организацией, но в следующем году вполне возможно, почему бы нет.