Показать ещё Все новости
Незавершённый бизнес. Зачем Кими "Феррари"
Пётр Геллер
Кими Райкконен
Комментарии
"Феррари" объявила о возвращении Кими Райкконена в сезоне-2014. Анализируем причины и предвкушаем борьбу с Фернандо Алонсо.

Фотогалерея. Кими Райкконен в «Феррари»: 2007-2009

Напоминать о том, при каких обстоятельствах Кими Райкконен покидал «Феррари», никакого смысла нет: у большинства зрителей Формулы-1 та мыльная опера с приходом Фернандо Алонсо на место финна ещё свежа в памяти. В связи с этим ещё три недели назад предположения о возможном возвращении Айсмена казались всего лишь шуткой, но всё обернулось совершенно неожиданным образом: теперь соглашение подтверждено официально. Как же всё это произошло?

РАЙККОНЕНУ НУЖНА ТОП-КОМАНДА

Главная причина, которая должна привести Райкконена в «Феррари», — статус топ-команды. «Лотус» — это, конечно, хорошая команда, но до топов не дотягивает. Второй год подряд коллектив из Энстоуна строит конкурентоспособную машину, но «гонку вооружений» по доработке болида проигрывает. В то же время «Феррари» исправно строит довольно быстрые автомобили. Провалы бывают — кому как не Кими, ездившему на «ведре» F60, это знать, но в прошедшие четыре года болиды «Скудерии» были на достаточно хорошем уровне (за исключением, пожалуй, 2011-го), Фернандо Алонсо дважды до последнего боролся за чемпионский титул и регулярно побеждал.

Заводская поддержка, солидный и стабильный бюджет, активно вовлечённый в работу гений Рори Бирн, знакомый по «Лотусу» Джеймс Эллисон — у Кими очень много причин, чтобы согласиться на предложение из «Феррари».

В следующем году Формулу-1 будет сильно трясти в связи с новым техническим регламентом. «Лотус» недавно обрёл мощного инвестиционного партнёра (хотя сделка ещё не завершена), но это вовсе не означает, что в технологическом плане команда будет успешна. Тем более что работа над болидом 2014 года уже кипит давно, и у «Феррари» ресурсов для этого, очевидно, больше. Заводская поддержка, солидный и стабильный бюджет, активно вовлечённый в работу гений Рори Бирн, знакомый по «Лотусу» Джеймс Эллисон — у Кими очень много причин, чтобы согласиться на предложение из «Феррари», и деньги здесь вовсе не играют ключевую роль. К этому надо прибавить, что времени на адаптацию в знакомой команде ему много не потребуется: по словам самого Кими, он чувствовал себя в Маранелло вполне комфортно.

РАЙККОНЕНА ПРИТЯГИВАЕТ КРАСНОЕ

Когда в 2006-м, во времена выступлений Райкконена за «Макларен», было объявлено о грядущем уходе в «Феррари», очень популярными стали футболки с надписью «Кими, красное тебе не идёт». Но на деле оказалось, что красный цвет сочетается с финном не так уж и плохо. Выступать за «Феррари» — мечта практически для каждого гонщика мира. И не надо думать, что если этот гонщик — Айсмен, которому, как кажется со стороны, многое безразлично, то он не мечтает о гарцующем жеребце. «Скудерия» — единственная команда, выступающая в Формуле-1 с самого старта серии в 1950 году. Когда тебя зовёт под свои знамёна поистине легендарная команда, устоять трудно. «Феррари» — марка, окружённая ореолом величия и престижа.

Отрезок карьеры Райкконена, проведённый в Маранелло, оставил ощущение недосказанности. Крайне спорная попытка команды в 2008-м сделать ставку на Фелипе Массу и чудовищная машина 2009 года не позволили финну добиться тех успехов, на которые рассчитывали он и его болельщики. Чемпионский титул Кими завоевал, чему «Скудерия» была очень рада: она доказала, что способна побеждать и без Михаэля Шумахера с Россом Брауном. Но потенциал-то был куда выше. Райкконен не довёл начатое до конца, у него остались незавершённые дела в «Скудерии». Вряд ли подобные мысли копошатся в голове у самого финна, но подспудно такое чувство присутствовать может.

«ФЕРРАРИ» НУЖНО ЧЕМПИОНСТВО

Куда более интересен вопрос, зачем «Феррари» решила вернуть гонщика, которого сама убрала четыре года назад и даже приплатила ему денег, чтобы в 2010-м он не переходил в стан конкурентов. Возможно, Лука ди Монтедземоло проникся тем фактом, что с финном «Феррари» за три года завоевала три титула (один в личном зачёте и два в Кубке Конструкторов), без него — ноль титулов за четыре сезона. А ведь главное для «Скудерии» вовсе не участие, а победа.

В нынешнем сезоне стало окончательно ясно, что с Массой не сваришь каши в плане борьбы за командный зачёт. Пока Алонсо побеждает, штампует подиумы и является ближайшим преследователем Себастьяна Феттеля, Масса лишь четырежды за 12 гонок финишировал в топ-5.

В 2007-м Алонсо «зажигал» уже в «Макларене», где не мог управиться с Льюисом Хэмилтоном. Так что запасайтесь попкорном, господа!

Для второго места в командном зачёте этого может оказаться достаточно, но вторая позиция — не место «Феррари». С более сильным напарником испанского гонщика «Скудерия» уж один из четырёх кубков точно смогла бы зацепить. К примеру, если сложить очки Алонсо и Кими за 2012-й год, подсчёт покажет, что вместе они обошли бы «Ред Булл». И в нынешнем сезоне разница в очках между Фернандо и Фелипе фактически составляет отставание «Феррари» от «Ред Булл» — с небольшой погрешностью.

И конечно, нельзя забывать о маркетинговой и имиджевой стороне вопроса. Пара пилотов Фернандо Алонсо – Кими Райкконен — это мощнейший удар по конкурентам. Сопоставимая по силе пилотов с таким же маркетинговым и спортивным потенциалом пара в истории Формулы-1 была, пожалуй, лишь раз — когда «Макларен» объединил Айртона Сенну и Алена Проста.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Несколько слов нужно сказать о «роли пружины в истории». Поговаривают, что ди Монтедземоло хотел объединить Райкконена и Алонсо в команде ещё в 2010 году, пригласив Фернандо на место Массы. Но после Гран-при Венгрии, на котором прилетевшая в шлем пружина вывела бразильца из строя на полгода, руководство «Скудерии» не сочло возможным выставить Фелипе за дверь в такой непростой жизненный момент, и расстаться пришлось с Кими. Доподлинно неизвестно, насколько эта история правдива, но решение пригласить Райкконена сейчас намекает, что подобная теория имеет под собой почву.

ШОУ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

Наличие пары Райкконен — Алонсо не только делает «Феррари» фаворитом в борьбе за оба титула и гарантирует высокие результаты. Этот состав обещает, что сезон-2014 превратится в настоящее шоу для болельщиков. Кими не только поможет команде с Кубком Конструкторов, он обязательно будет стремиться бороться и в личном зачёте и не смирится с позицией второго гонщика. Более того, «Скудерии» нет смысла приглашать гонщика такого калибра с большим окладом, чтобы делать из него второй номер.

С другой стороны, Фернандо за четыре года обеспечил себе в «Скудерии» тепличные условия и явно не будет доволен тем, что потеряет статус первого номера и уже не будет в команде однозначным фаворитом. Сотрудники были достаточно лояльны к Райкконену во время совместной работы, и вполне вероятно, что Кими снова установит с ними тёплые отношения. Сам Фернандо говорит, что ему всё равно, кто будет напарником, и он смирится с любым решением руководства, хотя ранее в прессе появились сведения, что он резко против возвращения финна. Впрочем, если верить той же прессе, положение самого Алонсо в команде пошатнулось.

Фернандо очень не любит, когда напарник начинает ехать с ним на равных или даже быстрее. Когда в 2004 году его начал затмевать Ярно Трулли, Флавио Бриаторе пришлось в срочном порядке избавляться от итальянца. В 2007-м Алонсо «зажигал» уже в «Макларене», где не мог управиться с Льюисом Хэмилтоном. Так что запасайтесь попкорном, господа!

Кими не остановило даже то, что он отправляется в логово Фернандо Алонсо. Очевидно, финн и его менеджеры получили гарантии того, что возможности будут предоставляться равные.

РЕЗЮМЕ

Две главных составляющих решения Кими — технические возможности команды и нереализованные амбиции. Когда руководитель команды Стефано Доменикали заявлял, что по-прежнему сохраняет дружеские отношения с Райкконеном, в это слабо верилось после досрочного прекращения сотрудничества. Однако всё на деле оказалось именно так: для финна, к удивлению многих, не возникло проблем с тем, чтобы принять приглашение выгнавшей его команды.

Кими не остановило даже то, что он отправляется в логово Фернандо Алонсо. Очевидно, финн и его менеджеры получили гарантии того, что возможности будут предоставляться равные. Из других вариантов у Райкконена оставался, по сути, только «Лотус», перспективы которого перманентно вызывают сомнения. Решение вернуться в «Скудерию» может стать ошибочным, войти дважды в одну и ту же реку нельзя. Но после провала переговоров с «Ред Булл» этот шаг — самый надёжный. Выбор между финансово нездоровым «Лотусом» и «Феррари» даже с учётом присутствия Алонсо достаточно очевиден.

Формула-1. Состав команд-2014

Комментарии