Цели
В прошлом году выступления «Лотуса» благодаря Кими Райкконену превзошли ожидания многих. Было достаточно скептиков, которые убеждали, что финн вернулся лишь ради денег и у него нет мотивации для успешных выступлений, но он посрамил критиков, войдя в тройку личного зачёта.
Ромен Грожан в 2012-м показал высокую скорость, но также у него была слишком высокая аварийность. Тем не менее команда оставила его на сезон-2013. Перед стартом чемпионата «Лотус» был вполне уверен в своих силах и рассчитывал на то, что ему удастся войти в тройку лучших команд в Кубке конструкторов, полагая, что машина E21 получилась даже лучше прошлогодней.
Резюме
Начался сезон для «Лотуса» великолепно. Райкконен выиграл первую гонку, затем у него было три вторых места подряд – благодаря этому он всерьёз боролся за первую строчку общего зачёта. В Кубке конструкторов дела тоже складывались более чем успешно: Энстоун уверенно вёл сражение за второе место.
Особенно хорошо об успешности стартового отрезка говорит тот факт, что лишь на пятом этапе сезона «Лотусу» не удалось привести в очки обе машины – в Испании Грожану из-за технических неполадок пришлось заглушить машину в боксах уже на девятом круге. Это было начало серии из четырёх подряд гонок Ромена без очков, что повлияло на позицию команды в Кубке конструкторов: к летнему перерыву «Лотус» откатился на четвёртое место, хотя Райкконен был вторым в личном зачёте.
Как бы то ни было, все ожидали, что во второй половине сезона «Лотус» продолжит битву, у Энстоуна были достаточно высокие шансы на выполнение своей цели – войти в тройку Кубка конструкторов. Но когда «Пирелли» решила вернуться к спецификациям 2012 года, это ударило по «Лотусу». Фактически команда лишилась преимущества E21 в виде бережного отношения к резине, и вторая половина сезона была не столь успешной.
На двух заключительных этапах, когда шансы войти в тройку и так стали призрачными, команда получила ещё один удар – Кими Райкконен решился на операцию на спине. Все ожидали, что команда на его место пригласит резервного пилота Давиде Вальсекки. Но «Лотус» сначала позвонил Михаэлю Шумахеру, а потом позвал Хейкки Ковалайнена, будучи уверенными в том, что он окажется более полезным, нежели Давиде. Однако Хейкки помочь ничем не смог, а отношения с Вальсекки оказались испорченными.
В целом можно сказать, что сезон получился для «Лотуса» неплохим, но потенциал позволял команде всё-таки войти в тройку лучших, но возможностей было упущено слишком много. Какие-то моменты можно списать но обстоятельства, но такие вещи, как необъяснимые тактические решения или несоответствие антикрыла Райкконена регламенту в Абу-Даби, целиком на совести команды.
Оценка за сезон от «Чемпионат.com» — 7/10
Лучшая гонка
Хотя наибольшее количество очков было набрано не здесь, очевидно, что Австралия стала лучшей гонкой в сезоне благодаря победе Кими Райкконена. Тот факт, что лучшей для команды стала первая гонка чемпионата, говорит о многом. Квалифицировался финн на седьмой позиции, но затем благодаря фирменной фишке «Лотуса» — бережному обращению с резиной – вышел на первую позиции и выиграл с отрывом в 12 секунд от Фернандо Алонсо и в 22 секунды от Себастьяна Феттеля. Это стало возможным благодаря тому, что финн провёл на один пит-стоп меньше соперников.
Худшая гонка
Неудачных гонок было достаточно, но худшей назовём Гран-при Бразилии – первая с 2011 года гонка, в которой «Лотус» не набрал ни одного очка. Заменивший Райкконена соотечественник Хейкки Ковалайнен, на которого руководство возлагало надежды в борьбе в Кубке конструкторов, не блистал и стал лишь 14-м, а Грожан сошёл уже на третьем круге дистанции из-за поломки двигателя «Рено».
Пилоты
Райкконен продолжил соответствовать тому высокому уровню, который задал ещё в 2012-м. Финн выиграл первую гонку, регулярно финишировал на подиуме – причём в основном на второй позиции, установил рекорд по числу завершённых гонок в очках подряд и по числу финишей подряд и всерьёз претендовал на то, чтобы вновь войти в тройку лучших пилотов общего зачёта. Но обострилась не дававшая покоя травма спины, которую Кими получил ещё во времена выступлений за «Заубер», и пришлось лечь на операционный стол, из-за чего он стал лишь пятым.
Ромен Грожан смог исправиться по сравнению с предыдущим сезоном и резко снизил количество аварий, всё чаще реализуя свою скорость. При этом на равных противостоять Райкконену он всё равно не смог: Кими стабильно смотрелся лучше своего молодого французского напарника. Сам Грожан уверен, что способен стать лидером «Лотуса» в 2014-м, хотя очевидно, что пока он не входит в число элитных пилотов, к которым принадлежит Кими.
Сказать о выступлениях Хейкки Ковалайнена особо нечего – в США поначалу казалось, что он действительно способен принести команде очки, особенно после выхода в Q3 в квалификации, но в итоге допустил слишком много ошибок в обеих гонках и ни одного балла не набрал.
Статистика
«Лотус»: 19 Гран-при, 1 победа, 14 подиумов, 315 очков, 4-е место Кубка конструкторов. Лучший финиш: 1-е место (Кими Райкконен, Гран-при Австралии).
Кими Райкконен: 17 Гран-при, 1 победа, 8 подиумов, 183 очка, 5-е место чемпионата мира. Лучший финиш: 1-е место (Гран-при Австралии).
Ромен Грожан: 19 Гран-при, 0 побед, 6 подиумов, 132 очка, 7-е место чемпионата мира. Лучший финиш: 2-е место (Гран-при США).
Хейкки Ковалайнен: 2 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 0 очков, 21-е место чемпионата мира. Лучший финиш: 14-е место (Гран-при США и Бразилии).
В 2014-м за «Лотус» выступят Грожан и Мальдонадо – не самая очевидная для достижения целей пара.
Перспективы
Говоря откровенно, перед сезоном-2014 перспективы команды далеко не такие радужные, как были год назад. И на то есть множество различных причин, даже сложно выделить, какая из них окажет наибольшее влияние. Во-первых, не пойдёт «Лотусу» на пользу потеря звёздного гонщика в лице Кими Райкконена, который внёс огромный вклад в успехи команды в последние два сезона – обе победы, добытые за это время, принадлежат ему. В 2014-м цвета команды будут защищать Ромен Грожан и Пастор Мальдонадо – далеко не самая очевидная для достижения высоких целей пара.
Во-вторых, в постройке нового болида не участвует Джеймс Эллисон, который покинул Энстоун и присоединился к «Феррари». В-третьих, «Лотус» перманентно испытывает трудности с финансами, что стало основной причиной для решения Райкконена уйти в «Скудерию». Хоть деньги PDVSA должны стать подспорьем, сделка с Quantum, которая сулила окончательное спасение команды, всё больше кажется мифической и в неё мало кто верит. В таких условиях, да ещё при наличии долгов, развиваться очень тяжело. Уход Райкконена серьёзно разгрузит зарплатную ведомость и позволит сэкономить едва ли не полтора десятка миллионов долларов, но и позиция в Кубке конструкторов может оказаться ниже, что лишит команду дополнительных призовых.