В десятый раз участники Дакара из Голландии, прежде чем погрузить свою технику на паром и отправить к берегам Южной Америки, собрались в ноябре на трассе недалеко от Эйндховена, чтобы посоревноваться между собой и порадовать болельщиков. Мы решили посмотреть, как всё это выглядит!
150 километров по прекрасному автобану пролетели незаметно, дорога доставила только удовольствие. Кругом простирались голландские идеалистические ландшафты – каналы, мельницы, зеленая трава, пасущиеся коровы, овцы. Периодически начинался дождь, пару раз на небе была видна радуга. И главное опасение — будет ли мероприятие дождливое или погода смилостивится – сохранялось. Когда пришлось съехать со скоростной трассы и двигаться по направлению к городку Фалкенсваард, по количеству припаркованных вдоль дороги автомобилей становилось страшно, сколько же болельщиков съехалось? В 10 утра погода решила преподнести всем подарок: дождевые тучи рассеялись и весь день светило солнце, отчего праздник удался вдвойне.
«RTL GP Dakar Pre-Proloog» – так официально называется мероприятие, организованное, как можно догадаться, телеканалом RTL. Ежедневно по два часа в день, в том числе и в вечерний прайм-тайм, этот канал будет освещать события «Дакара». Телевизионный ведущий и гонщик серии WTCC Том Коронель, как всегда, весь в грязи, ведь он привык вести свои репортажи прямо с трассы. Вот и только что он вышел в прямой эфир, когда мимо него на багги проехал его брат-близнец Тим и обдал грязью из-под колес.
Схема «бивуака» на Пре-Прологе
«А вы не будете меняться с братом местами?» — спрашиваю я Тома. Ведь на «Дакаре» одним из наиболее понравившихся мне сюжетов стал тот, когда после финиша одного из спецучастов братья поменялись местами. Том одел комбинезон Тима, тот плеснул ему в лицо через забрало шлема воды, а потом обсыпал мокрое лицо песком — и «новый гонщик» заехал на бивуак, обнялся с механиками команды, а «новый корреспондент» стал брать у него интервью. И долгое время члены команды «Субер Би» не могли понять, кто Тим, а кто Том. Только когда один из братьев закурил, стало понятно, что это был розыгрыш.
«Для нас главное — не только объявление результатов, рассказ про сложности спецучастка и жизни бивуака. Мы хотим, чтобы зрителям было интересно смотреть передачи, поближе познакомить их со всеми участниками, поэтому постоянно приходится придумывать что-то новое и оригинальное», — рассказывает другой популярный телевизионный корреспондент Аллард Калфф, работающий также голландским комментатором Формулы-1. Помнится, в одном из сюжетов с «Дакара» команда де Роя облила водой из бутылок во время прямого эфира.
Стоимость билета на пре-пролог по европейским меркам мала – всего 10 евро, заказать электронный билет можно было по Интернету. За дополнительные 25 евро можно было получить завтрак и ланч в аргентинском стиле – стейки из превосходной говядины, которые жарились на огне. Количество зрителей превзошло все мои ожидания (уже после я прочитала, что мероприятие посетило около 30 тысяч человек). На трассе была всего одна трибуна, а все зрители располагались на холмах, причем особенной популярностью пользовалось место с двумя трамплинами, где грузовики подпрыгивали особенно эффектно.
Каждый желающий мог зайти внутрь трассы, где расположился паддок, больше напоминающий бивуак «Дакара». У многих участников были установлены палатки, кто-то жарил мясо, сосиски. Для детей было установлено много аттракционов, в том числе гонки на маленьких квадроциклах на импровизированной трассе. Желающим раздавали стикеры «Я люблю Дакар», можно было приобрести атрибутику любимой команды и большой красочный журнал «Гид Дакара-2014», представляющий подробно всех участников из Нидерландов.
Все зрители были прекрасно экипированы для этого мероприятия: тёплые куртки, зонты на всякий случай и самое главное – резиновые сапоги или непромокаемые высокие ботинки.
Кроме основных заездов участников «Дакара» также прошел финал голландского чемпионата по багги «Поларис», победителем которого стал Жерар де Рой, а победители конкурса, проведённого на сайте пре-пролога, получили возможность проехаться по трассе.
Победителем в зачёте мотоциклов стал Ханс Фохелс, лучшим среди квадроциклов – Себастьян Хуссейни, в зачёте автомобилей – Эрик ван Лоун.
«Я впервые принял участие в пре-прологе, — рассказал Хуссейни. — Это превосходное мероприятие, так много людей пришли проводить нас на „Дакар“. Я живу в Дубае и прилетел специально сюда. Конечно, мне немного холодно после жарких Эмиратов, но это превосходный новый опыт для меня. Для „Дакара“ я подготовил новую версию прошлогоднего квадроцикла, мы улучшили много вещей — таких, как двигатель, теперь наша скорость будет больше, и я надеюсь, у нас появится шанс побороться с непобедимыми уже много лет в категории квадроциклов братьями Патронелли благодаря нашей прекрасной команде».
Автор и старый дакаровский грузовик
Другой участник этой команды Кейс Коолен подтверждает, что на этом «Дакаре» Себ заставил понервничать непревзойдённых братьев до того момента, пока не сломался двигатель, и Кейсу пришлось на тросе доставить его на бивуак. А ведь сам Кейс — не профессиональный спортсмен, а любитель: уже на второй день «Дакара-2013» перевернулся и порвал мышцу левой руки, после чего рука уже не функционировала, а просто безжизненно висела. И каждый день мужественный человек просто клал руку на руль своего квадроцикла и, превозмогая боль, шёл к поставленной цели: финишировать в данном классе. Ведь за год до этого он финишировал на «Дакаре» на багги, а до этого на мотоцикле. И в следующем году у него последняя цель: постараться финишировать на грузовике (выступать он будет на GINAF) и стать первым участником «Дакара», который закончит марафон во всех четырёх гоночных категориях.
«Я хорошо подготовился в этом году, прошёл тесты, в том числе я принял участие в ралли „Шёлковый Путь“ в России и выступил в Марокко. На пре-прологе я выступаю уже в четвёртый раз, и мне нравится, что с каждым годом всё больше и больше зрителей приезжают сюда. Наверное, я один, кто может сравнить эту трассу в разных категориях, — на мой взгляд, интереснее всего гонять здесь на багги», — отметил Коолен.
Но больше всего зрители ждали финала в классе грузовиков, ведь Нидерланды иногда называют Truckland – страна грузовиков. В пре-прологе приняли участие 25 грузовиков — «Ивеко», «МАН», «Жинаф», «ДАФ», «Мерседес» и «Татра», то есть треть всех участников грузового зачета на «Дакаре» – голландцы. Главной интригой заездов было то, сможет ли выиграть в пятый раз главный приз любимчик местной публики де Рой, ведь он уроженец Южного Брабанта — как раз здесь проводится эта гонка. Подойти к Жерару и взять интервью было практически невозможно: к нему выстроилась очередь из детей, все хотели с ним сфотографироваться и взять автограф. В какой-то момент пятилетняя Ханна, старшая из трех дочерей Жерара, не выдержала и с разбегу бросилась на шею отцу — и висела до тех пор, пока мама не сняла её.
«Мне это напоминает моё детство, — делится со мной Аннеке де Рой, старшая сестра Жерара. — Когда мой отец Ян де Рой впервые поехал на Дакар, мне было восемь лет. Я была ростом с колесо его грузовика, который сейчас восстановленный стоит здесь. Мой папа внезапно стал очень популярен не только в Голландии, но и в других европейских странах, а я не могла понять, почему. Сейчас, когда я смотрю на своих дочерей, которые до конца не могут понять, почему все хотят сфотографироваться с их дедушкой и дядей, я вспоминаю те старые добрые времена — всё прямо как в кино».
В первом заезде лидировал де Рой, показавший на своём «Ивеко» время 3:03.358, вторым с отставанием в шесть секунд был гонщик Питер Верслёйс из команды VEKA на грузовике «МАН», на третьей строчке расположился его напарник по команде Марсель ван Влит с отставанием восемь секунд от лидера. Во втором заезде лидер не изменился, изменилось только время прохождения круга 2:51.556, на втором месте с отставанием в две секунды расположился Рене Кёйперс на грузовике «МАН», третий результат с отставанием в четыре секунды был у Ханса Стейси (двоюродного брата Жерара де Роя и его напарника по команде). Питер Верслёйс оказался на четвёртой строчке турнирной таблицы, уступив пять секунд лидеру, но по сумме двух заездов именно он вышел в финал.
Все зрители замерли в ожидании последней гонки, которая и определит победителя. Сначала на красном «МАНе» промчал Питер Верслёйс, улучшив свой результат и показав время 2:53.075, а вот де Рой, наоборот, показал время на три секунды хуже своего результата в заездах — 2:54.583. В результате победу с преимуществом в полторы секунды одержал владелец компании по производству яхт, а также гонщик, выступающий в серии Supercar Challenge на «Феррари», — это мы про Верслёйса. Кстати, Питер, выступавший на «Дакаре» в категории грузовиков всего два раза и финишировавший в обоих случаях в топ-10, был назван руководителем категории грузовиков Фабьеном Кальве главным сюрпризом «Дакара-2013». Конечно, после победного финиша Питер просто светился и поделился с корреспондентом «Чемпионат.com» своими эмоциями.
Марсель ван Влит и Питер Верслёйс
«Это не подготовка к „Дакару“, а возможность показать людям из Нидерландов шоу, — сказал Верслёйс. — Вместе с тем год назад результаты пре-пролога были показательными: кто был быстрее здесь, тот и на „Дакаре“ смотрелся лучше. Что касается нашей подготовки, то в этом году у нас новый мотор и абсолютно новая подвеска, новое шасси, кабина стала ниже. Мы надеемся, что в этом году у нас будет хороший результат, я нацеливаюсь на подиум»!
Жерар де Рой наконец тоже нашёл время для интервью, хотя очередь из желающих сфотографироваться детей была просто бесконечной. Он не сильно расстроился проигрышем, уверяя, что для него участие в пре-прологе – это прежде всего «фан, веселье», а совсем не соревнование. Ну а единственными своими соперниками на предстоящем «Дакаре» он видит не соотечественников, а только команду «КАМАЗ-мастер».
«У меня новая подвеска, рассказал де Рой. — Теперь она такая же, что на „КАМАЗе“. Также у нас новый мотор — это существенное улучшение по сравнению с прошлым годом. Других больших изменений нет. Наш грузовик готов! Если говорить о конкурентах, то на первом месте „КАМАЗ“, на втором — Лопрайс, на третьем — VEKA. Думаю, борьба будет такой же интересной, как и в прошлом году».
…Я уезжала с пре-пролога с двояким чувством. Мне очень понравилось это грандиозное мероприятие, организованное для команд, их спонсоров и самое главное — для болельщиков. А небольшое разочарование и, может быть, даже некоторая зависть возникли, потому что в России так мало мероприятий, посвящённых такой интересной и увлекательной дисциплине, как ралли-рейды.
Не проводится для болельщиков больших мероприятий, связанных с торжественной отправкой команд на «Дакар». А наши телевизионные трансляции продолжительностью всего полчаса будут проходить далеко за полночь, когда только самые стойкие поклонники автоспорта смогут увидеть своих любимых российских гонщиков на самом легендарном ралли планеты…