Формула-1 абсолютно непредсказуема: изначально этот текст (конечно, с иными содержанием) должен был выйти во вторник, но вечером 21 октября в «Торо Россо» взорвали бомбу, объявив о продвижении в Ф-1 Даниила Квята. Так что теперь мы анализируем контрактные перспективы Виталия Петрова и Сергея Сироткина в следующем сезоне уже с оглядкой на подтверждённые выступления Квята. Давайте посмотрим, каковы шансы увидеть в 2014 году в Формуле-1 двух, а то и трёх наших пилотов.
Насколько можно судить, первые полноценные испытания Сироткина за рулём «Феррари» 2009 года прошли неплохо, но впереди ещё долгий путь.
Многие могут удивиться самой постановке вопроса: почему вы ставите дебют Сироткина под сомнение, ведь нам же говорили, что контракт уже подписан, Сергей будет боевым гонщиком; так чего вы тут начинаете рассуждать о ситуации, где всё ясно на сто процентов?
На самом деле, есть два важных нюанса. Во-первых, как неоднократно говорила глава «Заубера» Мониша Кальтенборн, окончательное подтверждение Сироткина будет сделано лишь после того, как россиянин получит суперлицензию и покажет на тестах, что реально готов к выступлениям в Гран-при. Насколько можно судить, первые полноценные испытания за рулём «Феррари» 2009 года прошли неплохо, но впереди ещё долгий путь.
Тем не менее вашему автору кажется, что с «дорожной» частью сильных проблем возникнуть не должно. Да, вряд ли Сироткин будет блистать с первых же гонок — почти любой новичок Ф-1 поначалу проваливается на фоне опытных напарников — но потенциально скорость у Сергея есть. Это было показано и на достаточно мощной Формуле «Рено» 3.5, а «Заубер» — хорошее место для дебюта.
При этом трудно сказать, что лучше для Сироткина — получить в коллеги условного Гутьерреса или не менее условного Хюлькенберга. На фоне первого будет полегче проявить себя, но и спрос сразу будет выше. Немцу или примерно равному по статус пилоту незазорно будет и проигрывать на первых порах — главное быстро обозначить прогресс.
Так что переходим ко второму нюансу: мы по-прежнему ждём, когда миру явят окончательный пул финансовых партнёров Сироткина. Как сообщали представители пилота, это объявление может затянуться до официальной презентации нового болида команды. Но состав «Заубера» наверняка будет объявлен ещё до презентации, и именно он станет чёткой индикацией, что Сироткин-старший и другие опекуны Сергея «закрыли» все вопросы по деньгам.
Главное, чтобы вдруг не получилось, что финансы выделялись под схему «нам нужен хотя бы один россиянин в сезоне-2014», ибо с приходом Квята ситуация изменилась. Впрочем, представители гонщика о каких-либо проблемах не сообщают, определённые суммы на счета «Заубера» уже поступили, команда и пилот приняли участие в шоу «Формула Сочи» и начали тестовую подготовку. Так что будем надеяться, что никаких неприятных сюрпризов не будет.
Шансы на выступления в сезоне-2014 Формулы-1: 90 % (мнение «Чемпионат.com»)
Потенциально более высокое положение в Кубке конструкторов должно покрыть разницу в спонсорских поступлениях.
После расставания с Оксаной Косаченко для бывшего пилота «Лотуса» и «Кэтерхэма» наступил не самый приятный момент: необходимо было обзаводиться новым менеджером, восстанавливать связи с командами и, конечно же, искать новых спонсоров. Менеджера как такового у Виталия по-прежнему нет, но, как неоднократно говорил сам россиянин, у него в паддоке есть человек, который связывает пилота с командами, рассказывает о возможных опциях и напоминает самим конюшням о существовании Петрова.
Для команд Виталий — вариант интересный и перспективный. За Петрова говорят трёхлетний опыт выступлений в чемпионате мира, успешное противостояние с такими сильными напарниками, как Хайдфельд и Ковалайнен, далеко не «пожилой» возраст и возможные маркетинговые выгоды в свете появления в календаре Формулы-1 Гран-при России.
Сотрудничества с Виталием для себя не исключают сразу несколько команд, причём, как отметил Петров в одном из интервью, некоторые из них весьма сильные. В принципе можно догадаться, о ком идёт речь, если посмотреть, скажем, на топ-5 общего зачёта и поразмышлять, куда реальнее попасть, какие есть связи и с кем логичнее всего общаться.
Однако здесь возникает главное и противное «но»: даже принимая во внимание преимущества Петрова, команды готовы взять Виталия лишь при достаточной спонсорской поддержке. Да, есть некоторая скидка за опыт и заслуги, но она не слишком большая: смысл в том, что потенциально более высокое положение в Кубке конструкторов должно покрыть разницу в спонсорских поступлениях. Трудно говорить о конкретных суммах, но если мы имеем в виду не «Марусю», а кого-то солиднее, то речь в любом случае идёт о более чем 10 миллионах долларов — такова нынешняя Ф-1.
В общем, нужны спонсоры. Понятно, что Петров проводит многочисленные встречи с потенциальными партнёрами, но тут внезапно сказывается специфика Формулы-1: если ты проводишь отличный сезон за «Кэтерхэм», то очень трудно доказать, что он действительно отличный! Спонсоры, увы, смотрят лишь на 14-16-е места, а не на внутрикомандную победу над Ковалайненом, феерическую концовку в Бразилии, стабильность и позитивные мнения экспертов и представителей команд Ф-1.
Аналогичная ситуация со вторым годом в составе «Лотуса»: не так легко объяснить на переговорах, что спад второй половины чемпионата — это следствие интересной, но не оправдавшей себя идеи с передним выхлопом и абсолютно не работающих обновлений. Прямо-таки хочется обратиться к потенциальным инвесторам: товарищи, вы уж, пожалуйста, вгрызитесь в детали, не ограничивайтесь просмотром «Википедии» и изучением некоторых нелепых слухов касательно Виталия.
Сказывается специфика Формулы-1: если ты проводишь отличный сезон за «Кэтерхэм», то очень трудно доказать, что он действительно отличный!
Странное дело: говорят, у многих потенциальных спонсоров сформирован какой-то искажённый образ Петрова — и в плане потенциала, и в плане характера. При очном общении изначальный негатив уходит, но своё чёрное дело всё же делает. Остаётся верить, что или частные инвесторы, или государственные компании всё-таки помогут.
Понятно, что когда в Ф-1 уже гарантировано присутствие двух россиян (ну, хорошо – «одного с половиной»), то получить спонсоров становится труднее, но по-прежнему можно разыгрывать карту опыта: если вы хотите результата именно в сезоне-2014, то наибольшие шансы его показать именно у Петрова. Однако пока денег нет, запущенная в СМИ информация про якобы имеющиеся 25 миллионов фунтов, увы, не подтверждается и только вредит. Так что если кто-то из спонсоров не форсирует переговоры, считая, что всё уже решено, то это далеко не так. Помочь ещё можно, хотя времени всё меньше…
Шансы на выступления в сезоне-2014 Формулы-1: 25 %
*****
Таким образом, в сезоне-2014 в Формуле-1 запросто могут оказаться как три российских гонщика, так и только один. Как всегда, всё зависит и от сюрпризов трансферного рынка, и от спонсорской помощи (причём своевременной, а то хорошие вакансии расхватают). Ещё раз призываем потенциальных партнёров наших пилотов делать грамотные выводы и изучать мнения, сложившиеся внутри паддока. Тот случай, где формализм и ориентация на слухи неуместны.