Показать ещё Все новости
Лидеры обратного отсчёта: итоги тестов Формулы-1
Дмитрий Захарченко
Формула 1
Комментарии
Зимние тесты Формулы-1 завершены. Проблемы "Ред Булл", потенциал "Мерседеса" и другие главные выводы межсезонья — вашему вниманию.

Тесты Формулы-1 в Бахрейне: лучшие фотографии

Лишь накануне в Бахрейне завершились предсезонные тесты Формулы-1 – событие крайне важное, но часто переоцениваемое. Результаты зимних тестов далеки от реальной расстановки сил, однако приоткрыть завесу тайны всё же способны. Так или иначе, четыре дня в Хересе и две четырёхдневные серии испытаний в Бахрейне – только в эти дни машины команд чемпионата мира гонялись по одной и той же трассе в одинаковых условиях. Сравнения напрашиваются сами собой.

Прошедшие тесты стали самыми неоднозначными за последние годы. Стремительные перемены в регламенте привели к тому, что команды выпустили на трассу недостаточно подготовленные автомобили – в первый день испытаний сломались все машины. Буквально. К дистанции гонке не был готов никто. Правда, ещё в Испании решить многие фундаментальные задачи удалось некоторым командам, а статус неофициального лидера Формулы-1 перешёл к «Мерседесу». В последующие дни немцы лишь подкрепляли своё звание и доказывали, что W05 – серьёзный соперник, с которым необходимо считаться. Кроме того, именно «Мерседес» развенчал один из мифов, который так пугал прошлой осенью.

«Мерседесы» возглавили неофициальные протоколы тестов в два последних дня первой серии тестов в Бахрейне, а также завершили лидерами финальный день.

Новая машина «Мерседеса» зарекомендовала себя не только одной из самых быстрых, но и очень надёжной. Немецкий коллектив за всё время испытаний проехал чуть менее пяти тысяч километров.

Лучший результат W05 в Бахрейне – 1:33.278 Льюиса Хэмилтона – позволил бы не только выйти в Q3 квалификации, но и опередить там одну-две машины. Хотя ещё зимой гонщики боялись, что машины будут едва ли не на одном уровне с автомобилями молодёжной GP2 Series.

Новая машина «Мерседеса» зарекомендовала себя не только одной из самых быстрых, но и очень надёжной. Немецкий коллектив за всё время испытаний проехал чуть менее пяти тысяч километров, в пару раз превзойдя общую дистанцию, пройденную «Ред Булл» или «Лотусом». Вместе с этим инженеры регулярно пробовали различные решения, экспериментировали с элементами в задней части автомобиля. В целом, работа «Мерседеса» больше других напоминала стандартные для зимних тестов процедуры – если в других командах всё ещё разбираются с тем, что именно они построили, то в Брэкли вовсю кипит доводка и развитие машины.

Впрочем, поводы для беспокойства есть и у «Мерседеса». Хотя их меньше, чем у других команд, но избежать этого нельзя ни при какой тестовой программе. В минувшую субботу Нико Росберг потерял полдня из-за замены двигателя, благо она была запланированной – команда предпочла не рисковать прошедшим множество кругов мотором. Но в воскресенье на W05 неожиданно забарахлила коробка передач.

Как ни старались инженеры «Мерседеса», сделать автомобиль неуязвимым им не удалось. Хотя едва ли это вообще кому-то под силу. Тем не менее W05 производит впечатление надёжной и понятной команде машины. Она хорошо управляется, пилоты довольны балансом, чутко реагирует на изменения настроек. Если Гран-при Австралии команда сможет провести в щадящем режиме и вместе с соперниками сможет сберечь ресурс, то борьба за победу «Мерседесу» обеспечена. Но если соперники повысят ставки и все системы будет необходимо использовать на пределе – нас ждёт волнующее сражение.

В то же время «Ред Булл» от своих проблем с машиной оправиться никак не может. Поначалу представители команды валили всю вину на «Рено», но другим клиентам французских мотористов худо-бедно удалось заставить мотор работать. Конечно, корень ряда проблем всё ещё в Вири-Шатийоне, но на финише Гран-при Австралии никто не будет спрашивать, почему результат далёк от чемпионского. В общей сложности двигатели «Рено» преодолели зимой чуть менее 8800 км, в то время как на счету моторов «Феррари» более десяти тысяч, а «Мерседесы» накатали под 18 тысяч километров. Однако на долю «Ред Булл» приходится менее пятой части всей дистанции «Рено».

«Сейчас мы отстаём, это не секрет, — заявил Себастьян Феттель. – В данный момент мы попросту не можем ехать также быстро, как лидеры протоколов». В рамках финальной серии тестов в Бахрейне «Ред Булл» RB10 прошёл менее двухсот кругов, а за всю зиму на счету новой машины чемпионов лишь 320 кругов – это втрое меньше, чем у «Мерседеса». Главная проблема новой машины – экстремально плотная компоновка, в результате чего в случае каких-то непредвиденных повышений температуры из строя выходит половина систем. Например, на одном из кругов Феттель просто перетормозил, но раскалившиеся тормозные диски передали тепло другим деталям, двигатель перегорел, а машина остановилась возле трассы.

Вместе с этим по-прежнему остаются нерешёнными проблемы с рекуператором энергии, батареями. Периодически сбоит топливная система и отказывает двигатель. Однажды из-за неполадки выхлопной системы воспламенился корпус. Если добавить к этому новые тормоза, которые с этого года куда больше взаимодействуют с электроникой и на которые регулярно жалуется Феттель, ситуация выглядит близкой к катастрофе. Инженеры «Ред Булл» при проектировании продолжали думать в ключе экстремально эффективной с точки зрения аэродинамики машины, но новое «железо» попросту не выдержало этой проверки на прочность.

Сейчас команда рассматривает вариант нового шасси – RB10B. По слухам, в Милтон-Кейнсе уже работают над этой машиной, но готова она будет не раньше Гран-при Испании. С текущей машиной инженерам необходимо разобраться со взаимодействием систем друг с другом. Возможно, каждая отдельная деталь новой машины – подлинный шедевр, но вместе они не работают. Упростить автомобиль и заставить его хоть в каком-то режиме пройти дистанцию гонки в приемлемом темпе – это главные задачи инженеров «Ред Булл».

О скорости машины пока судить невозможно – Феттель и Риккардо ещё ни разу не разогнали её до максимальных скоростей, но, ходят слухи, что в «Рено» исключительно эффективная турбина и их двигатели после всех проблем могут быть очень быстры. Правда, пока выяснить истинную мощность двигателя «Рено» не представляется возможным.

Райкконен и Алонсо провели несколько симуляций квалификации, но в Бахрейне F14 T ни разу на вершине протокола не удерживалась. В один из дней Алонсо регулярно отбирал лучшие круги у «Уильямса», но в концовке остался позади.

Технические проблемы возникли и у «Лотуса» с «Торо Россо», а «Кэтерхэм» в данном случае не самый надёжный показатель. Лучшее время машины с двигателем «Рено» в Бахрейне на 2,4 секунды медленнее времени, показанного Фелипе Массой на «Уильямсе».

Для «Лотуса» предсезонные тесты тоже прошли не самым удачным образом. E22 не приехала в Херес, а в Бахрейне автомобиль регулярно отказывал. Были сбои программного обеспечения, проблемы с проводкой, поломки генератора, а в пятницу у Пастора Мальдонадо загорелась задняя часть. «Мы не готовы к Гран-при Австралии, — заявил Ромен Грожан. – Хорошо, если нам удастся набрать очки в Мельбурне».

Не избежали проблем и в «Торо Россо», хотя в последние дни STR9 вела себя более уверенно. Команда даже опробовала новый носовой обтекатель. Впрочем, необходимо учитывать, что Даниил Квят и Жан-Эрик Вернь не гонялись на пределе возможностей этой машины, стараясь сберечь технику. Пока команда так же, как и остальные, остаётся в неведении и лишь постепенно изучает повадки автомобиля.

У «Феррари» подобных проблем нет. «Скудерия» провела плодотворную зиму, новая машина проехала большую дистанцию – почти 4500 километров, что является третьим показателем среди всех команд. Инженеры итальянской компании опробовали множество различных конфигураций, изучали работу новых систем и продолжали повышать надёжность F14 T. В этом компоненте «Феррари» в себе уверены, но с другого фронта в последние дни начали приходить тревожные сообщения.

Кими Райкконен в одном из интервью заявил, что с надёжностью у «Феррари» все как следует, но скорость машины его беспокоит. Райкконен и Алонсо провели несколько симуляций квалификации, но в Бахрейне F14 T ни разу на вершине протокола не удерживалась. В один из дней Алонсо регулярно отбирал лучшие круги у «Уильямса», но в концовке остался позади. При этом время Фернандо оказалось на секунду медленнее рекорда Массы.

Ещё перед стартом заключительной серии испытаний «Феррари» сообщила, что основные задачи в работе с настройками будут решаться на тренировке в Мельбурне. И если это так, «Скудерия» может оказаться одной из быстрейших команд. Однако в Бахрейне соперники тоже не были в своей оптимальной форме и тоже добьются определенного прогресса. В рамках симуляции гонки «Феррари» тоже не блистала, что, в свою очередь, вызывает определённые беспокойства, однако судить об этом параметре до финиша гонки в Австралии слишком преждевременно.

Список тех, кто неожиданно удивил в рамках прошедших тестов, возглавляет «Уильямс». До какого-то времени FW36 не привлекала к себе особого внимания, но заключительная серия стала бенефисом. «Уильямсы» были единственной командой, что могла бросить вызов «Мерседесу», более того – рекорд заездов в Бахрейне остался за Фелипе Массой, который на две сотых секунды опередил Льюиса Хэмилтона.

Во избежание проблем с надёжностью в Гроуве сразу сосредоточились на разработке простой, но чрезвычайно прочной машины. «Уильямс» очень гордился тем, что вплоть до последних дней испытаний FW36 ни разу не останавливалась на трассе, однако однажды двигатель всё-таки отказал. Впрочем, это единственное чёрное пятно на отличной репутации FW36. Складывается ощущение, что в грядущем сезоне «Уильямс» способен уверенно бороться в первой половине пелотона, например, с «Маклареном». Это ощущение лишь усилилось после слов Дженсона Баттона об отличной форме «Уильямса» на длинных дистанциях.

Форма самого же «Макларена» пока какой-либо оценке не поддаётся. Машина регулярно показывала хорошую скорость, например, в Хересе MP4-29 дважды оказывалась быстрейшей, а в Бахрейне Кевин Магнуссен опередил всех во второй день первой серии. Новинкой довольны и в самой команде – инженеры и гонщики утверждают, что у автомобиля большой потенциал. Однако у нее возникли проблемы с трансмиссией и двигателем, но в целом тесты британской команды прошли без драм. Сейчас «Макларен» несколько поумерил амбиции, и главной целью команды является реабилитация после провала прошлого сезона. Сравнивая с прошлогодней, новая машина, конечно, смотрится получше, но сможет ли «Макларен» вернуться в борьбу среди лидеров – вопрос, остающийся пока без ответа.

Из числа середняков неплохо на протяжении тестов смотрелась «Форс Индия». Порой технические проблемы мешали Серхио Пересу провести симуляцию гонки, но финальная серия в Бахрейне прошла для «Чеко» благополучно. Доволен новинкой и Нико Хюлькенберг. Немец заявил, что команда пребывает в хорошей форме, инженеры добились большого прогресса в работе с настройками, но пока судить о темпе автомобиля рано.

Для «Заубера» тесты прошли куда менее благополучно. Автомобиль швейцарцев раз за разом выходил из строя, а в один из дней Адриан Сутиль вернулся с установочного круга с загоревшимся двигателем. Кроме этого у Сутиля есть проблемы с управляемостью – прежде ходили слухи, что немец не может разобраться с новыми тормозами, но сам он заявил, что ещё не приспособился к новой манере работы с педалью газа на выходах из поворота.

Складывается ощущение, что в грядущем сезоне «Уильямс» способен уверенно бороться в первой половине пелотона, например, с «Маклареном». Это ощущение лишь усилилось после слов Дженсона Баттона об отличной форме «Уильямса» на длинных дистанциях.

Порой C33 лидировала по числу пройденных кругов, а Эстебан Гутьеррес отметил, что полностью готов к Гран-при Австралии, тем не менее чего-то выдающегося «Заубер» на тестах не продемонстрировал.

Что касается борьбы в подвале турнирной таблицы, то пока фаворитом в дуэли «Маруся»-«Кэтерхэм» выглядит именно российская команда. В один из дней в Бахрейне Макс Чилтон показал время 1:36.835, в то время как ни Эрикссон, ни Кобаяси из 1:38 так и не вышли. Кроме этого высокой оценки удостоился темп MR03 на длинных дистанциях. Однако в пользу «Кэтерхэма» говорит километраж – как ни странно, клиент «Рено» опередил в этом компоненте машину с двигателем «Феррари». Зелёные автомобили прошли 3313 километров против 1686 у красно-чёрных.

Букмекеры называют главным фаворитом Гран-при Австралии Льюиса Хэмилтона, но у Нико Росберга по этому поводу есть своё мнение. Не раскрыла всех карт «Феррари», а «Ред Булл» все ещё перебирает свои варианты. «Уильямс» готовится приятно удивить паддок Формулы-1, в то время как «Лотус» многое ставит на свой носовой обтекатель. «Макларен» явно подготовлен лучше, чем год назад. Неподалёку держатся «Форс Индия», «Заубер» и «Торо Россо», готовые по возможности вступить в борьбу. Переменами в регламенте стремятся воспользоваться и «Маруся» с «Кэтерхэмом». Кто на самом деле будет бороться за победу в Мельбурне пока не знает никто. Но от этого сражение получается лишь более увлекательным.

Комментарии