Год назад, сразу после финиша «Дакара»-2013, Фабьен Кальве в обстоятельном интервью «Чемпионат.com» подвёл итоги гонки и предупредил, что в 2014 году конкуренция со стороны соперников «КАМАЗ-мастера» может возрасти, а организаторы будут куда жёстче карать команды, чьи грузовики продолжают сильно чадить. И вот новый «Дакар», и можно сказать, что Кальве со своими обязанностями справился: камазовцы поставили новые экологичные моторы, а конкуренты тоже не сидят на месте, что вновь сулит очень интересную борьбу…
«КАМАЗ» серьёзно поработал в этом направлении, они поменяли двигатель, так что я очень признателен Владимиру Чагину.
— Фабьен, с какими техническими новинками подошли к «Дакару»-2014 участники грузового зачёта?
— Технический регламент поменялся не слишком сильно, но участники серьёзно поработали над моторами, потому что ощущают всё большее давление: двигатели должны быть «чистыми», нам очень не нравится чёрный дым и другие подобные вещи. «КАМАЗ» серьёзно поработал в этом направлении, они поменяли двигатель, так что я очень признателен Владимиру Чагину. То же самое у «Ивеко» и де Роя — их мотор соответствует нормам «Евро-6». В нужном направлении поработал и «МАН». Конечно, ни у кого ещё нет уверенности по поводу работы своих моторов, ведь было не так много возможностей их протестировать. Но, без сомнений, всё это будет интересно.
— А новый грузовик Лопрайса вы хорошо знаете? Может, фотографии на «Фейсбуке» изучали?
— О, я не большой любитель «Фейсбука». Но, конечно, Алеш тоже хорошо подготовился. В этом прелесть грузовой категории: очень многие могут претендовать на победу: «КАМАЗ», де Рой, «МАН», Лопрайс, Коломы… На этом «Дакаре» очень много новых грузовиков, а в такой ситуации, когда не хватает опыта, нужна удача. Например, у Лопрайса было много проблем с новой техникой на «Шёлковом пути», и я не уверен, что он успел все их решить. Однако я желаю ему удачи. Такие же пожелания и Артуру Ардавичусу, у которого новый фантастический грузовик.
— Всё больше людей строят грузовики-капотники.
— Да. Де Рой, Лопрайс, теперь вот Ардавичус. Я знаю, что такой проект был у «Мерседеса», ходили слухи даже про «КАМАЗ». Вообще, не забывайте, что «Дакар» — это мировая гонка, а не европейская. Это в Европе видеть капотный грузовик непривычно, а в США таких — 99 %. Лично я не думаю, что капотный вариант является преимуществом. Да, можно чуть лучше распределить вес, но в одном вы выигрываете, а в другом проигрываете: например, таким грузовиком сложнее управлять в дюнах. У нас проблем нет: если грузовик соответствует правилам, то участники вправе делать это. Я не сторонник такого варианта, но если он нравится людям, то пусть делают так.
«Ивеко» стала чуть слабее по сравнению с прошлым годом, но, извините, де Рой и Стейси — это два бывших победителя «Дакара».
— В этом году де Рою предстоит выступать с менее опытными партнёрами, если не считать Стейси. Вновь в одиночку едет Лопрайс...
— Конечно, на «Дакаре» легче побеждать большим командам. Хотя в прошлом «Дакар» приносил нам немало сюрпризов, различных ситуаций. Да, Лопрайсу будет нелегко. Когда ты в одиночестве, то выигрывать сложнее. Однако в прошлом году он побеждал на отдельных допах, и я не думаю, что он не может сделать того же самого сейчас. Раз так, почему бы не выиграть и всё ралли, если не будет проблем? Преимущество большой команды проявляется тогда, когда у тебя проблема. Но если её нет, то ты можешь быть в одиночестве — и впереди.
Питер Верслёйс сделал в «МАНе» очень хорошую команду, по сути, максимум возможного. «Ивеко» стала чуть слабее по сравнению с прошлым годом, но, извините, де Рой и Стейси — это два бывших победителя «Дакара». Когда у тебя такая пара, то состав не может быть слабым. Остальные два экипажа, Адуа и Вила Рока, тоже имеют немалый опыт, так что они могут помочь своим лидерам, как надо. Посмотрим.
У нас есть все основания ожидать интересной и сильной гонки. И это мы с вами ещё про «Жинаф» и «ДАФ» забыли, а ведь у ван Гинкеля будет абсолютно новый «Жинаф». Может быть, для борьбы на этом «Дакаре» его грузовик ещё слишком «сырой», но на отдельных этапах он способен удивить. То же самое можно сказать и о Паскале де Бааре. Такое количество претендентов — результат работы A.S.O.
— На прошлом «Дакаре» бывало, что по итогам дня лидеров разделяло несколько минут, а иногда и десятков секунд.
— Да, теперь мы не видим на «Дакаре» такого, как лет 10 назад, когда преимущество в общем зачёте от второго места могло исчисляться часами. Так что в этом году будет очень важна стратегия — надо отталкиваться от соперников. Это приведёт и к росту давления, ведь нужно держать в голове скорость всех конкурентов. Если говорить о давлении, то посмотрите на японца Сугавару: он почти каждый год в топ-15, хотя у него очень маленький грузовик. Но когда у всех начинаются проблемы, он берёт своё стабильностью.
Или взгляните на Николаева: в том году он победил, не выиграв ни одного спецучастка. Это настоящий «Дакар». В прошлом году стратегия «КАМАЗ-мастера» была лучшей из лучших. Когда соперники гнали, они сохраняли спокойствие и говорили: «Хорошо, ребята, посмотрим, что будет дальше». И в итоге камазовцы победили. Надеюсь, в этом году многие тим-менеджеры задумаются о стратегии «КАМАЗа».
Когда соперники гнали, камазовцы сохраняли спокойствие и говорили: «Хорошо, ребята, посмотрим, что будет дальше».
— Что вы скажете о нынешнем маршруте? Говорят, он стал существенно сложнее, и теперь никто не назовёт «Дакар» «марафоном для девочек»?
— Я не думаю, что и в прошлом году он был гонкой для девочек. Но, конечно, в том году маршрут был попроще, тем более что из-за погоды пришлось сокращать дистанцию и даже потерять один день борьбы. И, конечно, если у вас лишний день отдыха, то больше шансов добраться до финиша. Но это не была «девчачая» гонка.
Ну и поверьте, что, вопреки опасениям, дюны будут и в этом году. Да, год от года трасса должна меняться, но могу вас успокоить: песок тоже будет.
— В этом году в Боливии будут выступать только мотоциклисты.
— Да. Я не могу слишком подробно касаться темы маршрута, это не моя епархия. Но я знаю, что проложенная там трасса была бы слишком узка для автомобилей и грузовиков, причина в этом.