"Мульти-21" и ещё четыре разочарования Формулы-1
Дмитрий Захарченко
Марк Уэббер и Себастьян Феттель
Комментарии
Перечислив ранее сюрпризы первой половины сезона Формулы-1, теперь вспоминаем некоторые события, которые пришлись болельщикам не по вкусу.

Проблемы «частного сектора»

В прошлом сезоне «Заубер» и «Уильямс», казалось, обрели свежее дыхание. «Уильямс» одержал яркую и заслуженную победу в Барселоне, Серхио Перес блистательными выступлениями на отдельных этапах сделал «Заубер» настоящей жемчужиной чемпионата. На этом фоне контракты с латиноамериканскими спонсорами выглядели надёжным базисом для развития — не только двух этих команд, но и всего «частного сектора» Формулы-1.

Новый сезон принёс разочарования обеим командам. В Гроуве рассчитывали на опыт заматеревшего бок о бок с Рубенсом Баррикелло Пастора Мальдонадо, а усилившийся Нико Хюлькенбергом Хинвил, очевидно, рассчитывал на дальнейшее сближение с мексиканскими спонсорами, готовыми поддерживать Эстебана Гутьерреса. Но и та, и другая команда допустили просчёты в разработке новых машин. Казалось бы, ничего особенного, однако подобная амплитуда в выступлениях конкретно этих двух команд показывает о том, как сложно держаться на плаву в чемпионате коллективам, не обеспеченных достаточной поддержкой — в текущих условиях даже один успешный сезон не принесёт команде долгосрочных спонсорских контрактов и надёжного базиса на методичный прогресс в ближайшем будущем.

В Уокинге разводят руками и не могут объяснить, каким образом во время тестов одна из деталей могла быть установленна вверх ногами.

«Заубер» заручился поддержкой российских партнёров, а «Уильямс» пока относительно уверенно держится на плаву за счёт безвыходности положения Пастора Мальдонадо — венесуэлец никому, кроме Гроува, в данный момент не нужен. Как долго будет продолжаться нынешний спад этих команд, никто точно сказать не может.

Потерянный «Макларен»

Одним из главных неудачников межсезонья можно смело назвать «Макларен» — легенда Формулы-1, вписанная в историю автоспорта золотыми буквами, сейчас не способна вести серьёзную борьбу даже за подиум. В Уокинге разводят руками и не могут объяснить, каким образом во время тестов одна из деталей могла быть установлена вверх ногами.

Мартин Уитмарш сменил Рона Денниса на посту руководителя команды в 2009 году, и с тех пор дела «Макларена» в Формуле-1 идут скорее по нисходящей. После железной дисциплины Рона Денниса, команда теряет из-за ошибок на пит-стопах в начале 2012 года. При относительно удачном опыте совмещения новаторских идей с заложенным в предыдущие модели машин базисом, инженеры принимают необъяснимое решение разрабатывать машину 2013 года с нуля. При всем своем опыте и бюджете, «Макларен» уступает в Кубке Конструкторов «Форс Индия» — команде эксцентричного индуса, который состав пилотов объявил в последний момент. Неудивительно, что из Уокинга разбежались и Хэмилтон, и Лоу.

Сегодняшний «Макларен» представляет собой разобранный механизм, пытающийся собрать сам себя по зарекомендовавшим ранее, но давшим сбой схемам. Жизнь этим схемам обеспечивал каждодневный контроль Рона Денниса, а без него в Уокинге могут лишь недоуменно оглядываться. Деннис знал, как поддерживать в боеспособном состоянии каждый отдельный элемент всего механизма, Уитмарш же бросает на починку пробоин все ресурсы. Разобравшись с пит-стопами, команда недосмотрела с разработками, изучая собственные изобретения, поставила не тем местом деталь на тестах.

Если бы не известность бренда в автоспортивных кругах и неожиданное решившаяся на возвращение в Формулу-1 «Хонда», это могло бы стать началом конца «Макларена». Но хуже того, этот конец мог бы остаться столь бесславным, вымученным и практически неоправданным, как многолетняя агония «Тиррелла».

Вся Формула-1 по-прежнему держится на личностях — это придаёт очарование истинно техническому виду спорта, однако даже столь сильные и нерушимые структуры, как «Макларен», сегодня оказываются не у дел. У Уитмарша появилась возможность реаблитироваться под крылом «Хонды», но если в Уокинге не сделали должных выводов — дружина Рона Денниса станет прошлым и «Макларен» так или иначе перейдёт под контроль совершенно другим людям.

Вероломство «Мерседеса»

«Мерседес» пришёл в Формулу-1 уверенной поступью победителя, однако возвращение заводской команды серебряных стрел оказалось не столь триумфальным, как того ожидали владельцы концерна. На фоне Росберга Шумахер смотрелся уставшим ветераном, скорость автомобиля была далека от той, что демонстрировал его предшественник. Вопросов о целесообразности прихода заводской командой набиралось больше, чем очков.

В прошлом году ситуация пошла на поправку — «Мерседесы» оказались чуть ли не быстрейшими на одном быстром круге, но проблемы с резиной ставили крест на победных амбициях немцев. К 2013 году, несмотря на все жертвы второй половины прошлого года, проблемы остались примерно там же, хотя в Малайзии подиум Хэмилтона и стал лучом надежды. Впрочем, тщетным. Инженеры не контролировали проблемы с шинами, и речи об их окончательном решении не шло.

2013 год показал, что в Брэкли готовы играть грубо. Воротилы крупного бизнеса не просто так вложили деньги в команду Формулы-1.

Неожиданно на Гран-при Монако грянул скандал — «Мерседес» обвинили в тестах с «Пирелли». Инициированная проверка и заседание Трибунала уже сами по себе свидетельствовали о том, что команда из Брэкли нарушила регламент, а обвинительный вердит стал лишь формальностью. Команду лишь пожурили отлучением от тестов, а в Сильверстоуне и Будапеште «Мерседесы» снова одержали победу. Теперь Хэмилтон называется главной угрозой Феттелю…

2013 год показал, что в Брэкли готовы играть грубо. Воротилы крупного бизнеса не просто так вложили деньги в команду Формулы-1, однако какого-либо эффекта от выступления в чемпионате мира не оказалось — одно лишь присутствие в Ф-1 такому бренду, как «Мерседес», выгоды не приносит. А вот чемпионату — приносит.

В Брэкли, где теперь собрались непонаслышке знающие об интригах люди (Росс Браун, Ники Лауда, Льюис Хэмилтон), это понимают. И пользуются всем тем, что им предоставляет ситуация. Обвинять их в этом глупо — они лишь используют свои возможности и им глубоко плевать на судьбу или чистоту спорта.

Вероломное движение «Мерседеса» к чемпионскому титулу во что бы то ни стало рискует всколыхнуть в Формуле-1 очередную волну судебных войн и гонок бюджетов. В роли сдерживающего фактора здесь могут выступать лишь Берни Экклстоун да IPO, но одному грозят тюрьма или пенсия, а второе рано или поздно свершится и развяжет руки, в которых сконцентрированы более влиятельные рычаги влияния, нежели идеи спортивной борьбы.

Очередное отставание «Феррари»

Лука ди Монтедземоло год за годом обещает, что уж в этом-то году «Феррари» точно будет бороться за чемпионский титул, но красный воз и ныне там. Уже который сезон подряд автомобили из Маранелло не способны сражаться за первые линии стартовой решётки, после чего бороться с гонщиками «Ред Булл» становится уже поздно. При этом инженеры коллектива не только не могут придумать решений текущим проблемам, но также не в состоянии придумать новые оправдания.

«Феррари» ежегодно получает от администрации чемпионата бонус в десятки миллионов — за верность и долголетие. Итальянская конюшня традиционно очень популярна у болельщиков и по праву стоит в паддоке особняком. Но в связи с неутешительными результатами последних лет, Фернандо Алонсо уже проверяет возможности трудоустройства в других местах — возможно, не на будущий год, а на случай, если с новым техническим регламентом в Маранелло с проблемами не разберутся. Гонщик может увести за собой деньги испанских банкиров, а многолетний табачный партнёр «Скудерии» уже объявил о сокращении расходов на команду. Такими темпами, «Феррари» придётся жить на одну лишь пенсию от ФОМ.

Складывается ощущение, что каждый год «Феррари» пытается успеть на уходящий поезд и каждый год итальянцам не хватает совсем чуть-чуть. Казалось бы, в 2010 году Алонсо был очень близок к третьему титулу, да и в 2012-м боролся до последнего. Но каждый раз «Скудерия» проигрывает.

Год за годом «Феррари» натыкается на одни и те же грабли, но даже приходящие в команду новобранцы не могут решить сложившийся ребус. Пришедшая к власти в Маранелло итальянская диаспора даже близко не подобралась к былым успехам. Пэт Фрай не смог разобраться в происходящем, сможет ли перед новым сезоном всё разрулить Джеймс Эллисон?

Жемчужина Формулы-1, ведущая команда чемпионата мира отчаянно цепляется за пришедших со стороны специалистов. После многолетних побед Шумахера в Маранелло, похоже, на время забыли, что гонщику нужен подобающий штаб инженеров, а вот теперь собирают команду вокруг Алонсо методом подбора.

Дальнейшая судьба одного из самых ярких союзов гонщика и команды за последние годы теперь зависит от того, успеют ли в Маранелло методом случайного перебора собрать нужных людей.

После слов промоутера это стало практически официальной позицией — Формула-1 это такой спорт, в котором команда может играть против одного из своих спортсменов.

«Мульти-21»

Финиш Гран-при Малайзии обернулся достаточно громким скандалом — явно расстроенные лица гонщиков, финишировавших на первой и второй позициях, стали лучшей антирекламой Формулы-1. Как выяснилось, в этом виде спорта может что-то пойти не так, и победитель не будет праздновать свой успех, а затем — начать извиняться за него.
К поступку Себастьяна Феттеля в этой гонке можно относиться по-разному, что и продемонстрировала пресса по всему миру. Одни эксперты говорили о том, что немец должен понести дисциплинарное наказание, кто-то утверждал, что команде необходимо отстранить его от выступления в одном Гран-при, но также звучали мнения о том, что гонщик должен стремиться к победе и ошибка Феттеля была лишь в том, что он начал извиняться.

Автоспортивный мир затаил дыхание в ожидании исхода инцидента. И ничего. Ровным счетом ничего. Никаких мер к Феттелю применено не было, никаких конкретных заявлений от руководства команды не последовало, гонщики перед фотокамерами пожали руки. И все. Никаких заявлений от Дитриха Матешитца, считавшегося защитником Уэббера в команде. Формула-1 так ничего от «Ред Булл» после этого инцидента не получила.

Да, спустя столько времени становится ясно, что для команды это был оптимальный выход со всех точек зрения. Просто Марк Уэббер спокойно заявил о своем уходе из Формулы-1, где все его последние контракты были сроком на год. Да, становится ясно, что Уэббер уже едва ли сам видел себя соперником Феттеля, да, он сам держал себя на коротком поводке. И на фоне всего этого Берни Экклстоун рассказывает историю о недолитом своему гонщику топливе.

После слов промоутера появилась практически официальная позиция: Формула-1 — это такой спорт, в котором команда может играть против одного из своих спортсменов, чтобы победил другой. Наверное, разбивать машины в угоду первому номеру команды пока рано, но, кажется, это добавило бы зрелищности гонкам?

Жизнь в «Ред Булл» продолжается по накатанной, а сейчас одной из главных тем остаётся возможный контракт команды с Кими Райкконеном. Обсуждается, по каким именно критериям руководство выберет напарника Феттелю. Наверное, эти обсуждения захватывающи и интересны, но разве не была бы более захватывающей схватка двух отважных пилотов на одинаковой технике в борьбе за победу в Гран-при Малайзии вплоть до последнего круга?

Комментарии