«Ред Булл» во главе с Дитрихом Матешицем и Хельмутом Марко умеет, как говорится, «дать стране угля». В конце 2011 года внезапно было объявлено о полной смене состава «Торо Россо». Спустя два года официальное объявление пилотов на сезон-2014 стало не менее сенсационным.
То, что действующим пилотам «Торо Россо» места на следующий сезон не гарантированы априори, было ясно изначально – руководство «энергетической» компании принимает кадровые решения по младшей команде в конце каждого сезона. Но Жан-Эрик Вернь выступает вполне сносно, учитывая уровень машины, и ему решили дать ещё один сезон. Австралиец Даниэль Риккардо же пойдёт на повышение – ранее было объявлено, что он сменит своего соотечественника Марка Уэббера в «Ред Булл».
В конце 2011 года внезапно было объявлено о полной смене состава «Торо Россо». Спустя два года официальное объявление пилотов на сезон-2014 стало не менее сенсационным.
Основным претендентом на освобождающееся место сразу стал португалец Антониу Феликс да Кошта, который провёл феерическую концовку сезона-2012 в Формуле «Рено» 3,5 и выступал там же в 2013-м, хоть и менее успешно. Собственно, португалец уже не раз работал на тестах Формулы-1: он пилотировал «Ред Булл» в Абу-Даби в конце 2012 года, участвовал в составе основной команды в молодёжных тестах в середине июля 2013-го, а на Гран-при Китая даже исполнял обязанности запасного пилота. Квята, можно сказать, летом всерьёз не рассматривали на 2014-й, о чём говорит тот факт, что на тестах молодых пилотов в Сильверстоуне ему выделили всего полдня в «Торо Россо». Да Кошта получил в сумме два дня, Сайнс-младший – полтора.
Но чтобы застолбить за собой место, да Коште надо было успешно выступать в Формуле «Рено» 3,5. Это португальцу не удалось – весь сезон он сталкивался с проблемами, выиграл лишь три гонки (хотя две победы одержал в сентябре и, казалось, ими обеспечил себе попадание в «Торо Россо») и не смог вмешаться в борьбу за титул. Завершить сезон на мажорной ноте да Коште тоже не удалось – в Барселоне он остался вне подиума, а во второй гонке даже без очков.
Бытовало мнение, что «Торо Россо» не будет торопиться с решением, по меньшей мере, до окончания сезона GP3 — ещё одной молодёжной серии, в которой Даниил Квят продолжает борьбу за чемпионский титул. Впереди один заключительный этап в Абу-Даби, а отставание Квята от первой строчки составляет всего семь очков. Да и сам руководитель команды Франц Тост говорил, что решение относительно напарника Верня будет принято лишь по окончании сезона-2013 Формулы-1.
Что сподвигло энергетиков к резкому решению – невнятное выступление да Кошты в Барселоне или другие причины – непонятно, но поздним вечером 21 октября «Торо Россо» объявила о подписании контракта с Даниилом Квятом. Уроженец Уфы обставил ещё одного звёздного участника молодёжной программы — Карлоса Сайнса-младшего, сына двукратного чемпиона мира по ралли. Даже его шансы считались выше, в первую очередь благодаря имени и раскрутке, но также и благодаря отменной скорости.
Но Квят, в 2011-м уступивший Сайнсу во время совместных выступлений в Формуле «Рено» 2,0, взял убедительный реванш в 2013-м. В GP3 Даниил, как уже сказано, уступает лидеру всего семь очков и сохраняет шансы на титул, у него на счету две победы и ещё два подиума. В то же время Сайнс потерял математические шансы на чемпионство, и в его активе всего два подиума. Таким образом, Даниил обошёл соперника в совершенно равной борьбе: они оба выступали в составе команды «Арден».
«Ред Булл» в 2013-м параллельно отправил Квята набираться опыта в европейскую Формулу-3. Там россиянин не был заявлен для участия в борьбе за чемпионский титул, соответственно и давления никакого не испытывал, что позволило ему гоняться без оглядки на количество очков. Как итог – пять поул-позиций, пять подиумов и одна победа в шести этапах. Подводили разве что старты на малознакомой технике: Квят на первых метрах обычно терял позиции, а не отыгрывал их.
Если отбросить в сторону эйфорию, станет ясно, что времени радоваться у Даниила не так и много. Это кажется, что до марта и дебюта в Формуле-1 целых полгода. На самом деле это время пролетит незаметно, а объём работы ждёт Даниила невероятно большой – и с точки зрения физической подготовки, и в техническом плане.
Откровенно говоря, у людей, вовлечённых в автоспорт, было мало сомнений в том, что однажды Квят станет пилотом Формулы-1 (о том, как его карьера развивалась до 2013-го, мы уже рассказывали). Но равно почти никто не сомневался, что его ещё не будет в чемпионате мира в 2014-м. В какой-то момент казалось неизбежным, что да Кошта займёт место Риккиардо, а Даниил проведёт следующий сезон в GP2 или, что ещё более вероятно, в Формуле «Рено» 3,5. Руководители программы, которые иногда следуют только им ведомой логике, приняли иное решение.
В понедельник вечером автоспортивный сегмент Интернета буквально взорвался после новости о Квяте – взбудоражены оказались все, не только россияне, хотя среди них, понятное дело, положительные эмоции зашкаливали. Гонщики один за другим поздравляли Даниила, даже да Кошта. Он не стал скрывать, что разочарован решением «Ред Булл», но пожелал Квяту удачи. Правда, приправил он это шуткой о том, что теперь ищет нового соседа – ведь, как известно, Антониу и Даниил в настоящее время проживают в одной квартире в Милтон-Кейнс.
Этаким буревестником можно считать тот факт, что Квят был вызван «Ред Булл» для проведения аэродинамических тестов в минувшие выходные. Хотя никто не воспринял это как предпосылку к грядущему объявлению, благо что аэродинамические тесты – занятие рутинное, и доверяют их как раз молодым пилотам, дабы дать лишнюю возможность посидеть за рулём болида.
Если отбросить в сторону эйфорию, станет ясно, что времени радоваться у Даниила не так и много. Это кажется, что до марта и дебюта в Формуле-1 целых полгода. На самом деле это время пролетит незаметно, а объём работы ждёт Даниила невероятный – и с точки зрения физической подготовки, и в техническом плане. С командой Даниил уже познакомился в Сильверстоуне, но теперь предстоит тесное сотрудничество. Впрочем, здесь у него есть преимущество – Квят говорит по-итальянски и до Великобритании жил в Риме, что должно позволить ему быстро найти общий язык с командой.
Отсутствие опыта, безусловно, будет сказываться — от этого никуда не деться. Вдвойне сложнее придётся в связи с тем, что дебют Даниила придётся на внедрение нового технического регламента, от которого до сих пор неизвестно, чего ждать. Хотя в болидах «Торо Россо» до сих пор используют многие наработки чемпионских болидов «Ред Булл», а в 2014-м команда получит двигатели и коробки передач «Рено», что должно помочь использовать эти наработки ещё более эффективно. Не стоит забывать и о том, что в Фаенце трудится Джеймс Ки, который умеет строить хорошие болиды, в чём мы убедились на примере «Заубера» и «Форс Индия».
Квяту предстоит показать себя на фоне более опытного напарника Жан-Эрика Верня, у которого за плечами будет уже два сезона в Формуле-1. Пусть выступления француза не кажется блестящими, но можно не сомневаться, что скорость от него никуда не делась. В конце концов, если бы он работал недостаточно убедительно, «Ред Булл» ничего не стоило убрать его и сделать пару да Кошта – Квят, но вместо этого с Вернем контракт продлили.
Для России особенно важно, что в чемпионат мира пилот пробился не благодаря финансовой поддержке, а исключительно благодаря результатам и своей скорости.
Квяту придётся столкнуться со всеми теми атрибутами, которые неизбежны для новичка: новый уровень конкуренции, более плотный график, возможно, в чём-то менее дружелюбная атмосфера, чем в младших сериях, большое число новых трасс. Статус гонщика Формулы-1 обязывает к бешеному ритму.
Даниил уже совершил безумный прорыв, вырвав место в «Торо Россо» в, казалось, безнадёжной борьбе. Многие зарубежные журналисты скептически относятся к выбору «Ред Булл», полагая, что Квят ещё слишком молод и неопытен, а да Кошту незаслуженно «прокатили». В сезоне-2014 к выступлениям юного россиянина будет приковано огромное внимание. Тем более есть с кем сравнивать: и с предыдущими выпускниками программы «Ред Булл», и с Сергеем Сироткиным, который должен стать гонщиком «Заубера».
Как подчеркнул Франц Тост, у Дани есть все задатки для того, чтобы прогрессировать в Формуле-1. Сомнений в его скорости и способностях нет, но всего этого недостаточно. Главное – много и упорно работать и не сломаться под психологическим прессингом. Раньше Квяту это удавалось, в психологической устойчивости он может многим дать фору, но чемпионат мира – качественно новый уровень. Нехватка опыта и отсутствие должной уверенности может сказаться в самый неподходящий момент, как это происходило в первой половине сезона с Эстебаном Гутьерресом. Никто не сможет предсказать, справится ли Квят с этим вызовом, тут всё зависит только от самого Даниила.
Для России особенно важно, что в чемпионат мира пилот пробился не благодаря финансовой поддержке, а исключительно за счёт результатов и своей скорости. «Ред Булл» приметил Квята три года назад, взял под своё крыло, и с тех пор Даниил доказывал верность выбора программы, убедив и патронов, и всех окружающих в своём таланте. Программа «Ред Булл» — едва ли не единственная лазейка в современной Формуле-1, позволяющая пробиться в серию без крупных личных спонсоров, и россиянин ею воспользовался. Но путь Даниила только начинается. Иметь потенциал для того, чтобы стать чемпионом мира – это одно, а реализовать потенциал – совсем другое.
В сезоне-2014 у России будет по меньшей мере один пилот Формулы-1 (а если с Сироткиным всё пойдёт по плану, то и два) и свой национальный Гран-при, а ведь есть ещё «Маруся», да и у Петрова шансы сохраняются. Скорее бы март!