Как испортить Формулу-1
Евгений Кустов
Болид GP2 поможет звёздному уик-энду Формулы-1
Комментарии
Большинство критикует решение давать в Формуле-1 двойные очки за финальный Гран-при. А какие ещё странные правила можно предложить?

Поклонникам Формулы-1 трудно свыкнуться с мыслью, что уже привычная и гармоничная система с 25 очками за победу в следующем сезоне подвергнется модернизации в попытке поддержать интригу. 80 % участников опроса «Чемпионат.com» заявили, что они против присуждения двойной порции очков по итогам финального Гран-при сезона, схожие результаты получили и другие СМИ. Тем не менее изменения уже внесены в спортивный регламент Формулы-1, а раз так, давайте пофантазируем, какие ещё «светлые идеи» могут прийти Комиссии Ф-1 в голову. Так сказать, предупреждён — значит, вооружён.

«Украдите» у серии NASCAR идею с финальным «Чейзом», при котором первая часть сезона — это по сути мега-отбор, после которого лучшие гонщики официально становятся претендентами на титул и начинают борьбу с чистого листа.

«Чейз» из NASCAR

Узнав о появлении двойных очков, некоторые болельщики и обозреватели начали писать — мол, зачем было выдумывать велосипед? Если не хотите досрочного чемпионства и желаете сохранить в розыгрыше как можно больше гонщиков, просто «украдите» у серии NASCAR идею с финальным «Чейзом», при котором первая часть сезона — это по сути мега-отбор, после которого лучшие гонщики официально становятся претендентами на титул и начинают борьбу с чистого листа.

При переносе правила в Формулу-1 квоту финалистов можно установить, скажем, на семи пилотах — то есть примерно трети пелотона. Отбор разумно завершать аккурат перед летней паузой. Такая идея разумнее варианта с двойными очками, поскольку нынешнее решение заставляет даже команды-середняки до последнего продолжать работу над текущими машинами, чтобы попробовать сорвать куш в Абу-Даби. А вот если убрать двойную порцию и ввести «Чейз», то для Кубка конструкторов всё останется по-прежнему, ну а лидеры так и так дольше дорабатывают текущие проекты и имеют больше ресурсов.

Правда, гонки чемпионата по сути будут поделены на Гран-при «первого и второго сорта», но в NASCAR это никого не смущает. В любом случае это лишь перечисление одного из гипотетических вариантов, а не наша заявка в ФИА. Дальше идеи будут более сумасшедшими.

Гран-при «Большого шлема», как в теннисе

Нынешние двойные очки — это отголоски старой идеи от Берни Экклстоуна, который призывал выделить в календаре Формулы-1 четыре гонки, за которые будет присуждаться в два раза больше очков. Четвёрка у каждого фаната своя, но общее мнение примерно такое: Монако, Сильверстоун, Спа и Сузука (как альтернатива — Монца). По крайней мере, 50 очков за победу в Бельгии выглядели бы куда более разумными, чем полсотни баллов за скучную «Яс Марину».

К слову, в своём комментарии по поводу изменений Хельмут Марко поведал, что изначально идея была в том, чтобы давать 50 очков за три-четыре последних Гран-при, а не только за финальный. Быть может, так было бы справедливее, чем текущий вариант…

Весовой гандикап, как в WTCC

Дальше начинаются идеи из раздела «кошмар для болельщика Формулы-1». Если ФИА так не нравится доминирование одной из команд, то не стоит удивляться, если когда-нибудь кто-то предложит идею с весовыми гандикапами, как в WTCC: в туринговой серии вашу машину могут утяжелить по хитрой формуле, учитывающей результаты предыдущих этапов.

Интереснее всего было бы давать баллы где-то после 15 кругов гонки: к этому моменту лидеры обычно уже отправляются на первые пит-стопы, и вот маячащие на горизонте очки могут привести к интересным тактическим решениям.

При желании можно отказаться именно от повышения веса в пользу других решений: например, пусть у фаворита будет меньше заряд ERS или его DRS будет работать на 200 метров меньше, чем у более медленных оппонентов. А сколько скандалов будет при подобных изменениях перед финальными этапами сезона! Страшно представить.

Очки за промежуточный финиш, как в велоспорте

Ещё одна «свежая идея»: если хотите разнообразия, посмотрите на велоспорт и введите очки за промежуточный финиш в гонке (нечто похожее встречалось и на «24 часах Спа», где очки давали за лидерство после шести и 12 часов). Вероятно, интереснее всего было бы давать баллы где-то после 15 кругов гонки: к этому моменту лидеры обычно уже отправляются на первые пит-стопы, и вот маячащие на горизонте очки могут привести к интересным тактическим решениям. Кто-то специально выберет в Q3 жёсткие шины, кто-то будет ехать первые круги в более низком темпе, а кто-то попробует убить обоих зайцев, но рискует поплатиться за риск ближе к финишу гонки.

Всё это сложно и не очень спортивно? Да, как и идея с двойными очками за финал. Что же касается самой очковой формулы, то, наверное, стоило бы давать баллы пятёрке «промежуточно лучших» по банальной схеме 5-4-3-2-1.

Предварительная заявка времени на квалификацию

Если мы хотим усложнить жизнь болельщикам и гонщикам, почему бы не добавить перца и квалификации? Возьмём пример с гимнастики, фигурного катания, прыжков с трамплина и прыжков в воду, где спортсмены заранее заявляют сложность элементов: гонщики могли бы делать «ставки» на то, какое время они покажут в квалификации. На основании прогнозов формируется предварительная стартовая решётка, ну а дальше смотрим, кто подтвердил собственные ожидания, а кто нет.

Если ты перебиваешь спрогнозированное время, то подтверждаешь место. Не добрал хотя бы тысячную? Теряешь пять позиций относительно «выданной». Промахнулся на четверть секунды? Минус 10 мест. Ну и так далее, наказания даны примерно (мы ведь просто фантазируем, не так ли?). Будет весело: с одной стороны, каждый желает перебить прогноз конкурента, с другой — велик риск рухнуть в пропасть, не угадав состояние трассы, ситуацию с трафиком и так далее. Плюс вероятные обвинения друг друга в специальной блокировке. Понятно, что если пошёл дождь, то все прогнозы аннулируются и всё определяется здесь и сейчас.

Берни Экклстоун будет очень рад, если 22 гонщика Ф-1 на один день породнятся с командами GP2, причём места в них надо распределять с помощью слепого жребия.

Дуатлон, как в лыжных гонках

Продолжаем нашу серию странных предложений и обращаем свой взор на лыжные гонки. Помните там такую дисциплину, как дуатлон, где сначала все едут «классикой», а потом делают самый настоящий пит-стоп, меняют лыжи и переходят на коньковый ход? Если адаптировать это к Ф-1, то предлагаем гонщикам проводить по полгонки с кардинально разными настройками прижимной силы.

Скажем, 30 кругов все едут с крыльями под Монако, а потом идёт небольшое окно для обязательного пит-стопа, на котором меняются переднее и заднее антикрыло, настроенные на минимальную прижимную силу (читай – Монцу). Вот где роль механиков: замена шин за две секунды будет отдыхать! Оживление хода гонки несомненное — вплоть до полной потери представления, кто где находится, как иногда в DTM.

Настоящая Гонка звёзд, как в НХЛ и НБА

Напоследок вырвемся из царства неадекватных идей (хотя «Чейз», быть может, имеет право на существование) и предложим одну, которая может являться здравой. Почему бы не проводить в Формуле-1 звёздный уик-энд на мотив НХЛ и НБА? В субботу организуем серию конкурсов, типа — самые эффектные «пончики», самая высокая «максималка» на прямой, самый быстрый пит-стоп, ну и так далее. В конце концов, пусть пилоты просто пробегут круг на своих двоих.

Ну а в воскресенье — здравствуй, гонка на одинаковых болидах! Берни Экклстоун будет очень рад, если 22 гонщика Ф-1 на один день породнятся с командами GP2, причём места в них надо распределять с помощью слепого жребия. По итогам гонки у болельщиков будет непаханое поле возможностей для аналитики и определения, кто же является лучшим. Берни, дарим идею! ФИА, не читай все предыдущие пункты, а то мало ли…

Комментарии