Показать ещё Все новости
"50 очков за гонку — это абсурд"
Дмитрий Захарченко
Комментарии
О том, почему обесценивается календарь Формулы-1 и как ограничение расходов приведёт к гонке вооружений, — в обзоре европейской прессы.

Сообщение об изменении спортивного регламента Формулы-1 шумно прогремело в понедельник среди и без того облачного межсезонного неба. В условиях острого дефицита средств у двух третей пелотона и шести свободных вакансий в четырёх разных командах ФИА объявила о нескольких важных поправках к правилам, часть из которых вступает в силу с 2015 года, но многие другие — немедленно.

Автомобильная федерация ради поддержания интереса к Формуле-1 вплоть до последней гонки чемпионата будет начислять первой десятке по результатам заключительного Гран-при вдвое больше очков. Помимо этого гонщики по примеру американских гонок и MotoGP будут выступать под персональными номерами. Также было обозначено то, что ФИА «приняла принцип» ограничения бюджетов команд Формулы-1 начиная с 2015 года. Фактически окончательное решение по последнему пункту ещё не принято, но федерация недвусмысленно намекнула, что сейчас готовит на эту тему правило.

Джеймс Аллен: «Есть черта, после которой спорт превращается в рестлинг. С увеличением очков в последней гонке Формула-1 подходит очень близко к этой черте».

Поправки к регламенту вызвали неоднозначную реакцию по всему миру, поскольку все эти нововведения так или иначе затрагивают всю вселенную Формулы-1. Некоторые утверждают, что поскольку четвёртое место в Абу-Даби теперь оценивается примерно так же как победа в Спа-Франкоршам, календарь чемпионата мира будет скомпрометирован, номера для пилотов быстро закончатся, а ограничение бюджетов приведёт лишь к новой гонке вооружений.

«Пуристы возражают против самой идеи того, что победа в бездушном Абу-Даби в следующем году будет оцениваться вдвое выше, чем на классических трассах типа Спа, „Сузуки“ или Монте-Карло, — пишет журналист BBC Sport Эндрю Бенсон. — Боссы команд относятся к этому спокойно. Мнение борцов за чистоту их не интересует, поскольку они будут смотреть гонки в любом случае. При этом данная идея способна привлечь к экранам случайных фанатов, и этого достаточно».

«Натуральный Голливуд. Это действительно сделает гонки зрелищнее или вызовет больше проблем, чем решит? — спрашивает в своём блоге Джеймс Аллен. — Формула-1 была права, решив попробовать такие вещи, как DRS — обгонять было практически невозможно. Может, ситуация зашла слишком далеко, когда появились новые шины. Но есть черта, после которой спорт превращается в рестлинг. С увеличением очков в последней гонке Формула-1 подходит очень близко к этой черте. 50 очков за гонку — это абсурд.

Это правило провоцирует вопрос: а чем эта гонка „равнее других“? И без того есть премия за заключительный Гран-при, но теперь к финалу привлекают ещё больше внимания. С падением прибыли от продажи телевизионных прав, Формула-1 отчаянно бросилась в погоню за зрителем, и очковая система — лишь один из инструментов торга промоутеров».

«ФИА не скрывает, что решение об удвоенном количестве очков в последней гонке призвано „повысить внимание к чемпионату до самого конца сезона“. Их желание помешать Феттелю снова завоевать титул досрочно объяснимо, — пишет Пит Гилл для Sky Sports. — Впрочем, это выглядит рефлекторным метанием, поскольку Феттель и „Ред Булл“ обеспечили бы себе чемпионские титулы заранее в обоих сезонах даже если бы в финале давали вдвое больше очков».

Sky Sports: «Феттель и „Ред Булл“ обеспечили бы себе чемпионские титулы заранее в обоих сезонах даже если бы в финале давале вдвое больше очков».

Итальянская пресса восприняла новости об изменениях правил не так критично. «По новым правилам чемпионский титул 2012 года выиграл бы Алонсо, — начинается статья в La Gazzetta dello Sport. — Победитель последнего Гран-при теперь получит 50 очков, а финишировавший вторым — 36. Если бы такая система была принята несколькими годами ранее, изменился бы исход сразу двух чемпионатов — и в 2008 и 2012 годах победили бы гонщики „Феррари“, Фелипе Масса и Фернандо Алонсо. Вместо этого титулы достались Льюису Хэмилтону и Себастьяну Феттелю».

Испанская Marca восприняла новости с куда меньшим энтузиазмом. Более того, первым номером в заметке о новшествах чемпионата мира идёт совершенно другая тема. Материал называется «Алонсо может навсегда забронировать номер 14». «На заседании в Париже ФИА единогласно приняла несколько любопытных правил Формулы-1. Основное из них касается того, что пилоты теперь могут выбрать номер, под которым будут выступать на протяжении всей карьеры, — от 2 до 99, так как первый номер будет зарезервирован за чемпионом мира, — пишет Мигель Санс. — Таким образом, Фернандо Алонсо может выбрать свой любимый номер 14 на всю оставшуюся карьеру, поскольку у него будет первый приоритет при выборе, ведь Феттель снова будет выступать под первым номером».

Пару ироничных твитов по поводу закрепления номеров написал журналист Адам Купер: «Вопрос в том, за сколько лет исчерпаются все номера от 2 до 99». «ФИА ничего не сказала о том, сможет ли Родольфо Гонзалес в пятничной тренировке забронировать классный номер до конца своей карьеры», — добавляет Купер.

«В контексте нынешнего состояния Формулы-1 эта и другие косметические перемены привлекли основное внимание. Однако есть не менее важная реформа, — рассуждает Бенсон из BBC. — Как выяснилось, денег не хватает такому количеству команд, что была принята идея об ограничении бюджетов. С точки зрения сохранения плотной стартовой решётки ключевой необходимостью в данный момент становится сохранение маленьких команд. И это может изменить правила игры».

Auto Motor und Sport: «Возникнет ситуация, при которой производители до последнего цента вложатся в доводку двигателей, поскольку только тут можно будет сыграть мускулами.

Тему ограничения бюджетов команд основной выбрала немецкая Auto Motor und Sport. „Вопрос теперь в том, как будет обеспечиваться соблюдение запрета и что будет под него подпадать. Сейчас речь идёт о 200 млн евро. При таком потолке ограничение коснётся только “Ред Булл» и «Феррари». А что будет с «Феррари» и «Мерседесом», которые могут скрыть свои расходы на двигатели?" — задаётся вопросом Михаэль Шмидт.

«Отдел разработки двигателей тоже должен получить ограничение бюджета. При этом независимое, — продолжает Шмидт. — Иначе возникнет ситуация, при которой производители до последнего цента вложатся в доводку двигателей, поскольку только тут можно будет сыграть мускулами. Также возникает вопрос о стоимости клиентских двигателей. Сколько за них будут платить? Попадёт ли это под ограничение бюджета?»

«Как определить затраченные на Формулу-1 деньги у таких многопрофильных компаний, как „Макларен“ и „Мерседес“? — комментирует реформу Гилл из Sky Sports. — Пока принята лишь сама идея ограничения расходов, теперь рабочая группа должна составить конкретный план, последний срок выполнения которого — июнь будущего года. Сможет ли Формула-1 за полгода добиться того, в чём Макс Мосли не смог преуспеть за шесть лет, что привело чемпионат на грань раскола? Сомнительно».

«Бывший президент ФИА Макс Мосли пытался ввести лимит бюджетов в 2009 году, и с отказом „Феррари“ это привело к гражданской войне, — вспоминает Джеймс Аллен. — Финансовый кризис некоторых команд вернул в моду прагматизм. И с падением последнего оплота сопротивления в лице „Ред Булл“ ограничение было введено. Но индейки никогда не голосуют за Рождество, так что дьявол будет скрываться в деталях, когда рабочая группа будет пытаться разработать процедуры исполнения этого запрета. Вопрос также в том, дотянут ли наиболее уязвимые команды до 2015 года — времени вступления ограничения в силу».

Комментарии