Накануне, в субботу, на бивуаке в Сальте мы попросили нескольких участников «Дакара-2014» рассказать, какой момент из первой половины гонки стал для них самым тяжёлым. Подавляющее число участников опроса указали на уже легендарный пятый этап, где была и адская жара, и навигационная ловушка, когда на поиск одной точки люди тратили по полчаса и больше. Предлагаем вам из первых уст узнать, каков же нынешний «Дакар» изнутри!
Дмитрий Сотников, «КАМАЗ-мастер»:
«Можно отметить пятый этап. Та самая контрольная точка, к которой надо было идти 18 километров по бездорожью. Было очень жарко, тяжело, тем более что эта точка была ближе к концу первой половины спеучастка, которая сама по себе получилась напряжённой. Выезжали просто на терпении, пот ручьём тёк. Но мы понимали, что на этом моменте можно отыграть время».
«КАМАЗ-мастер» на «Дакаре»
Антон Григоров, «Внешэкономбанк» (OSCar):
«Самый сложный — пятый этап. Все копались, жара была жуткая! День был ужасный и в то же время прикольный: именно такие должны быть на „Дакаре“. Могу назвать два или три главных момента. Первый — это самое начало спецучастка. Исходя из собственного опыта я поехал не по трассе, а рядом с ней, по песочку — и в какой-то момент провалился в него на полметра! Хотя накануне на брифинге таким „чайникам“, как я, говорили, что так ехать не стоит. В общем, провалился. У нас независимая система с домкратами, которая сама машину поднимает. Включаем, поднимаем машину, уже готовы стартовать. Но пытаемся домкрат убрать — а он не убирается. В таком раскоряченном состоянии и остаёмся. Звоним механикам, примерно раз в час они выходят на связь по спутниковому телефону. Во время очередного сеанса связи домкрат вдруг сам начинает работать — мы в шоке. Оказывается, от жары сработал предохранитель, но когда мы спускали колёса, то случайно задели этот предохранитель и поставили его на место.
А второе, что запомнилось в тот день, — я почти получил тепловой удар. В машине было градусов 60, за бортом 40, у нас кончилась вода. Ну, то есть 20 запасных литров было, но она была очень горячая. После одной из остановок мы даже попробовали ехать без шлемов, что правилами абсолютно запрещено. Но выяснилось, что так даже хуже: при шлеме температура лица ниже, так что больше таких экспериментов я ставить не буду. В общем, ещё через 10-15 минут я начал терять сознание, у меня онемели руки, появились какие-то глюки. Штурман Марис начал меня толкать, практически бить в плечо и спрашивать, как меня зовут. Остановились, я вывалился из машины около какого-то дерева и минут десять отходил — штурман запрещал мне ехать. Попили горячего сока, помочили голову горячей водой — и всё, уже нормально доехали 30 километров. И даже оказалось, что на неплохом месте финишировали, потому что все чинились и стояли. Был просто ад!»
Эдуард Николаев, «КАМАЗ-мастер»:
«Пятый спецчасток был очень непростым в плане езды. Сильное бездорожье. Но мы всегда радуемся, когда такая трасса: она нам по плечу. Этап был сложен тем, что с одной навигационной точкой не все сразу справились. Кто-то чётко на неё вышел, но мы потеряли очень много времени. Мы понимали, что искать точку нужно, но никак не получалось. В моей карьере, наверное, впервые, чтобы на точке было потеряно 30 минут. Обычно мне наоборот с такими вещами везло — и на одном из „Шёлковых путей“, и на этом „Дакаре“ была одна точка перед финишем спецучастка, когда не все сразу взяли, а мы чётко на неё вышли. Но вот с точкой на пятом этапе пришлось помучиться.
Нассер Аль-Аттия на «Дакаре»
Однако в целом мне этот этап понравился. Хотелось бы, чтобы организаторы побольше такого делали — с бездорожьем, песком. Чтобы поменьше было горных извилистых дорог, где два грузовика не могут разойтись, идёт трамвайная гонка. К тому же есть опасность в пыли просто съехать со скалы в пропасть. В итоге все едут примерно в одних минутах, нереально что-то отыграть или проиграть. Подобные этапы скорее подходят классическому ралли, чем „Дакару“.
Нассер Аль-Аттия, X-Raid (»МИНИ"):
«Начало „Дакара“ было сложным для всех, но это нормально: „Дакар“ должен быть трудным. Самый сложный этап — пятый, мы на нём получили час штрафа, не взяв одну из контрольных точек. Мы были вторыми в общем зачёте, а теперь пятые. И температура в тот день была очень высокой. Было просто трудно доехать до финиша спецучастка!»
Владимир Васильев, VRT («МИНИ»):
«Была одна ситуация, когда нам чуть мотоциклист под колесо не попал. Он стоял, не включив предупреждение с помощью „Сантинеля“, и мы выскочили на него из-за поворота. Проскочили совсем рядышком. Вторая ситуация похожая: тоже выскакиваем из-за бугра, и стоит машина, какая-то „Мицубиси“. Деваться уже некуда было, ведь это ложбина. Мы прошли от водителя в сантиметре-двух, а бампер машины даже, наверное, чиркнули. Пилота, слава богу, не задели. Если говорить о механических проблемах, то были две самые серьёзные: один раз плохо прикреплённый болт вылетел, на чём потеряли полтора или даже два часа. И ещё один раз привод меняли. Ну и одну поломку сами „организовали“.
Питер Верслёйс, „Века МАН“:
»Пятый этап был сложный ещё и из-за того, что на нём было очень много ям, причём невозможно было предсказать, когда появится следующая, и избежать её: она могла возникнуть и через метр, и через десять. Просто сумасшедшая ситуация. А у нас к тому же не работала подкачка шин. Ещё могу отметить самый первый день, когда мы сломали подвеску, а на втором этапе умерла электроника мотора. В общем, за первую половину столкнулись со всеми возможными проблемами! Теперь на второй неделе я буду делать лишь одно: атаковать, атаковать и ещё раз атаковать".
Владимир Васильев на «Дакаре»
Кшиштоф Холовчик, X-Raid («МИНИ»):
«На пятом спецучастке была действительно высокая температура — где-то 35-40 градусов! Через 10 минут работы в таких условиях вообще пропадают силы, полностью. Через 30-40 минут мы с Константином уже были никакие. Я думал: „Как вообще закончить этот спецучасток, как добраться до финиша?!“. Было невозможно управлять машиной. Но от минуты к минуте силы начали возвращаться, мы выпили воды, и в итоге финишировали. Это был худший момент нынешнего „Дакара“.
Мартин ван дер Бринк, Ginaf:
»Все выделяют пятый этап, и я тоже. Помимо проблемы с поиском контрольной точки у нас была ещё одна под занавес этапа: кончилось топливо, плюс мы пробили колесо. Сначала мы заменили колесо, а потом 20 минут ждали, пока подъедет коллега, чтобы забрать у него немного топлива. Проехали пять километров — и мотор снова выключился. К счастью, коллега ехал рядом с нами, так что проблему решили. Но на финиш мы приехали на час позже, чем могли бы".