До «Гонки»: как раньше снимали кино об автоспорте
Дмитрий Захарченко
Комментарии
«Гонка» — далеко не первая попытка снять кинохит про автоспорт. Насколько успешными были предшественники авторов Rush?

«Гран-при»

Подмять под свои коммерческие нужды автоспорт режиссёры и продюсеры пытаются уже давно. Например, большого успеха добилась авантюрная комедия «Большие гонки» с Джеком Леммоном и Тони Кёртисом в главных ролях. Сюжет шутейного фильма Блейка Эдвардса во многом основывался на трансконтинентальной гонке Нью-Йорк-Париж 1908 года. Эта картина даже получила премию «Оскар», однако первым по-настоящему масштабным фильмом, посвящённым кольцевым гонкам, стала лента «Гран-при».

Фильм «Гран-при»

Фильм «Гран-при»

Ключевой особенностью «Гран-при» стало то, что в картине очень подробно показаны сами гонки – в ленте использовались не только кадры реальных заездов, в съёмках были задействованы настоящие автомобили Формулы-3, замаскированные под машины Формулы-1. Более того, на Гран-при Бельгии 1966 года с последнего места вне зачёта стартовал оборудованный кинокамерой «Макларен», за рулём которого находился Фил Хилл, а Бобу Бондуранту пришлось сменить номер – занятая им «восьмёрка» уже была задействована сюжетом картины. В качестве дублёров исполнителей главных ролей выступили Джон Сёртиз, Крис Эймон, Джеки Стюарт и Лоренцо Бандини, а целый ряд гонщиков, включая Йохена Риндта, Грэма и Фила Хиллов, Фанхио и Брэбэма, появились на экране в камео.

Интересно, что сюжетные линии личной жизни гонщиков подчинены генеральной – борьбе четырёх пилотов за чемпионский титул. Напряжённый сюжет и головокружительные на то время съёмки сделали «Гран-при» суперхитом – картина получила три «Оскара» и две номинации на «Золотой глобус». Впоследствии в США сняли ещё две картины в похожем жанре – «Победители» с Полом Ньюманом в главной роли и «Ле-Ман» с участием Стива Маккуина, но успеха «Гран-при» эти картины повторить не смогли.

«Дни грома»

Следующим фильмом, благосклонно принятым критиками, стала спортивная мелодрама «Дни грома», главные роли в которой исполнили Том Круз, Николь Кидман и Роберт Дюволл. В отличие от «Гран-при», в этой картине акцент смещён в сторону психологии героев и отношениями между ними – сюжет основан на взаимоотношениях опытного крю-чифа Гарри Хогга и Коула Трикла, перспективного пилота, перешедшего из гонок на машинах с открытыми колёсами в высший дивизион NASCAR.

Картина пестрит автоспортивными нюансами, изложенными в диалогах главных героев, — крю-чиф учит гонщика бережно обращаться с шинами, попутно рассказывая ему тонкости настройки автомобиля: «Здесь у тебя машина вдвое тяжелее, а шины – вдвое уже. Ты должен пилотировать аккуратнее и больше думать». С какого-то момента психологизм начинает играть в картине ведущую роль, тем не менее все события разворачиваются в контексте конкурентной борьбы NASCAR.

Фильм «Дни Грома»

Фильм «Дни Грома»

Фильм получил весьма хорошую кассу, собрав почти 160 миллионов долларов в международном прокате при бюджете в 60 миллионов. Многие зрители, знакомые с эстетикой автоспорта, считают «Дни грома» лучшей художественной лентой о гонках NASCAR, но серьёзную конкуренцию этой картине составляет телевизионный фильм «3: история Дэйла Эрнхардта», в которой показана жизнь знаменитого «Устрашителя» от детских лет вплоть до самой гибели на «Дайтоне-500» в 2001 году.

«Гонщик»

В том же 2001 году на экраны вышел фильм Сильвестра Сталлоне «Гонщик», получивший широкую огласку за счёт регулярных появлений голливудского актёра в паддоке Формулы-1. Сталлоне не смог договориться с Берни Экклстоуном и решил снять картину об американских гонках с открытыми колёсами. Из этой затеи вышел не то чтобы добротный фильм о борьбе колесо в колесо на уличных трассах, а скорее фантазии Сталлоне на тему гонок серии CART.

Картина рассказывает о противостоянии молодого идеалиста Джимми Блая и действующего чемпиона серии Бо Бранденбурга, разворачивающегося на фоне своеобразной борьбы за сердце красавицы Софии. Руководитель команды Блая нанимает ему в напарники ушедшего на покой ветерана Джо Танто, которого, само собой, играет Сталлоне.

Фильм «Гонщик»

Фильм «Гонщик»

Интересно, что для съёмок «Гонщика» использовались «Лола» «Чип Ганасси Рэйсинг», на которой выступал Хуан-Пабл Монтойя, и пара «Рейнардов» «ПакУэст Рэйсинг», которые в год съёмок в серии CART пилотировали Маурисио Гужельмин и Марк Бланделл. Для съёмок даже был перекрашен шлем Бланделла, чтобы вместо инициалов MP на каске Сталлоне было написано JT. Сейчас, кстати, «ПакУэст» под новым брендом – KV Racing Technology – и под новым руководством в лице Джимми Вассера и Кевина Калкховена продолжает успешные выступления в американских формулах – в этом году Тони Канаан принёс этому коллективу победу в «Индианаполис-500».

Ну а сам фильм провалился в прокате и получил разгромную критику. Продюсерам даже не удалось отбить бюджет – «Гонщик» не собрал и 55 миллионов при вложениях в 94 миллиона. Картина получила семь номинаций на «Золотую малину», а известные в США телеведущие Джей Лено и Ричард Роупер назвали эту ленту «худшим фильмом о машинах в истории». В общем, это отличный пример того, как жадность Экклстоуна пошла Формуле-1 на пользу.

«Рики Бобби: Король дороги»

Следующей попыткой приобщить широкую публику к автоспортивной культуре стала комедия «Рики Бобби: Король дороги», спродюсированная одним из идеологов кинематографа о kidult-поколении Джуддом Апатоу. Фильм рассказывает о паре пилотов доминирующей в высшем дивизионе NASCAR команды, вызов которым бросил пришедший из Формулы-1 француз Жан Жирар.

Главные роли исполняют известные комики Уилл Феррел и Джон Си Райли, а французского «легионера» сыграл Саша Барон Коэн. Картина насыщена множеством шуток и стёба в духе комедий Феррелла и его коллеги Адама Сэндлера, при этом многие колкости направлены на конкретные нюансы гонок сток-каров. В «Рики Бобби: Король дороги», например, высмеивается доходящая до абсурда работа пилотов по линии спонсоров.

Фильм «Рики Бобби: Король дороги»

Фильм «Рики Бобби: Король дороги»

Кроме того, в одном из эпизодов Жан Жирар, легко проходящий четыре одинаковых поворота после опыта выступлений в Формуле-1, читает во время гонки газету и пьёт кофе. Знатокам культуры NASCAR также придётся по душе эпизод, когда самый популярный пилот США Дэйл Эрнхардт-младший берёт автограф у Рики Бобби со словами: «Только остальным не говори». В камео также появились гонщики Джейми МакМюррей и Грег Биффл, регулярные комментаторы телеканала FOX, а также ряд других известных в NASCAR личностей.

Фильм благосклонно приняли критики, отмечая также немалую долю шуток, понятных в контексте гонок NASCAR. А в 2009 году Карл Эдвардс даже исполнил импровизированный оммаж фильму – после аварии на последнем круге гонки в Талладеге гонщик бегом пересёк линию финиша под аплодисменты публики. «В принципе, мне нравится Уилл Феррелл, он сделал так в концовке „Короля дороги“, и я решил повторить», — сказал потом Эдвардс на шоу Ларри Кинга. В широком смысле этот фильм показывает как Америка смеётся над собой.

«Сенна»

Наконец, одной из самых ярких попыток рассказать о гонках средствами киноязыка предпринял Азиф Кападия, снявший документальный фильм «Сенна». Создатели фильма получили беспрецедентный доступ к архивам ФОМ, а также к архивам, остающимся в распоряжении семьи Айртона. Помимо документальной хроники в ленте также присутствует множество интервью с современниками «Волшебника» — здесь показаны разговоры и с Сидом Уоткинсом, и с Аленом Простом, и с Нельсоном Пике, и с журналистами того времени, и с родственниками Айртона.

Многие отмечают в качестве недостатка авторскую, прямо говоря, расстановку акцентов, тем не менее необходимо признать, что с точки зрения кино фильм получился отличным – динамика развития фильма, монтаж и атмосфера не уступают иным художественным остросюжетным лентам, и фильм может быть интересен даже тем, кто никогда о Сенне не слышал.

«Сенна» заслуженно получил две награды BAFTA, а также приз зрительских симпатий в категории «Документальный фильм» на крупнейшем фестивале независимого кино «Санденс». В прокате фильм окупился пять раз – при бюджете немногим больше $ 1,6 млн он собрал более восьми миллионов долларов.

Комментарии