По прозвищу Вторикелло
Максим Вершинин
Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло
Комментарии
23 мая Рубенсу Баррикелло исполняется 42 года. Мы решили вспомнить тех, кто был самым известным «вторым номером» в командах Ф-1.

Одни гонщики готовы платить баснословные суммы за право выходить на старт Гран-при даже в составе объективно слабых коллективов, другие жертвуют статусом «второго номера» топ-команды, чтобы попытаться реализовать свои амбиции там, где их по достоинству оценят. В день рождения Рубенса Баррикелло вспоминаем самых ярких представителей Формулы-1, оставшихся в памяти болельщиков как подносчики снарядов для своих напарников-лидеров.

Джонни Херберт

Карьера британца в Формуле-1 могла вообще не начаться из-за серьёзнейших травм, полученных в гонке Формулы-3000 уже в тот момент, когда казалось, что Херберту открыта дорога в топ-команду чемпионата мира. Джонни всё же пробился в «Бенеттон», но вскоре был уволен. Последовала череда непростых сезонов в различных сериях – между разовыми стартами в Формуле-1 за «Тиррелл» и «Лотус» Джонни успел выиграть марафон «24 часа Ле-Мана» за «Мазду» (первая и пока единственная победа японской марки в этой гонке) – а потом через «Лижье» вернулся в «Бенеттон», куда его пригласил Бриаторе. До этого сам же Флавио указал Джонни на дверь.

Так или иначе, но в «Бенеттоне» дела Херберта пошли в гору – британец записал на свой счёт две победы, в 1995 году выиграв этапы в Великобритании и Италии. Однако эти успехи, чётко пришедшиеся на этапы, когда сталкивались Шумахер и Хилл, не повлияли на позиции Джонни в команде. Руководство чётко давало понять, что лидером коллектива является Шумахер, а когда Михаэль ушёл в «Феррари», предпочло пару Алези — Бергер.

Пожалуй, лишь в сезоне-1997 Херберт смог побыть в роли первого номера, когда его партнёры по «Зауберу» Ларини, Морбиделли и Фонтана занимались лишь борьбой за место во второй машине. Но дальше к швейцарцам пришёл Жан Алези, а в «Стюарте» фаворитом был бразилец Рубенс Баррикелло, хотя единственную для команды победу (и свой третий успех в Гран-при) принёс именно Джонни. Ну а в правопреемнице «Стюарта», коллективе «Ягуар», любимцем был другой уроженец Великобритании — Эдди Ирвайн.

Поняв, что ловить в Формуле-1 больше нечего, Херберт принял решение покинуть чемпионат, справедливо рассудив, что просто гоняться в статусе «второго номера», не имея шанса стать чемпионом, смысла нет. По иронии судьбы, дальнейшая карьера двух его последних партнёров сложилась так же, как и путь в чемпионате мира самого Джонни, а имя одного из экс-напарников британца и вовсе стало нарицательным для обозначения «вечно второго».

Эдди Ирвайн многому научился у Шумахера и чуть не взял титул

Эдди Ирвайн многому научился у Шумахера и чуть не взял титул

Эдди Ирвайн

Задорный британец останется в памяти поклонников автоспорта не только своими выступлениями на трассе, но и весьма весёлым нравом вне гоночного полотна. Впрочем, одним из важных периодов биографии Ирвайна стала его совместная работа с Михаэлем Шумахером.

Набравшись опыта за несколько сезонов в «Джордане» и запомнившись своим бесшабашным и зачастую неосмотрительно рискованным пилотажем, Эдди получил предложение от «Феррари» – в итальянский коллектив пилота приглашали явным ассистентом лидера команды Шумахера. Британец, взвесив все за и против, согласился на роль оруженосца Михаэля.

Впрочем, для Красного Барона сотрудничество оказалось не таким безоблачным, как ему хотелось. Норовистый Ирвайн нет-нет да и показывал зубы, составляя немцу конкуренцию. За несколько лет в «Феррари» Эдди набрался опыта и смог стать одним из лидеров Формулы-1, который, правда, терялся в тени своего партнёра – побеждать Ирвайну не давали, и он довольствовался разве что вторыми местами позади напарника.

Звёздный час британца настал в сезоне-1999, когда из-за травмы Михаэля Эдди стал лидером команды и вёл борьбу за титул, а вернувшийся в кокпит Шумахер – редкое дело! – оказался в ранге «второго номера», помогая Ирвайну биться за чемпионство, которое в итоге было упущено. Вероятно, именно тогда гонщик из Великобритании понял, что перерос статус оруженосца в «Феррари» и принял решение уйти в «Ягуар». Увы, за три года в новой команде Ирвайн лишь дважды поднимался на подиум и оба раза на его низшую ступень, уступая Шумахеру и его новому напарнику Баррикелло, а потом и вовсе почёл за благо завершить гоночную карьеру.

Рубенс Баррикелло

Начав карьеру в Формуле-1 в командах «Джордан» и «Стюарт», бразилец, считавшийся тогда одним из самых талантливых пилотов своего поколения, получил шанс раскрыться в «Феррари», куда был приглашён на смену ушедшему в «Ягуар» Ирвайну. Но опыт Эдди не стал для Рубенса уроком, который был уверен, что в составе итальянской команды станет чемпионом.

Обладателем титула Баррикелло так и не стал, хотя свою первую победу бразилец завоевал именно за рулём алого болида – в Хоккенхайме после старта с 18-й позиции. Но затем командная тактика в «Феррари» достигла своего апогея – тот, кто не боролся за первое место по итогам сезона (то есть любой напарник Шумахера), обязан был всецело помогать Михаэлю. Расцвет неприкрытого деления на первого и второго случился на Гран-при Австрии — 2002, где Рубенс, уверенно лидируя, демонстративно пропустил к победе своего партнёра. Последовавший за этим цирк на подиуме вынудил функционеров Международной автомобильной федерации ФИА, не без давления СМИ, рассмотреть эту ситуацию и принять меры.

Результатом стала большая маскировка приказов из боксов да удар по имиджу самого Шумахера, который впоследствии помог напарнику стать вице-чемпионом и даже пропустил его к победе на Гран-при США. Как бы то ни было, но все последующие годы в «Феррари» с Михаэлем Рубенс оставался в тени своего партнёра, за что и заслужил обидное прозвище Вторикелло, а вскоре и вообще его имя стало нарицательным.

Увы, несмотря на громкие заявления после ухода из итальянской команды и рассказы о тирании немца и потворствовавших ему руководителей коллектива, в «Хонде» Баррикелло не блистал. В чемпионской команде «Браун» Баррикелло слишком долго раскатывался, позволив Дженсону Баттону создать отрыв и взять титул. Закончил Рубенс карьеру в увядавшем «Уильямсе». На память о бразильце остался только рекорд по максимальному количеству проведённых Гран-при да статус вечно второго…

Австрия-2002 своеобразно вошла в историю Формулы-1

Австрия-2002 своеобразно вошла в историю Формулы-1

Фелипе Масса

Сменщиком Баррикелло в «Феррари» стал другой бразилец Фелипе Масса, который начал выступать в Формуле-1 за «Заубер», а потом, побывав в ранге тест-пилота итальянской команды, стал напарником Шумахера. В том, что юный пилот будет «вторым номером» при немце, никто не сомневался, однако так цинично, как с Рубенсом, с Массой не поступали – Михаэль стал для Фелипе кем-то вроде наставника. При этом бразилец стал развиваться как пилот и на протяжении тех лет, что работал с немцем, смог открыть счёт выигранным квалификациям, победам в гонках и быстрым кругам.

После решения Шумахера завершить карьеру в Формуле-1 напарником Массы стал финн Кими Райкконен – именно период сотрудничества с ним оказался для Фелипе наименее болезненным. Если при Михаэле бразильцу зачастую побеждать не давали, то с новым напарником была более равная борьба и партнёры даже помогали друг другу в борьбе за титул. Правда, если Масса, уступив Райкконену победу на домашнем Гран-при, гарантировал тому чемпионство, то сам Кими долг вернул в концовке следующего сезона, хотя титул Фелипе это и не обеспечило.

В сезоне-2009 Масса выбыл во второй половине чемпионата, попав в жуткую аварию, невольно устроенную Баррикелло. После восстановления от травм Фелипе вернулся в чемпионат уже в статусе напарника Алонсо – двукратный чемпион сразу заявил о себе как о лидере команды, так что бразильцу оставалось лишь ассистировать испанцу. Невыразительные выступления окончательно утвердили Массу в качестве второго номера «Феррари», а окончательную точку в этом поставила ситуация на Гран-при Германии – в прямом эфире на весь мир прозвучало ставшее вмиг знаменитым «Felipe, Fernando is faster than you! Can you confirm you understood that message?». Открытый приказ пропустить к победе Алонсо да ещё в ситуации, когда свою первую после долгого перерыва победу Фелипе мог завоевать ровно через год после аварии на «Хунгароринге», явно окончательно сломил дух бразильца, и без того надломленный как 30-секундным чемпионством, так и инцидентом в Венгрии.

Скандал получился ничуть не менее громким, чем в сезоне-2002 между Баррикелло и Шумахером. «Феррари» в очередной раз обвинили в попрании спортивного духа, а Массу окончательно окрестили «вторым Баррикелло». Проведя ещё три невыразительных сезона в итальянской команде и так ничего не добившись, Фелипе, как и в случае с Рубенсом, ушёл в «Уильямс». Точно так же, как и его предшественник, бразилец в многочисленных интервью «сорвал покровы» с тактики и взаимоотношений в «Феррари», но, наверное, немалым сюрпризом для него стало заявление новой команды, которая в ходе Гран-при Малайзии 2014 года почти слово в слово повторила приказ образца 2010 года, велев пропустить Вальттери Боттаса. В этот раз Масса не послушался, но от имиджа Вторикелло избавиться ему это вряд ли помогло.

В Германии Массе пришлось подвинуться ради Алонсо

В Германии Массе пришлось подвинуться ради Алонсо

Нельсон Пике-младший

Ещё одним «бразильцем на побегушках» в Формуле-1 оказался сын трёхкратного чемпиона Нельсона Пике Нельсон Пике-младший. За полтора сезона в серии Нельсиньо отметился одним подиумом, но гораздо больше запомнился своим умением попадать в аварии на ровном месте – одна из них, впрочем, оказалась удачной и неудачной одновременно.

Удача заключалась в том, что на Гран-при Сингапура, проходившем на уличной трассе, Пике-младший расколотил свой «Рено» в тот момент, когда его напарник Алонсо уже побывал на пит-стопе и это тактически позволило Фернандо выйти в лидеры и выиграть гонку. Неудача же была в следующем – именно эта авария стоила карьеры и честного имени самому Нельсиньо, а также дорого обошлась тогдашним руководителям команды Флавио Бриаторе и Пэту Симондсу.

Сезон-2009 Пике-младший начал просто ужасающе, что вынудило «Рено» расторгнуть с ним контракт ещё до окончания чемпионата. В ответ на это Нельсиньо нажаловался в ФИА на команду и руководителей, заявив, что его авария в 2008 году в Сингапуре была умышленной и к этому его подтолкнули Бриаторе с Симондсом, шантажируя непродлением контракта на следующий год.

Расследование показало справедливость слов бразильца – Флавио был пожизненно отстранён от участия в любых соревнованиях под эгидой ФИА, а Пэта дисквалифицировали на пять лет. Пике и Алонсо формально остались ненаказанными, но Нельсиньо тем самым испортил себе репутацию и фактически лишился возможности выступать в Европе, продолжая свою карьеру за океаном, а для Фернандо его «липовая», как многие считают, победа стала очередным пятнышком в и без того не кристальном образе пилота-скандалиста.

Уэббер по возможности не давал спуску Феттелю

Уэббер по возможности не давал спуску Феттелю

Марк Уэббер

К сожалению, обаятельный австралийский пилот Марк Уэббер тоже может быть включён в список «вторых номеров» Формулы-1. При этом стоит сразу сказать, что, в отличие от многих, гонщик пользовался уважением как среди части руководства зажимающей его команды, так и среди своих соперников и журналистов, с которыми Уэббер был предельно откровенен.

За несколько лет, проведённых в «Минарди», «Ягуаре» и «Уильямсе», у Марка не было реальной возможности продемонстрировать свой потенциал. Контракт с «Ред Булл», казалось, станет очередной бессмысленной страницей карьеры Уэббера в Формуле-1. Но именно в этой команде австралиец добился основных успехов и получил немалую долю разочарования.

Получив в напарники талантливого немца Себастьяна Феттеля, Марк, даже невзирая на симпатию со стороны владельца «Ред Булл» Дитриха Матешица, попал в опалу к одному из серых кардиналов команды Хельмуту Марко – тот души не чаял в молодом вундеркинде. Именно по этой причине как только Уэббер начал составлять конкуренцию Феттелю, у австралийца начались проблемы – то сломается болид, то новую и более эффективную деталь поставят на машину Себастьяна, то тому простят явное нарушение командной тактики.

Но, в отличие от своих «предшественников», гонщик из Австралии не стеснялся огрызаться на команду и не был особо дипломатичен в общении с прессой, в открытую называя происходящее своими именами. Но даже такая открытость и непокорность не мешали «Ред Булл» год из года продлевать с Уэббером контракт: «второй номер» отличался хорошей скоростью, набирал очки и смог помочь коллективу несколько лет подряд брать Кубок конструкторов, одновременно подстёгивая и лидера команды.

Вызывает уважение и тот факт, что даже после того, как сражение между партнёрами оказалось весьма и весьма жёстким, Уэббер не стал опускаться до каких-то пикировок со своим титулованным напарником или начальством «Ред Булл», а просто довёл сезон до конца и, сохранив лицо, ушёл в марафонские гонки. Борьба Марка на равных с многократным чемпионом говорит об уровне австралийского пилота куда красноречивей его результатов, которые, вероятно, могли быть и лучше, если бы не рьяно отрицаемый фаворитизм «Ред Булл» в пользу немца.

*****

История знает немало случаев, когда талантливые пилоты губили свою карьеру, оказываясь в роли оруженосцев своих напарников, но далеко не факт, что, сложись спортивная судьба «вторых номеров» иначе, они смогли бы добиться большего. Обидно было бы оказаться в списке

Вторикелло один-единственный, но когда рядом с тобой в этом перечне немало достойных пилотов, то это не повод огорчаться – лучше вспомнить, что каждый творит свою судьбу самостоятельно…

Марк Уэббер. Второй пилот, но не вторикелло

Комментарии