«Как в гонщике, я не вижу в Фернандо Алонсо никаких недостатков», — сказал прекрасно всем известный Ники Лауда, в своё время взявший три титула, а теперь пытающийся не дать разругаться пилотам «Мерседеса». Сегодня испанскому асу исполняется 33 года, и в честь дня рождения выдающегося пилота «Чемпионат» вспоминает три главных свершения в его карьере.
Луч света в маленькой Фаэнце
«Завтра будет ещё один день, и я финиширую первым или последним. Я должен работать изо всех сил, но не могу требовать от себя большего»
Алонсо пришёл в Формулу-1 в 2001 году. Его первой командой была скромная «Минарди» — всего два очка за шесть лет. Самому испанцу не было и 20, но он чётко знал: чтобы попасть в команду получше, он сам должен стать лучше.
«Самому испанцу не было и 20, но он чётко знал: чтобы попасть в команду получше, он сам должен быть лучше».
В первой же квалификации Алонсо опережает напарника и ещё пару машин – настоящий подвиг для аутсайдера. Фернандо сразу обратил на себя внимание и в чистую разгромил партнёров по команде – Тарсо Маркеса и Алекса Йонга. Порой ему даже удавалось опередить Джанкарло Физикеллу на «Бенеттоне».
В гонках, правда, ненадёжная и медленная PS01 слушаться пилота отказывалась. Хотя за Алонсо стояли крупные спонсоры, денег команде хронически не хватало. Механики и инженеры с трудом успели подготовить машину к старту, не говоря уже о какой-то доводке.
Но сдаваться было нельзя. Менеджером Алонсо был Флавио Бриаторе, один из самых могущественных людей Формулы-1 того времени. Фернандо должен был оправдывать авансы и доказывать патрону, что тот не зря в него поверил. За рулём Алонсо всегда сохранял хладнокровие, он следил за каждым движением внутри команды, потому понимал назначение каждой инструкции и чётко им следовал.
Для «Минарди» же Фернандо был настоящим подарком с небес. И дело даже не в испанских деньгах. Команда гонялась в Формуле-1 уже 15 лет, но в последние годы она могла позволить себе разве что рента-драйверов – Маркес, Йонг, Маццакане, Туэро и множество других выступали лишь благодаря бедственному положению гордой Фаэнцы. Алонсо же был словно глоток свежего воздуха: целеустремлённый, трудолюбивый и быстрый.
Этот сезон и стал основой успешной карьеры Алонсо. В 2002-м он перешёл на должность тест-пилота в «Рено» и после года на скамейке запасных заменил в основном составе Дженсона Баттона.
Алонсо удалось проявить себя даже в «Минарди»
Воскрешение «Рено»
«Сражение с Михаэлем — это большая честь для меня»
«Алонсо выиграл поул, но без малейших колебаний уступил паре «Макларенов». Испанец закончил гонку третьим и стал самым молодым в истории чемпионом мира».
Переход Алонсо в «Рено» был неизбежен. Когда Бриаторе убедился, что из испанца в скором времени вырастет новая звезда, он уже не собирался его отпускать. В Энстоуне под руководством Майка Гаскойна, наконец, построили нормальную машину, и результат не заставил себя ждать.
На Гран-при Малайзии 2003 года Алонсо завоёвывает поул и заканчивает гонку на подиуме, а в конце лета выигрывает Гран-при Венгрии. «Сон стал явью. Мне 22 года, и у меня есть первая победа. Надеюсь, у меня будет долгая карьера с большим количеством побед», — заявил тогда Фернандо.
Бороться с «Феррари» тогда могли позволить себе лишь «Уильямс» с «Маклареном», а «Рено» оставалась позади. Однако инженеры переработали концепцию двигателя и отказались от затеи с широкоугольной компоновкой, большого прогресса удалось добиться в области аэродинамики. Победить «Феррари» не удалось и в следующем году, но не дать результата эти реформы не могли.
К 2005 году за плечами у Фернандо Алонсо были восемь подиумов и три полноценных сезона в Формуле-1. «Его время кончилось, я скину его с трона», — говорил тогда испанец про Михаэля Шумахера.
Уже первый этап сезона остался за «Рено». Правда, победу в Мельбурне одержал новый напарник Алонсо – Джанкарло Физикелла. Но в следующих гонках Фернандо взял своё – в Малайзии и Бахрейне равных ему не было. В Имоле испанец в очной борьбе превзошёл Михаэля, выдержав на последних кругах прессинг многоопытного немца. После пяти этапов у Алонсо было уже в полтора раза больше очков, чем у кого бы то ни было.
К европейской части сезона скорость набрал «Макларен». Кими Райкконен победил в Барселоне и Монако, вплоть до вылета на повреждённой резине лидировал на «Нюрбургринге». Теперь статус обладателей самой быстрой машины принадлежал Уокингу.
Тем не менее Алонсо не терял самообладания. Попусту он не рисковал и стабильно набирал очки. Райкконен же пытался воспользоваться каждым шансом, агрессивно атаковал, что часто заканчивалось поломками и вылетами. Кими победил в Венгрии, Турции и Бельгии, а Фернандо трижды финишировал вторым. При действовавшей тогда очковой системе испанец уступил всего шесть баллов и за три этапа до окончания сезона у него оставался перевес в 25 очков.
«Алонсо заявил в одном из радиоинтервью, что «хотел бы получить компенсацию за то, что сделал машину на шесть десятых быстрее».
На «Интерлагосе» ему достаточно было финишировать на подиуме, чтобы досрочно гарантировать себе титул. Алонсо выиграл поул, но без малейших колебаний уступил паре «Макларенов». Испанец закончил гонку третьим и стал самым молодым в истории чемпионом мира.
На следующий год соперником Фернандо был уже Михаэль Шумахер. За два этапа до финиша у них было равное количество очков. Предпоследняя гонка проходила на «Сузуке». Оставалось всего 17 кругов до клетчатого флага, как у лидировавшего Шумахера отказал двигатель. Победа досталась Алонсо, и в финальном Гран-при ему достаточно было просто набрать очки. Фернандо завоевал второе место. Ещё по ходу того сезона Шумахер объявил о завершении карьеры.
Алонсо отобрал у Шумахера титул в 2005-м и не отдал в 2006-м
Хождение по углям
«Я считаю себя счастливым человеком — моя работа это то, что мне больше всего нравится в жизни»
В 2007 году Алонсо перешёл в «Макларен». Он принёс с собой первый номер и был единственным среди действующих пилотов чемпионом мира. Фернандо пришёл сюда править бал. Однако появились две новости. Хорошая — в Уокинге построили отличную машину, и очень плохая — как чёрт из табакерки возник Льюис Хэмилтон. Ещё зимой Алонсо осознал, что никто здесь не воспринимает его беспрекословным лидером, зато Хэмилтон чувствует себя как дома.
Разногласия между пилотами были неизбежны и начались ещё на зимних тестах. Конфликт перерос в гражданскую войну уже на пятом этапе сезона. Инцидент произошёл в Монако: Алонсо лидировал, Хэмилтон шёл за ним. Льюис чувствовал в себе силы атаковать напарника, но получил приказ оставаться сзади. В «Макларене» предпочли не рисковать столкновением, а Хэмилтон посчитал, что у него украли победу и дал несколько откровенных интервью.
Напряжение в команде стремительно достигло критической массы. Хэмилтон одержал свои первые победы — в Канаде и США, а Алонсо терял очки из-за штрафов и поломок. Параллельно начал разгораться знаменитый шпионский скандал: «Феррари» обвинила своего главного механика Найджела Степни в продаже чертежей «Макларену». Вскоре Рон Деннис признал, что он действительно собирал информацию о машине «Скудерии». Дело отправили на рассмотрение Всемирного совета ФИА — речь шла о промышленном шпионаже.
В начале августа Формула-1 приехала на «Хунгароринг». На последних минутах квалификации Алонсо заблокировал Хэмилтона на пит-лейне, и тот не успел уйти на быстрый круг. ФИА за эту выходку наложила на Фернандо штраф, и Льюис одержал третью победу в сезоне. Находясь тогда в Венгрии, Алонсо заявил в одном из радиоинтервью, что «хотел бы получить компенсацию за то, что сделал машину на шесть десятых быстрее». Реакции на это заявление не последовало, и гонщик решил действовать самостоятельно.
Через месяц ФИА заявила о получении новых свидетельств в деле о шпионаже. Речь шла о переписке Алонсо с тестером команды Педро де ла Росой. Она доказывала факт использования чертежей «Феррари» в разработке машины. Эти письма в распоряжение федерации передал Алонсо. Как выяснилось позднее, перед этим Фернандо шантажировал Рона Денниса, но тот не верил, что у испанца действительно что-то есть на руках. «Макларен» приговорили к штрафу в сто миллионов долларов и лишили всех очков.
Алонсо до самой последней гонки чемпионата боролся с Хэмилтоном, хотя симпатии команды явно были на стороне Льюиса. Фернандо постоянно оказывал давление на напарника, и нервы у дебютанта не выдержали. Он сначала не смог въехать на пит-лейн в Шанхае, а затем вылетел уже в третьем повороте финальной гонки. В результате чемпионский титул неожиданно уплыл к Кими Райкконену. На счету Алонсо и Хэмилтона оказалось по 109 очков и четыре победы, но по числу вторых мест — пять против четырёх — победил Льюис.
Со временем отношения Алонсо и Хэмилтона стали гораздо лучше
***
Вот уже семь лет Фернандо Алонсо не может выиграть чемпионский титул. Теперь он выступает за «Феррари» и пользуется в Маранелло огромным авторитетом. За это время у него была сомнительная победа в Сингапуре в 2008 году, несколько сложных эпизодов с Фелипе Массой, кульминацией которых стала командная тактика на гонке в «Хоккенхайме». Но достойной чемпионского титула машины всё не появляется. Позади две принципиальные реформы технического регламента, но ни в одной из них инженеры «Скудерии» не преуспели. Тем не менее Фернандо продолжает тащить команду – именно с его именем связаны все последние победы «Феррари». 33 года — время ещё есть, пока вопрос скорее в терпении…